Новости

МЕЛЬПОМЕНА ЭПОХИ ПЕРЕМЕН

Мы начинаем цикл публикаций, посвящённых экспозиции «Стая славных», представленной жителям Югры в Культурно-выставочном центре Русского музея при поддержке благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ». Она рассказывает о выдающихся артистах Императорского Малого театра второй половины XIX века. Среди экспонатов - подлинные сценические костюмы, эскизы декораций, уникальные фотографии, афиши и программки спектаклей из фондов Музейно-информационного центра Государственного Академического Малого театра.

Вторая четверть XIX века - эпоха великих перемен и реформ, наэлектризованная атмосфера которой ощутимо повлияла на многие стороны жизни, в том числе и театральное искусство. Как и художники-передвижники, артисты Малого театра ушли от академизма к реализму.

Эта драматургия потребовала совершенно другой манеры игры, полного перевоплощения в образ, проникновения в психику и психологию героя. Вторая особенность - появление ансамбля, где каждый персонаж важен, а значит, важен и каждый актёр. Принципом работы на сцене стало «плетение кружева» спектакля: «Ты мне - петельку, я тебе - крючочек». И постепенно на первый план вышла целая группа талантливых артистов новой школы, которую назвали «стая славных». Зритель встречал их героев овациями, потому что, несмотря на запреты и цензуру, они несли на императорскую сцену те идеи, которыми была пропитана текущая жизнь, о которых спорили до хрипоты студенты в аудиториях.

- Перемены на подмостках Малого начались в 1853 году, когда на сцене впервые прошла постановка пьесы А.Н. Островского «Не в свои сани не садись», а одним из символов новой театральной эпохи стала Мария Николаевна Ермолова, чьё имя и сегодня является синонимом понятия «великий театр», - рассказывает начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова. - Актриса родилась в 1853 году в семье суфлёра Малого театра. Глядя из суфлёрской будки на сцену, она мечтала стать частью этого мира. Дарование Ермоловой раскрылось благодаря случаю в неполные 17 лет. Одной из заболевших участниц бенефиса примы Надежды Медведевой срочно искали замену. Юную Ермолову взяли в спектакль за неимением лучшего. А она произвела фурор. Даже её главный недостаток - грубый, «мужской» голос - на сцене стал грудным, идущим «от сердца». После спектакля Ермолову 12 раз вызывали на сцену! Неслыханные почести для дебютантки. А всего за блестящую театральную карьеру Мария Николаевна сыграла на сцене Малого театра более 300 ролей и заслуженно получила от критиков «титул» Мельпомены.

В числе лучших воссозданных образов в репертуаре великой актрисы - Катерина в «Грозе». «Островский будет жить, пока существует искусство, театр, пока люди не забыли, что есть на свете прекрасное», - говорила Ермолова. И в обычной жизни Мария Николаевна оставалась верна идеям эпохи реализма, идеям передвижников, которые стремились прочь от мелочных забот к выполнению нравственного долга, борьбе против зла, насилия над личностью, будили совесть. Современники отмечали разительный контраст громкой славы великой актрисы и скромности её быта: никаких предметов роскоши или «музея имени себя». Одевалась Ермолова также сдержанно, кроме нитки жемчуга, не позволяла себе никаких украшений, одинаково вежливо вела себя с сильным мира сего и с обычным дворником у театрального крыльца. Оценила масштаб дарования и личности М.Н. Ермоловой и советская власть. В 1920 году первой в стране ей присвоили звание народной артистки.

В экспозиции «Стая славных» представлены театральные костюмы Мельпомены Малого театра, раритетные фотографии и афиши. Увидеть всё собственными глазами, а также узнать о других представителях «стаи славных» можно в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме по адресу: ул. Югорская, 30. Экспозиция будет находиться в культурной столице Югры до 10 мая 2022 года.

Телефон для справок и записи на экскурсию: 8 (34667) 6-57-00.

Екатерина ОГНЕВА.

