«К юбилею Юрия Мефодьевича Соломина»
Ухватиться за Соломина
Ухватиться за Соломина
Когда я думаю о 70-летии Юрия Соломина, то представляю прежде всего мальчишку, жившего на Дальнем Востоке, которому только что исполнилось шесть лет, а через четыре дня началась война.
Потом голодное детство, боль и счастье, война и победа, напряжение, которым в те годы жила вся страна. Это осталось в том поколении навсегда, просто у актеров это всегда виднее — проявление боли, радости, отчаяния и победительного настроения. Я представляю мальчишку, который в первый раз увидел фильм, посвященный Малому театру, и понял, что это его судьба и что учиться надо не где-нибудь, а в Щепкинском училище при Малом театре. С тех пор 52 года связывают его с Щепкинским училищем — студент, потом педагог, потом руководитель курса, заведующий кафедрой, воспитатель нескольких поколений артистов Малого театра. Его учителем была Вера Николаевна Пашенная, одна из величайших русских актрис своего поколения. Он говорит о ней с любовью, так же как о Щепкинском училище и Малом театре, в котором так счастливо остался. Не знаю, может ли он убить за Малый театр, но умереть за Малый театр он может. За Малый театр и еще, быть может, за собак, которых он любит с той страстью, с какой относятся к животным только очень любящие природу и божий мир люди. В Малом театре у него без малого 50 лет ролей и потрясающие встречи с актерами, среди которых были Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Михаил Царев, Николай Анненков, Борис Бабочкин. Но он помнит даже безвестных актеров театра, с которыми играл в эпизодах. И, может, в этом понимании значимости каждого актера, великого и маленького, заключается подлинный смысл профессии, которая вымирает в сегодняшнем театре, — художественного руководителя. Для Соломина Малый театр — это и встреча с режиссерами Борисом Равенских, Леонидом Варпаховским, Леонидом Хейфецем, Борисом Морозовым, Петром Фоменко, рядом с которыми он поднимался как актер. Его первые большие роли были связаны с современной драматургией, с пьесами Виктора Розова «Неравный бой», «Перед ужином». И в конце 50-х годов в Малом театре Соломин как актер вносил ту же струю жизни, которая била и в театре «Современник» Олега Ефремова, и в постановках Анатолия Эфроса в Центральном Детском театре. Его первая центральная роль в классике — Хлестаков в «Ревизоре», поставленном Ильинским, игравшим когда-то эту роль и у Мейерхольда, и в Малом театре. Соломин сейчас репетирует новый «Ревизор» и свой опыт теперь будет передавать молодым актерам. Конечно, он прославился в кино, в роли адъютанта его превосходительства, но у него была и роль в фильме Куросавы «Дерсу Узала», заслужившем «Оскар». Правда, Соломин об этом узнал только спустя десятилетия, как бывало когда-то в нашей стране. В своих выступлениях Соломин бывает необыкновенно серьезным, пламенным, страстным, но близкие ему люди знают, что в жизни он человек необычайной веселости, остроумия и розыгрышей. Недаром один из последних его спектаклей — водевиль, а из последних его ролей — Фамусов. Сегодня он мог бы сыграть и булгаковского Мольера, и шекспировских Короля Лира или Просперо из «Бури», но работа в должности художественного руководителя театра не может не ограничить его возможности как актера. Он возглавил Малый театр в 1988 году, в то время когда геральдического льва демократическим копытом какой только осел не лягал. Малому театру предстоял капитальный ремонт, и начинающий руководитель Соломин его выдержал, так же как и нападки прессы. Он вернул Москве и России два здания театра, сохранил труппу и зрителя. К нему вернулись уходившие Виктор Павлов, Ирина Муравьева, Лиля Полякова, перешел из Театра Станиславского Борис Невзоров. И так происходит потому, что Соломин обладает уникальным качеством — способностью не затаптывать взаимоотношения, которые были когда-то между людьми, а сохранять их, чтобы в какой-то момент снова возродить. А это единственный способ сохранить традиции.
Борис Любимов
«Российская газета», 18 июня 2005 года
Дата публикации: 20.06.2005