Новости

ИНТРИГАН И ПРОВОКАТОР ФИГАРО

Комедия положений Бомарше «Женитьба Фигаро» приобрела новое звучание на подмостках Малого театра. Режиссер Владимир Драгунов так расставил смысловые акценты в спектакле, что на первый план вышел социальный протест камердинера Фигаро в исполнении Глеба Подгородинского. Под маской «своего парня» скрывается оскорбленное достоинство, внутренний протест против унижения маленького человека на побегушках. Даже любовь к Сюзанне в исполнении очаровательной Ольги Плешковой проходит проверку, так как Фигаро ожидает подвоха и со стороны невесты, крепко усвоившей ложь во спасение в покоях графини. А вдруг она окажется не той, за которую себя выдает: эдакую верную подругу с замашками сорванца, способную при удобном случае наставить ему рога, хотя бы ради остроты ощущений... Неслучайно Сюзанна кокетничает с Графом. Чем стремительнее раскручивается интрига, связанная с правом первой ночи невесты в спальне графа, тем активнее действует Фигаро, пользуясь сарказмом, иронией, натянутой улыбкой до ушей и гибким позвоночником, в надежде, что разыгранное притворство усыпит бдительность охочего до чужих невест «сладкоежку», и тогда праздник будет на его улице. Но для этого нужно время. Значит, придется готовиться к затяжной войне, ничем себя не выдавая, используя хитроумные уловки и лесть. Одним словом, Фигаро начинает вести себя как заядлый интриган.

По-другому победить зарвавшегося вельможу невозможно: открытый бунт потерпит фиаско, и Фигаро проиграет. А этого вовсе не хочется - если уж замахнулся, так все средства хороши. Тем более в обществе прихлебателей без чести и совести, думающих только о собственной выгоде. И в этом со всей очевидностью усматривается лишенная временной определенности параллель с неприглядной действительностью, построенной на стяжательстве и притворстве. Потому режиссер не хочет использовать розыгрыши в формате карусели, движущегося круга с дворцовыми интерьерами в обстоятельствах непредвиденного и случайного. Что создает напряженную атмосферу, и позволяет Фигаро, как гончей идти по следу ни о чем не подозревающего Графа.

Поначалу щупленький домоправитель, казалось, ничем не отличается от тех людей, которые заглядывают в рот своим хозяевам. Но торопиться с выводами рано. На глазах зрителей происходят неожиданные метаморфозы. По мере того, как великолепный Граф в креативном исполнении Андрея Чубченко ощущает себя неуязвимым, способным преодолевать любые преграды на пути к обладанию «запретным плодом», параллельно зреют грозди гнева в душе униженного Фигаро, вырастающего в свободную личность, способную называть вещи своими именами и не сдаваться.

Красота интерьеров, роскошь в стиле рококо (сценограф Мария Утробина), говорят о том, что дворец графа Альмавивы предназначен для избранных: он неотделим от этого великолепия, а значит - недосягаем для критики и тем более провокаций. Как бы не так! Следуя Бомарше, режиссер доказывает, что гибкий ум Фигаро способен совершить невозможное: превратить Альмавиву в посмешище, тем самым опозорив себя. Фигаро счастлив. Он достиг своей цели. Наконец-то Граф посрамлен и на своей шкуре почувствовал, что такое «оказаться с носом». Маска величия сорвана, король оказался голым.

Спектакль Владимира Драгунова перенасыщен разными обманками, придающими особый вкус драматическому действу. Так сельский врач Бартоло в исполнении Валерия Афанасьева выглядит современным бардом, философски взирая на глупых людей, не понимающих, в чем их счастье. А ключница Марселина (Алена Охлупина) никак не найдет подходящего мужа, взяв расписку с Фигаро, что в случае неуплаты долга он женится на ней, не подозревая, что это ее сын. Эти сцены, скорее, напоминают «притянутый за уши» водевильный сюжет, пребывающий в стороне от красной линии режиссерского замысла.

Фактура актера играет большую роль в решении сценического образа. Так одна из комических фигур в пьесе и в спектакле, это Керубино, безнадежно влюбленный в Графиню. Глупый, наивный юноша, мечтающий поймать журавля в небе. Не совсем понятно, почему режиссер выбрал на эту роль статного красавца Станислава Сошникова, лишенного всяких комплексов и потому абсолютно уверенного, что красавица Графиня (Александра Иванова) не прочь побывать в его объятиях. Это противоречит замыслу драматурга и развивает совершенно противоположную линию в поведении Графини. Казалось бы, мелочи: какая разница, как ведет себя с личным слугой великосветская дама, то ли дразнит бедного юношу, то ли готова нарушить клятву супружеской верности. Если идти по второму пути, обозначенному в спектакле, то непонятно, почему она так горько переживает измены Графа, если и сама не без греха.

При всех достоинствах этого спектакля и колоссальной самоотдаче артистов хотелось бы напомнить одну простую вещь: любой прокол, связанный с эпизодическими персонажами, сказывается на художественной целостности спектакля и от этого страдает актерский ансамбль, где ничего случайного не может быть.

