Новости

В СТИЛЕ РЕТРО

В Филиале Малого театра на Ордынке играют премьерное «Ретро» – камерную постановку по одной из самых известных пьес позднесоветского драматурга Александра Галина. «Современная история» из конца 70-х как на машине времени переносит на 40 лет назад, и традиционно бережное отношение Малого театра к букве автора и духу исторической эпохи рождает обаяние недавней «старины».


Сюжет пьесы Галина можно назвать душещипательным. Взрослая дочь (Алена Колесникова) после смерти матери перевезла своего пожилого отца из деревни, откуда родом, к себе в город. В городской квартире, обставленной, как в музее, громоздким антикваром, старику тоскливо и неприютно, поэтому предприимчивый зять, перекупщик старинных ценностей (Максим Хрусталев) берется найти ему спутницу на оставшийся отрезок жизни. Главная интрига – как из перевернутой гоголевской «Женитьбы». Одна за другой в квартире появляются невесты преклонного возраста. Хотя герой так и не женится, зато друга обретет в каждой…

Зеркальность перипетий первого и второго акта спектакля дает люфт для акварельного визуального решения. Режиссер Василий Федоров вместе с художником придумывают единственный, но точный сценографический «аттракцион» – зеркально переставляет к финалу декорации комнаты, которую Андрей Сергеев подробно и стилизованно обставляет – мелкие детали обстановки рассматриваешь на протяжении всего действия. Умеренность постановочных эффектов столь же обстоятельна, сколь и «невидима» на первый взгляд.

«Ретро» – редкий по театральности материал – в смысле ремесла. Сегодня почти ушла традиция писать пьесы для театра. «Хорошо сделанная пьеса», которая раскладывается на труппу, а выписанные роли – настоящий подарок для актеров, а особенно – актеров возрастных, где у каждого – яркая типажность, большой монолог и выходов, даже если один-два, зато каких! Малый – театр, где не тяготятся большой труппой, а думают о своих артистах. В «Ретро» целых три бенефисные роли (и не по одному составу) – и заслуженные артистки Малого театра наслаждаются возможностью царить на сцене.

Жанр лирической комедии не лишен наивности и предсказуемости: невесты, ровесницы-пенсионерки, приглашенные к «жениху» (народный артист Владимир Дубровский играет романтического простака-недотепу), ожидаемо сталкиваются, и их борьба за обещанное выгодное замужество и становится поводом рассказать о своей женской судьбе. Зрительское удовольствие публики на этом спектакле – именно в том, с каким актерским мастерством и психологической убедительностью на сцене выстраиваются портреты людей, так похожие на поколение наших бабушек и дедушек.

Взбалмошная, себялюбивая балерина Песочинская – Татьяна Лебедева с таким блеском и очарованием играет интриганку со стажем, что в ее героиню невозможно не влюбиться, хотя нутром понимаешь – крокодил в юбке. Ее главная соперница, с коей она отыгрывает вечный конфликт интеллигенции и народа, – медсестра дома скорби на пенсии. Сухонькая аккуратистка Нина Ивановна мужественно терпит всю фанаберию и развязную задиристость «творческой элиты», привычно соглашаясь на компромиссы, но не выпуская из цепких рук и свою линию. Сдержанная роль Зинаиды Андреевой замечательно раскрывается именно в дуэте. Третья ипостась женской души – у Ольги Чуваевой. Ее жертвенная (жизнь ради детей) Диана Владимировна, подрабатывающая на пенсии ночным вахтером, – воплощение чувства долга и справедливости. У Ольги Чуваевой, наверное, самый пространный монолог в ретромизансцене, когда актриса напрямую обращается в зал и говорит, не скрывая пафоса, но за размеренной, успокаивающей интонацией ее низкого голоса встает твердость и самоотверженность женщин ХХ века.

Елизавета Авдошина, "Независимая газета", 21 декабря 2021 года

https://www.ng.ru/culture/2021-12-21/7_8332_cultur...