"Нефтяник Западной Сибири", 11 октября 2021 года

http://nzs-zs.ru/paper.php?id=2371


Дата публикации: 19.10.2021

Мы начинаем цикл публикаций, посвящённых экспозиции «Стая славных», представленной жителям Югры в Культурно-выставочном центре Русского музея при поддержке благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ». Она рассказывает о выдающихся артистах Императорского Малого театра второй половины XIX века. Среди экспонатов - подлинные сценические костюмы, эскизы декораций, уникальные фотографии, афиши и программки спектаклей из фондов Музейно-информационного центра Государственного Академического Малого театра.

Вторая четверть XIX века - эпоха великих перемен и реформ, наэлектризованная атмосфера которой ощутимо повлияла на многие стороны жизни, в том числе и театральное искусство. Как и художники-передвижники, артисты Малого театра ушли от академизма к реализму.

Эта драматургия потребовала совершенно другой манеры игры, полного перевоплощения в образ, проникновения в психику и психологию героя. Вторая особенность - появление ансамбля, где каждый персонаж важен, а значит, важен и каждый актёр. Принципом работы на сцене стало «плетение кружева» спектакля: «Ты мне - петельку, я тебе - крючочек». И постепенно на первый план вышла целая группа талантливых артистов новой школы, которую назвали «стая славных». Зритель встречал их героев овациями, потому что, несмотря на запреты и цензуру, они несли на императорскую сцену те идеи, которыми была пропитана текущая жизнь, о которых спорили до хрипоты студенты в аудиториях.

- Перемены на подмостках Малого начались в 1853 году, когда на сцене впервые прошла постановка пьесы А.Н. Островского «Не в свои сани не садись», а одним из символов новой театральной эпохи стала Мария Николаевна Ермолова, чьё имя и сегодня является синонимом понятия «великий театр», - рассказывает начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова. - Актриса родилась в 1853 году в семье суфлёра Малого театра. Глядя из суфлёрской будки на сцену, она мечтала стать частью этого мира. Дарование Ермоловой раскрылось благодаря случаю в неполные 17 лет. Одной из заболевших участниц бенефиса примы Надежды Медведевой срочно искали замену. Юную Ермолову взяли в спектакль за неимением лучшего. А она произвела фурор. Даже её главный недостаток - грубый, «мужской» голос - на сцене стал грудным, идущим «от сердца». После спектакля Ермолову 12 раз вызывали на сцену! Неслыханные почести для дебютантки. А всего за блестящую театральную карьеру Мария Николаевна сыграла на сцене Малого театра более 300 ролей и заслуженно получила от критиков «титул» Мельпомены.

В числе лучших воссозданных образов в репертуаре великой актрисы - Катерина в «Грозе». «Островский будет жить, пока существует искусство, театр, пока люди не забыли, что есть на свете прекрасное», - говорила Ермолова. И в обычной жизни Мария Николаевна оставалась верна идеям эпохи реализма, идеям передвижников, которые стремились прочь от мелочных забот к выполнению нравственного долга, борьбе против зла, насилия над личностью, будили совесть. Современники отмечали разительный контраст громкой славы великой актрисы и скромности её быта: никаких предметов роскоши или «музея имени себя». Одевалась Ермолова также сдержанно, кроме нитки жемчуга, не позволяла себе никаких украшений, одинаково вежливо вела себя с сильным мира сего и с обычным дворником у театрального крыльца. Оценила масштаб дарования и личности М.Н. Ермоловой и советская власть. В 1920 году первой в стране ей присвоили звание народной артистки.

В экспозиции «Стая славных» представлены театральные костюмы Мельпомены Малого театра, раритетные фотографии и афиши. Увидеть всё собственными глазами, а также узнать о других представителях «стаи славных» можно в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме по адресу: ул. Югорская, 30. Экспозиция будет находиться в культурной столице Югры до 10 мая 2022 года.

Телефон для справок и записи на экскурсию: 8 (34667) 6-57-00.

Екатерина ОГНЕВА.

"Нефтяник Западной Сибири", 11 октября 2021 года

http://nzs-zs.ru/paper.php?id=2371


Дата публикации: 19.10.2021