Лебедина Любовь, "Страстной бульвар, 10", Выпуск №3-253/2022

http://www.strast10.ru/node/6182


Дата публикации: 15.12.2022

Комедия положений Бомарше «Женитьба Фигаро» приобрела новое звучание на подмостках Малого театра. Режиссер Владимир Драгунов так расставил смысловые акценты в спектакле, что на первый план вышел социальный протест камердинера Фигаро в исполнении Глеба Подгородинского. Под маской «своего парня» скрывается оскорбленное достоинство, внутренний протест против унижения маленького человека на побегушках. Даже любовь к Сюзанне в исполнении очаровательной Ольги Плешковой проходит проверку, так как Фигаро ожидает подвоха и со стороны невесты, крепко усвоившей ложь во спасение в покоях графини. А вдруг она окажется не той, за которую себя выдает: эдакую верную подругу с замашками сорванца, способную при удобном случае наставить ему рога, хотя бы ради остроты ощущений... Неслучайно Сюзанна кокетничает с Графом. Чем стремительнее раскручивается интрига, связанная с правом первой ночи невесты в спальне графа, тем активнее действует Фигаро, пользуясь сарказмом, иронией, натянутой улыбкой до ушей и гибким позвоночником, в надежде, что разыгранное притворство усыпит бдительность охочего до чужих невест «сладкоежку», и тогда праздник будет на его улице. Но для этого нужно время. Значит, придется готовиться к затяжной войне, ничем себя не выдавая, используя хитроумные уловки и лесть. Одним словом, Фигаро начинает вести себя как заядлый интриган.

По-другому победить зарвавшегося вельможу невозможно: открытый бунт потерпит фиаско, и Фигаро проиграет. А этого вовсе не хочется - если уж замахнулся, так все средства хороши. Тем более в обществе прихлебателей без чести и совести, думающих только о собственной выгоде. И в этом со всей очевидностью усматривается лишенная временной определенности параллель с неприглядной действительностью, построенной на стяжательстве и притворстве. Потому режиссер не хочет использовать розыгрыши в формате карусели, движущегося круга с дворцовыми интерьерами в обстоятельствах непредвиденного и случайного. Что создает напряженную атмосферу, и позволяет Фигаро, как гончей идти по следу ни о чем не подозревающего Графа.

Поначалу щупленький домоправитель, казалось, ничем не отличается от тех людей, которые заглядывают в рот своим хозяевам. Но торопиться с выводами рано. На глазах зрителей происходят неожиданные метаморфозы. По мере того, как великолепный Граф в креативном исполнении Андрея Чубченко ощущает себя неуязвимым, способным преодолевать любые преграды на пути к обладанию «запретным плодом», параллельно зреют грозди гнева в душе униженного Фигаро, вырастающего в свободную личность, способную называть вещи своими именами и не сдаваться.

Красота интерьеров, роскошь в стиле рококо (сценограф Мария Утробина), говорят о том, что дворец графа Альмавивы предназначен для избранных: он неотделим от этого великолепия, а значит - недосягаем для критики и тем более провокаций. Как бы не так! Следуя Бомарше, режиссер доказывает, что гибкий ум Фигаро способен совершить невозможное: превратить Альмавиву в посмешище, тем самым опозорив себя. Фигаро счастлив. Он достиг своей цели. Наконец-то Граф посрамлен и на своей шкуре почувствовал, что такое «оказаться с носом». Маска величия сорвана, король оказался голым.

Спектакль Владимира Драгунова перенасыщен разными обманками, придающими особый вкус драматическому действу. Так сельский врач Бартоло в исполнении Валерия Афанасьева выглядит современным бардом, философски взирая на глупых людей, не понимающих, в чем их счастье. А ключница Марселина (Алена Охлупина) никак не найдет подходящего мужа, взяв расписку с Фигаро, что в случае неуплаты долга он женится на ней, не подозревая, что это ее сын. Эти сцены, скорее, напоминают «притянутый за уши» водевильный сюжет, пребывающий в стороне от красной линии режиссерского замысла.

Фактура актера играет большую роль в решении сценического образа. Так одна из комических фигур в пьесе и в спектакле, это Керубино, безнадежно влюбленный в Графиню. Глупый, наивный юноша, мечтающий поймать журавля в небе. Не совсем понятно, почему режиссер выбрал на эту роль статного красавца Станислава Сошникова, лишенного всяких комплексов и потому абсолютно уверенного, что красавица Графиня (Александра Иванова) не прочь побывать в его объятиях. Это противоречит замыслу драматурга и развивает совершенно противоположную линию в поведении Графини. Казалось бы, мелочи: какая разница, как ведет себя с личным слугой великосветская дама, то ли дразнит бедного юношу, то ли готова нарушить клятву супружеской верности. Если идти по второму пути, обозначенному в спектакле, то непонятно, почему она так горько переживает измены Графа, если и сама не без греха.

При всех достоинствах этого спектакля и колоссальной самоотдаче артистов хотелось бы напомнить одну простую вещь: любой прокол, связанный с эпизодическими персонажами, сказывается на художественной целостности спектакля и от этого страдает актерский ансамбль, где ничего случайного не может быть.

Лебедина Любовь, "Страстной бульвар, 10", Выпуск №3-253/2022

http://www.strast10.ru/node/6182


Дата публикации: 15.12.2022