Валерий Попов
14 ноября 2012 г.
Смотрел "Пиковую даму" ещё в прошлом сезоне. Удивляюсь тому, что она ещё держится в репертуаре театра.
Я ещё раз убедился в том, что переносить рассказы на сцену это только потерянное время. Для того чтобы рассказ стал хорошей пьесой нужен драматургический талант, надо хорошо знать язык, уметь насыщать спектакль диалогами, чувствовать характер людей и уметь обеспечить артистов интересными ролями. Поэтому для того, чтобы рассказ стал действительно театральным произведением, нужно чтобы этой работой занимался как минимум его Автор или очень талантливый человек, уровня Чайковского.
Чайковский не просто использовал сюжет, а сделал главный акцент в опере на любовь. Музыка в устах Лизы - это лучшее, что когда-либо было написано о любви Чайковским! Это гимн Любви!
А, что мы видим у Житинкина? Что-то отдаленно напоминающее на любовь и набор обычных современных приёмов, которые не делают чести
постановщику. Всё что он придумал - может только покоробить. Зачем Васильевой целовать ножку, если в эпоху Пушкина, если и целовали, то только ручки!
Герман - выливает на себя ушат воды! Эта вольность режиссера может оказаться губительной для артиста, так как он может легко простудиться и попасть после спектакля в больницу. Кстати, этот приём в России стал заразительным. Недавно в Санкт-Петербурге поставили "Евгения Онегина". И здесь тоже известный режиссер постановки подверг главного героя той же самой экзекуции - его обливают из кувшина, но только не водой, а молоком. Неизвестно, кто из этих режиссеров первым додумался до такого варварства?
Все хвалят Васильеву. Но, как можно хвалить роль дамы, которая находится при смерти и ни о чем уже не думает?
Мне кажется, что постановщик на роль Пиковой дамы вообще не должен был приглашать наших звёзд первой величины. Кончить артистическую карьеру на такой ноте, не пожелаешь и врагу. Я не знаю, как уговорили Васильеву на эту роль, но Быстрицкая, видимо, почувствовала, всю несерьёзность этого предложения и мудро отказалась играть такую роль, которая вступает в противоречие с её артистическим самолюбием.
Чувствуется, что сейчас Малый театр переживает творческий кризис и этот кризис создают именно постановщики- режиссеры, которые совершенно не дают играть актерам, превратив их в манекенов.
Я уже было начал думать об отсутствии в Малом театре настоящих актеров, способных в бешеном темпе играть на сцене и мастерски выражать при этом самые разнообразные человеческие чувства. Но, мне ужасно повезло, совсем недавно я побывал на спектакле "Свадьба, свадьба, свадьба...", поставленном режиссером Ивановым. На этом спектакле я понял, что был несправедлив по отношению к артистам. Нашим артистам не хватает именно талантливых режиссеров, которые бы тонко чувствовали и истинную драматургию и душу артистов.
Все мы знаем, что в Малом Театре имеется прекрасный оркестр, и, что в прошлом, в этом театре ставились изумительные оперы. Я уверен, что не надо изобретать вновь велосипед, а лучше поставить гениальную оперу Чайковкого "Пиковую даму" вместо ничем не примечательного спектакля, придуманного Житинкиным.
Валерий Попов.
Переводчик итальянской драматургии.