Новости

СТРАНА КОНТРАСТОВ

Новый гоголевский спектакль в Малом театре начинается на фоне старинной карты России. А в финале все участники постановки торжественно смотрят в зал. Клубятся облака, звучит песня «Это Родина моя» и знаменитое лирическое отступление про Русь и необгоняемую птицу тройку. Между многозначительными картинами - длинная дорога Чичикова от помещика к помещику, от бала у губернатора до тюрьмы. Но извечных риторических вопросов из серии «Кто виноват?» и «Что делать?» режиссер Алексей Дубровский касается без натуги и назиданий.


Чичиков (Алексей Фаддеев) - юркий молодой человек, одержимый страстью к авантюрам. И хотя в свой рискованный путь он пустился корысти ради, обогащается он не столько капиталами, сколько причудливыми впечатлениями. Поворотный круг и подъемно-опускные площадки сцены движутся одновременно. Словно из-под земли вырастают павильоны-усадьбы, оформленные в соответствии с характерами своих владельцев (художник - Мария Утробина). В доме Манилова все располагает к ленивым размышлениям, актер Александр Клюквин тонко подтрунивает над любителем восточной неги и неосуществимых прожектов. Полная противоположность ему - деятельный Собакевич. Играющий его Борис Невзоров взял из поэмы Гоголя только одну краску - основательную грубую силу. И направил эту энергию в мирное русло. В спектакле Собакевич - суровый столяр, не прерывающий работу даже беседуя с заезжим путником. Зато холеная Коробочка принимает Чичикова с полным гостеприимством. Ирина Муравьева играет роскошную барыню, утопающую в кисее и кружевах. Изо всех сил старается она сбыть непомерные запасы пеньки, комично вываливающейся из самых неожиданных мест жилища. А беспорядочные запасы Плюшкина похожи на авангардные инсталляции, нагроможденные из обломков мебели и домашней утвари. Василий Бочкарев играет счастливца, радующегося очередной ненужной находке. Но в рассказе о прошедшем меняет тон и настроение, достигая трагических вершин.


Резкий контраст всему увиденному Чичиковым, - буйный Ноздрев. Неукротимый актерский темперамент Виктора Низового выплескивается через край, живописуя лихача и кутилу, ниспровергателя норм и условностей. От дружбы с ним не поздоровится даже самому обольстительному хитрецу. И предприимчивого охотника за мертвыми душами догонит нешуточная беда.

Елена Губайдуллина, «Театральная афиша столицы» июнь-июль 2021


Дата публикации: 28.05.2021

Новый гоголевский спектакль в Малом театре начинается на фоне старинной карты России. А в финале все участники постановки торжественно смотрят в зал. Клубятся облака, звучит песня «Это Родина моя» и знаменитое лирическое отступление про Русь и необгоняемую птицу тройку. Между многозначительными картинами - длинная дорога Чичикова от помещика к помещику, от бала у губернатора до тюрьмы. Но извечных риторических вопросов из серии «Кто виноват?» и «Что делать?» режиссер Алексей Дубровский касается без натуги и назиданий.


Чичиков (Алексей Фаддеев) - юркий молодой человек, одержимый страстью к авантюрам. И хотя в свой рискованный путь он пустился корысти ради, обогащается он не столько капиталами, сколько причудливыми впечатлениями. Поворотный круг и подъемно-опускные площадки сцены движутся одновременно. Словно из-под земли вырастают павильоны-усадьбы, оформленные в соответствии с характерами своих владельцев (художник - Мария Утробина). В доме Манилова все располагает к ленивым размышлениям, актер Александр Клюквин тонко подтрунивает над любителем восточной неги и неосуществимых прожектов. Полная противоположность ему - деятельный Собакевич. Играющий его Борис Невзоров взял из поэмы Гоголя только одну краску - основательную грубую силу. И направил эту энергию в мирное русло. В спектакле Собакевич - суровый столяр, не прерывающий работу даже беседуя с заезжим путником. Зато холеная Коробочка принимает Чичикова с полным гостеприимством. Ирина Муравьева играет роскошную барыню, утопающую в кисее и кружевах. Изо всех сил старается она сбыть непомерные запасы пеньки, комично вываливающейся из самых неожиданных мест жилища. А беспорядочные запасы Плюшкина похожи на авангардные инсталляции, нагроможденные из обломков мебели и домашней утвари. Василий Бочкарев играет счастливца, радующегося очередной ненужной находке. Но в рассказе о прошедшем меняет тон и настроение, достигая трагических вершин.


Резкий контраст всему увиденному Чичиковым, - буйный Ноздрев. Неукротимый актерский темперамент Виктора Низового выплескивается через край, живописуя лихача и кутилу, ниспровергателя норм и условностей. От дружбы с ним не поздоровится даже самому обольстительному хитрецу. И предприимчивого охотника за мертвыми душами догонит нешуточная беда.

Елена Губайдуллина, «Театральная афиша столицы» июнь-июль 2021


Дата публикации: 28.05.2021