Новости

ОТЦЫ И ДЕТИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РАЗМАХОМ

Сценическая версия Малого театра по пьесе Д.С.Мережковского «Царевич Алексей» рассказывает о противостоянии Петра I и его сына Алексея. Классический конфликт отцов и детей замешан тут не только на бытовых конфликтах, но главным образом на отношении каждого к государству и власти.

Петр I в исполнении Андрея Чубченко – мощная фигура государя, тем не менее не лишенная человеческих черт и простых переживаний. Однако мысли об управлении Российской Империей берут верх над общечеловеческими понятиями о добре и зле, семье и долге. Царь живет в постоянном страхе, страхе граничащем с ужасом: кому и как оставить страну после смерти? А если смерть придет к нему не естественным путем, а от рук заговорщиков? Издергавшийся, болеющий и очень уставший царь ослеплен постоянным поиском заговора, который находит как ту самую змею, которую пригрели, у себя под сердцем – в своем сыне.

В постановке идет яркая борьба и противопоставление персонажей царя и его сына. Это чувствуется и в манере игры и существования на сцене. Несмотря на то, что как и любая другая постановка Малого, «Петр I» – это самая настоящая классика с классическим прочтением, трактовкой, костюмами, постановка не лишена актуальности. Ведь тема осмысления российской государственности, управления огромной страной, «жесткой руки» или мягких реформ актуальна в любое время, а история, рассказанная на сцене, неизбежно откликается параллелями с другими временами и эпохами.

Однако постоянная борьба между христианскими идеалами, любовью к сыну, как к родному существу и мнительная жестокость приводят нас к неутешительному финалу. Кажется, что режиссер в финальной сцене добавляет икону и образ Бога для того, чтобы обозначить, что взяло верх в душе царя. Но даже если это так – христианское милосердие возникает в Петре уже над трупом собственного сына и выглядит очень не к месту. Это лишь добавляет образу царя деспотичности и абсолютной неустойчивости. С точки зрения новой этики, конечно, очень хочется, чтобы и отец и сын оказались на приеме у психолога и разобрались каждый со своими демонами, страстями, страхами и претензиями. Но в 18 веке лишь врачи-иностранцы выглядят адекватно ситуации, в ужасе наблюдая за жестокостью, творящейся в царской среде.

Спектакль дает возможность взглянуть на исторические события под определенным углом. Но что касается образа Петра, который дал название постановке и таким образом режиссер ставит акцент именно на этом герое, при всей красоте и силы игры Чубченко, романтизировать образ тирана и откровенно безумного человека, очень не хочется. Однако, зритель сам волен решить кому из героев отдать свои симпатии или же остаться сторонним наблюдателем.

Карина Чаплинская, http://localdramaqueen.moscow/2022/01/malytheatre-... 28 января 2022 года


Дата публикации: 02.02.2022

Сценическая версия Малого театра по пьесе Д.С.Мережковского «Царевич Алексей» рассказывает о противостоянии Петра I и его сына Алексея. Классический конфликт отцов и детей замешан тут не только на бытовых конфликтах, но главным образом на отношении каждого к государству и власти.

Петр I в исполнении Андрея Чубченко – мощная фигура государя, тем не менее не лишенная человеческих черт и простых переживаний. Однако мысли об управлении Российской Империей берут верх над общечеловеческими понятиями о добре и зле, семье и долге. Царь живет в постоянном страхе, страхе граничащем с ужасом: кому и как оставить страну после смерти? А если смерть придет к нему не естественным путем, а от рук заговорщиков? Издергавшийся, болеющий и очень уставший царь ослеплен постоянным поиском заговора, который находит как ту самую змею, которую пригрели, у себя под сердцем – в своем сыне.

В постановке идет яркая борьба и противопоставление персонажей царя и его сына. Это чувствуется и в манере игры и существования на сцене. Несмотря на то, что как и любая другая постановка Малого, «Петр I» – это самая настоящая классика с классическим прочтением, трактовкой, костюмами, постановка не лишена актуальности. Ведь тема осмысления российской государственности, управления огромной страной, «жесткой руки» или мягких реформ актуальна в любое время, а история, рассказанная на сцене, неизбежно откликается параллелями с другими временами и эпохами.

Однако постоянная борьба между христианскими идеалами, любовью к сыну, как к родному существу и мнительная жестокость приводят нас к неутешительному финалу. Кажется, что режиссер в финальной сцене добавляет икону и образ Бога для того, чтобы обозначить, что взяло верх в душе царя. Но даже если это так – христианское милосердие возникает в Петре уже над трупом собственного сына и выглядит очень не к месту. Это лишь добавляет образу царя деспотичности и абсолютной неустойчивости. С точки зрения новой этики, конечно, очень хочется, чтобы и отец и сын оказались на приеме у психолога и разобрались каждый со своими демонами, страстями, страхами и претензиями. Но в 18 веке лишь врачи-иностранцы выглядят адекватно ситуации, в ужасе наблюдая за жестокостью, творящейся в царской среде.

Спектакль дает возможность взглянуть на исторические события под определенным углом. Но что касается образа Петра, который дал название постановке и таким образом режиссер ставит акцент именно на этом герое, при всей красоте и силы игры Чубченко, романтизировать образ тирана и откровенно безумного человека, очень не хочется. Однако, зритель сам волен решить кому из героев отдать свои симпатии или же остаться сторонним наблюдателем.

Карина Чаплинская, http://localdramaqueen.moscow/2022/01/malytheatre-... 28 января 2022 года


Дата публикации: 02.02.2022