Макарова Светлана
11 апреля 2013 г.
А.С. Пушкин «Пиковая дама»… Это произведение никогда не потеряет своей актуальности, ведь многим молодым людям хочется получить без труда сразу много денег. Часто они используют разные, даже самые невероятные и опасные способы обогащения. Но каков жанр повести – психологический триллер или ироничный рассказ с элементами необычайности, присущими, так или иначе, самому великому поэту? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Режиссер Андрей Житинкин, поставив спектакль по рассказу А.С. Пушкина, нашел, кажется золотую середину.
Спектакль «Пиковая дама» – это яркое, красочное, немного фантастическое действие. Прекрасные костюмы и декорации, уместно подобранная музыка П. Чайковского, Ф. Листа, Г. Малера и А. Шнитке дают возможность зрителям сразу попасть в вихрь происходящих событий.
Главный герой Германн (его отлично сыграл молодой актёр Александр Дривень) – инженер, обрусевший немец. Жизнь Германна, казалось, точно рассчитана, но он имеет тайную страсть к игре. И вот, волею судьбы, желание быстро разбогатеть соединяется с этой страстью. Душа Германна открывается для соблазнов и многоликого дьявола и, действительно, становится «душой Мефистофеля», а сама жизнь поставлена на карту. Актёр точно передаёт все колебания и страдания своего героя. А в финальной сцене, лежа на карточном столе, свернувшись калачиком, Германн выглядит совсем несчастным и жалким.
В.К Васильева великолепно играет саму Пиковую даму, графиню Анну Федотовну. Кто знает, какая графиня была в молодости? Вероятно девушка добрая, обаятельная, озорная, любившая развлечения и азартные игры. Героиня Веры Кузьминичны Васильевой даже спустя много лет элегантна, полна жизненной энергии: любит балы, приёмы, прогулки, покупает себе румяна. В графине много и комических черт, она передразнивает всех вокруг, ей не чужд юмор. Но возраст… Такой даме не пристало вести себя ветрено. И она капризничает, срывается на воспитаннице Лизе. Графиня, как многие пожилые люди, верит в приметы, пугается двух свечей и шокирована неожиданным ночным появлением Германна. Из последних сил Анна Федотовна пытается переубедить молодого человека, что рассказ про три карты – это шутка. Но под напором требований Германна сердце графини не выдерживает, и она умирает. В середине спектакля её призрак посещает Германна и исполняет его желание, но ставит свои условия, словно наказывает обидчика за свою погибель. А в финале графиня является безумному Германну и, как ласковая мама, баюкает несчастного молодого человека нежной колыбельной.
Очень хорошо и живо показан образ служанки Маши актрисой Ольгой Жевакиной. Такого персонажа нет у Пушкина, но она очень гармонично вписалась и добавила пьесе яркие и добрые нотки.
Лизу, воспитанницу графини, отлично сыграла актриса Любовь Ещенко. В ней есть всё, что объединяет романтических героинь Пушкина: печаль и нежность, скромность и трепетное ожидание любовных приключений.
Прекрасно создал образ Томского, внука графини, актёр Александр Вершинин. Он, вероятно, такой же, какой была его бабушка в молодости, но чужд романтике. Томский – весёлый повеса. Он рассказывает полусказочную историю о трёх картах, однако берет уроки по математике у Германна, чтобы с помощью расчётов планировать свою игру, а также собирается выгодно жениться.
Ещё один яркий персонаж – это Чекалинский, настоящий игрок. Его великолепно представляет актёр Борис Клюев. Чекалинский будто невидимой нитью связан с Пиковой дамой. И именно он ставит последнюю точку в финале, проходя по сцене со словами: «И этот сгорел. Все-таки слаб человек!»
Но вот закончено действие. Германн сходит с ума, его товарищи по игре зажигают поминальные свечи, в глубине сцены открывается дверь, и снег под музыку Чайковского засыпает всё кругом и уносит память о мистических трёх картах. А что остаётся? Реальность и жизнь, которую делаем мы сами. А волшебством театра создается атмосфера для размышления, и вместе с реальностью возникают чудеса.