В Малом театре поставили «Женитьбу Бальзаминова» Островского.
Второе название пьесы – «За чем пойдешь, то и найдешь». Она представляет собой заключительную часть трилогии о бедном чиновнике Михайле Дмитриевиче Бальзаминове, большом романтике и мечтателе, главное мечтание которого – встреча с богатой невестой. Первые две пьесы – «Праздничный сон – до обеда» (1857) и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) – с разными вариациями представляют все тот же сюжет – поиск богатой невесты. В «Женитьбе Бальзаминова» (1861) Мишенька наконец находит ее. Общий подзаголовок пьес – «Картины из московской жизни».
Критики в отличие от публики недоброжелательно встретили трилогию Островского, вторую пьесу даже враждебно, обвинив в «скудости содержания», а на «Женитьбе Бальзаминова» Литературно-театральный комитет поставил гриф «Не одобряется к представлению». Но в защиту драматурга выступили журналисты, обвинив членов комитета в «непонимании искусства». Пьеса была допущена и с разницей в две недели поставлена в Александринском и Малом театрах, но важнее другое – опубликована она была в сентябрьском номере журнала Достоевского «Время». Отсылая пьесу издателю, Островский просил Федора Михайловича высказать свое мнение «совершенно искренно и бесцеремонно». Достоевский ответил: «Что сказать Вам о Ваших «сценах»? Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой – это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме…»
Впоследствии пьеса нечасто ставилась на российской и советской сцене, в Малом театре была поставлена в конце 70‑х с Василием Бочкаревым в главной роли, в той постановке использовали всю трилогию. Но еще до того прогремела она в знаменитом фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964), где использован и «Праздничный сон – до обеда». В основе новой премьеры Малого театра также лежат эти две пьесы.
Спектакль этот первый в череде постановок, приуроченных к 200‑летию Александра Николаевича Островского. В репертуаре Малого театра идут 13 его пьес, к юбилею в 2023 году надеются добавить еще четыре. «Работать с текстами драматурга непросто, – сказал режиссер-постановщик Алексей Дубровский, – но безумно интересно, испытываешь колоссальное удовольствие. Островский действительно наш Шекспир на все времена».
Создатели спектакля оттолкнулись от оценки Достоевского, заключенной в слове «прелесть», и через призму иронии посмотрели на происходящее. Декорации Марии Утробиной уносят вас в мир мечтаний Мишеньки Бальзаминова (Дмитрий Марин), в его сны и всевозможные предприятия. И пока он, проснувшись, соотносит сон с реальностью, его забавная фея-маменька (народная артистка России Ирина Муравьева) царствует в лубочном мавринском мире, где громко кудахчут нарисованные на фанере куры, мяукает кошка, хрюкает хряк. Все мысли маменьки все о ней же – о богатой невесте.
В этот спектакль вступаешь под музыку Валерия Гаврилина, как в старинную музыкальную шкатулку, которая обещает много чудес, тем более что главная чудесница, сваха Красавина (народная артистка России Людмила Титова), о которой Достоевский написал, что «из всех свах Островского она должна занять первое место», уже на сцене. И ее блистательный выход – как подтверждение слов писателя: «Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я ее помню». Мишенька Бальзаминов отныне в ее власти, не ускользнет. Режиссер, как и обещал, с мощными силами подступил к Островскому, в спектакле заняты шесть народных артистов, и с каждым из их героев Бальзаминову придется вступить в поединок.
А в жизни, что двести лет назад, что сейчас, поиск счастья дается с трудом: «Мы выбираем, нас выбирают, // Как это часто не совпадает, // Счастье такая трудная штука, // То дальнозорко, то близоруко…» Так или иначе, но зритель вдруг ловит себя на мысли, что этот вроде бы корыстолюбивый юноша (подайте ему богатство) вызывает у него сочувствие, а все потому, что на самом деле он не богатую невесту ищет, а о простом человеческом счастье мечтает. И Дмитрий Марин убедителен в этом своем порыве.
Но в доме купчихи Ничкиной (народная артистка России Людмила Полякова), к дочери которой Капочке (Анастасия Дубровская) они с маменькой приходят свататься, этот голубоглазый юноша с шарфиком под цвет глаз дважды переживает стресс – вначале от вида самой Клеопатры Ивановны, а потом от общения с ее братом Нилом Борисычем Неуеденовым (народный артист России Владимир Носик), который просто гонит прочь незавидного жениха. Не помогла и румяная подружка Капочки Устинька (Ольга Жевакина). История повторяется и с Анфисой Пеженовой (Мария Кривенцева), любительницей канканов, которую обещает Мише помочь выкрасть из дома офицер в отставке Чебаков (народный артист России Виктор Низовой), сам он бежит со старшей сестрой Раисой (Анастасия Горячева). Но мало того что Бальзаминов обманут сообщником, еще и Анфиса его «не выбирает».
Мишенька вновь на распутье, но не зря автор «Униженных и оскорбленных» первое место отвел свахе Красавиной: есть у нее богатая невеста!.. Пышнотелая красавица вдова Белотелова (народная артистка России Светлана Аманова) в полупрозрачном розовом прикиде с рюшечками и розочками хоть завтра готова выйти за Бальзаминова. Поиск окончен. Вот эта радостная парочка на балконе, а вот на авансцене, но свет падает как-то странно: высвечен один Мишенька, а будущее его в тени… Его ли искал Бальзаминов?..
Нина Катаева, "Учительская газета", №20 от 17 мая 2022 года
В Малом театре поставили «Женитьбу Бальзаминова» Островского.