Дата публикации: 23.12.2021
В Филиале Малого театра на Ордынке играют премьерное «Ретро» – камерную постановку по одной из самых известных пьес позднесоветского драматурга Александра Галина. «Современная история» из конца 70-х как на машине времени переносит на 40 лет назад, и традиционно бережное отношение Малого театра к букве автора и духу исторической эпохи рождает обаяние недавней «старины».


Сюжет пьесы Галина можно назвать душещипательным. Взрослая дочь (Алена Колесникова) после смерти матери перевезла своего пожилого отца из деревни, откуда родом, к себе в город. В городской квартире, обставленной, как в музее, громоздким антикваром, старику тоскливо и неприютно, поэтому предприимчивый зять, перекупщик старинных ценностей (Максим Хрусталев) берется найти ему спутницу на оставшийся отрезок жизни. Главная интрига – как из перевернутой гоголевской «Женитьбы». Одна за другой в квартире появляются невесты преклонного возраста. Хотя герой так и не женится, зато друга обретет в каждой…

Зеркальность перипетий первого и второго акта спектакля дает люфт для акварельного визуального решения. Режиссер Василий Федоров вместе с художником придумывают единственный, но точный сценографический «аттракцион» – зеркально переставляет к финалу декорации комнаты, которую Андрей Сергеев подробно и стилизованно обставляет – мелкие детали обстановки рассматриваешь на протяжении всего действия. Умеренность постановочных эффектов столь же обстоятельна, сколь и «невидима» на первый взгляд.

«Ретро» – редкий по театральности материал – в смысле ремесла. Сегодня почти ушла традиция писать пьесы для театра. «Хорошо сделанная пьеса», которая раскладывается на труппу, а выписанные роли – настоящий подарок для актеров, а особенно – актеров возрастных, где у каждого – яркая типажность, большой монолог и выходов, даже если один-два, зато каких! Малый – театр, где не тяготятся большой труппой, а думают о своих артистах. В «Ретро» целых три бенефисные роли (и не по одному составу) – и заслуженные артистки Малого театра наслаждаются возможностью царить на сцене.

Жанр лирической комедии не лишен наивности и предсказуемости: невесты, ровесницы-пенсионерки, приглашенные к «жениху» (народный артист Владимир Дубровский играет романтического простака-недотепу), ожидаемо сталкиваются, и их борьба за обещанное выгодное замужество и становится поводом рассказать о своей женской судьбе. Зрительское удовольствие публики на этом спектакле – именно в том, с каким актерским мастерством и психологической убедительностью на сцене выстраиваются портреты людей, так похожие на поколение наших бабушек и дедушек.

Взбалмошная, себялюбивая балерина Песочинская – Татьяна Лебедева с таким блеском и очарованием играет интриганку со стажем, что в ее героиню невозможно не влюбиться, хотя нутром понимаешь – крокодил в юбке. Ее главная соперница, с коей она отыгрывает вечный конфликт интеллигенции и народа, – медсестра дома скорби на пенсии. Сухонькая аккуратистка Нина Ивановна мужественно терпит всю фанаберию и развязную задиристость «творческой элиты», привычно соглашаясь на компромиссы, но не выпуская из цепких рук и свою линию. Сдержанная роль Зинаиды Андреевой замечательно раскрывается именно в дуэте. Третья ипостась женской души – у Ольги Чуваевой. Ее жертвенная (жизнь ради детей) Диана Владимировна, подрабатывающая на пенсии ночным вахтером, – воплощение чувства долга и справедливости. У Ольги Чуваевой, наверное, самый пространный монолог в ретромизансцене, когда актриса напрямую обращается в зал и говорит, не скрывая пафоса, но за размеренной, успокаивающей интонацией ее низкого голоса встает твердость и самоотверженность женщин ХХ века.

Елизавета Авдошина, "Независимая газета", 21 декабря 2021 года

https://www.ng.ru/culture/2021-12-21/7_8332_cultur...


Дата публикации: 23.12.2021