Второе название пьесы – «За чем пойдешь, то и найдешь». Она представляет собой заключительную часть трилогии о бедном чиновнике Михайле Дмитриевиче Бальзаминове, большом романтике и мечтателе, главное мечтание которого – встреча с богатой невестой. Первые две пьесы – «Праздничный сон – до обеда» (1857) и «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) – с разными вариациями представляют все тот же сюжет – поиск богатой невесты. В «Женитьбе Бальзаминова» (1861) Мишенька наконец находит ее. Общий подзаголовок пьес – «Картины из московской жизни».
Критики в отличие от публики недоброжелательно встретили трилогию Островского, вторую пьесу даже враждебно, обвинив в «скудости содержания», а на «Женитьбе Бальзаминова» Литературно-театральный комитет поставил гриф «Не одобряется к представлению». Но в защиту драматурга выступили журналисты, обвинив членов комитета в «непонимании искусства». Пьеса была допущена и с разницей в две недели поставлена в Александринском и Малом театрах, но важнее другое – опубликована она была в сентябрьском номере журнала Достоевского «Время». Отсылая пьесу издателю, Островский просил Федора Михайловича высказать свое мнение «совершенно искренно и бесцеремонно». Достоевский ответил: «Что сказать Вам о Ваших «сценах»? Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой – это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме…»
Впоследствии пьеса нечасто ставилась на российской и советской сцене, в Малом театре была поставлена в конце 70‑х с Василием Бочкаревым в главной роли, в той постановке использовали всю трилогию. Но еще до того прогремела она в знаменитом фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964), где использован и «Праздничный сон – до обеда». В основе новой премьеры Малого театра также лежат эти две пьесы.
Спектакль этот первый в череде постановок, приуроченных к 200‑летию Александра Николаевича Островского. В репертуаре Малого театра идут 13 его пьес, к юбилею в 2023 году надеются добавить еще четыре. «Работать с текстами драматурга непросто, – сказал режиссер-постановщик Алексей Дубровский, – но безумно интересно, испытываешь колоссальное удовольствие. Островский действительно наш Шекспир на все времена».
Создатели спектакля оттолкнулись от оценки Достоевского, заключенной в слове «прелесть», и через призму иронии посмотрели на происходящее. Декорации Марии Утробиной уносят вас в мир мечтаний Мишеньки Бальзаминова (Дмитрий Марин), в его сны и всевозможные предприятия. И пока он, проснувшись, соотносит сон с реальностью, его забавная фея-маменька (народная артистка России Ирина Муравьева) царствует в лубочном мавринском мире, где громко кудахчут нарисованные на фанере куры, мяукает кошка, хрюкает хряк. Все мысли маменьки все о ней же – о богатой невесте.
В этот спектакль вступаешь под музыку Валерия Гаврилина, как в старинную музыкальную шкатулку, которая обещает много чудес, тем более что главная чудесница, сваха Красавина (народная артистка России Людмила Титова), о которой Достоевский написал, что «из всех свах Островского она должна занять первое место», уже на сцене. И ее блистательный выход – как подтверждение слов писателя: «Я ее видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду; я ее помню». Мишенька Бальзаминов отныне в ее власти, не ускользнет. Режиссер, как и обещал, с мощными силами подступил к Островскому, в спектакле заняты шесть народных артистов, и с каждым из их героев Бальзаминову придется вступить в поединок.
А в жизни, что двести лет назад, что сейчас, поиск счастья дается с трудом: «Мы выбираем, нас выбирают, // Как это часто не совпадает, // Счастье такая трудная штука, // То дальнозорко, то близоруко…» Так или иначе, но зритель вдруг ловит себя на мысли, что этот вроде бы корыстолюбивый юноша (подайте ему богатство) вызывает у него сочувствие, а все потому, что на самом деле он не богатую невесту ищет, а о простом человеческом счастье мечтает. И Дмитрий Марин убедителен в этом своем порыве.
Но в доме купчихи Ничкиной (народная артистка России Людмила Полякова), к дочери которой Капочке (Анастасия Дубровская) они с маменькой приходят свататься, этот голубоглазый юноша с шарфиком под цвет глаз дважды переживает стресс – вначале от вида самой Клеопатры Ивановны, а потом от общения с ее братом Нилом Борисычем Неуеденовым (народный артист России Владимир Носик), который просто гонит прочь незавидного жениха. Не помогла и румяная подружка Капочки Устинька (Ольга Жевакина). История повторяется и с Анфисой Пеженовой (Мария Кривенцева), любительницей канканов, которую обещает Мише помочь выкрасть из дома офицер в отставке Чебаков (народный артист России Виктор Низовой), сам он бежит со старшей сестрой Раисой (Анастасия Горячева). Но мало того что Бальзаминов обманут сообщником, еще и Анфиса его «не выбирает».
Мишенька вновь на распутье, но не зря автор «Униженных и оскорбленных» первое место отвел свахе Красавиной: есть у нее богатая невеста!.. Пышнотелая красавица вдова Белотелова (народная артистка России Светлана Аманова) в полупрозрачном розовом прикиде с рюшечками и розочками хоть завтра готова выйти за Бальзаминова. Поиск окончен. Вот эта радостная парочка на балконе, а вот на авансцене, но свет падает как-то странно: высвечен один Мишенька, а будущее его в тени… Его ли искал Бальзаминов?..
Нина Катаева, "Учительская газета", №20 от 17 мая 2022 года