Анна
14 апреля 2025 г.
"Без вины виноватые" (13 апреля 2025 г.)
Минул месяц с первого просмотра спектакля (14 марта 2025 г.). Овации, фейерверки, шумиха ликования от новизны поутихли, а работа над постановкой была продолжена. Достойно уважения!
Образы персонажей обросли новыми деталями, стали более обьемными с дополнительными штрихами и гранями характера.
Кручинина. Этот глубинный внутренний рев от боли, скручивающий её в клубок, даёт понять, что внешнее проявление - физическая боль не сопоставима по масштабу с душевной катастрофой. Первую вытерпеть проще.
За сияющим фасадом ухоженной дамы с хорошими манерами, выдержкой спряталась израненная душа, а вежливая улыбка, лёгкая усмешка, на самом деле, - отчаянная попытка загримировать внутреннюю боль. Правду выдают лишь "глаза-зеркало души", остающиеся печальными даже во время пробегающих по лицу вроде бы позитивных эмоций.
Добродушно наивная, светлая, любящая окружающий мир и ещё не утратившая веру в его доброту, в милосердие и справедливость душа Любы Отрадиной вырывается наружу во время "галлюцинаций" Елены Ивановны Кручининой, а также в ходе первого разговора с Незнамовым, в котором она предпринимает отчаянную попытку словесно приподнять завесу, помочь ему взглянуть на мир под другим углом, поверить в существование добрых людей.
Шмага - самый искренний, вследствие своей прямолинейности, персонаж. Добрая, чуждая подлости душа, как роза за шипами, спряталась за Коростень нечистот и асоциальным образом жизни. Дружба Шмаги с Незнамовым неслучайна. Родственные души.
Только Незнамов хрупкость и ранимость своей - пытается спрятать за браврованием, бахвалтством, эпатажем, игрой "рыцарство". Однако, над унасоедованными от отца элементами "склизскости" одержала верх добрая душа матери.
Муров-взрослый - олицетворение скользскости, изворотливости, помноженной на манеры и навыки выживания в светском обществе. Но приобретённые за годы тернистого пути к процветанию, безбедной жизни в высшем обществе навыки не уберегли его от своей собственной боли и душевной пустоты. За внешним лоском сияющего котелка, сверкающей трости, идеально сидящего костюма не спрятать глубоко несчастного человека, осознающего свою участь, но способного признать, что повинен в ней сам.
Когда он признал, что жена сумела превратить его жизнь в ад, и оценил это как заслуженное наказание, на миг забрезжила надежда: "Может быть, ещё не безнадежен? Не обречен? ", - чтобы тут же потухнуть.
Муров видит корень зла лишь в неправильной, меркантильной женитьбе. Ему уже начинает казаться, что и это легко исправить.
Он-вдовец, Кручинина - свободна, почему бы не начать все сначала? Муров преград не видит.
В этот миг и проступает обреченность этого персонажа. За прожитые годы он так и не осмыслил куда более кощунственные свои деяния.
Григорию Львовичу Мурову авто дал второй шанс- известие о том, что сын не умер во младенчестве.
Однако, страх за урон репутации в канун выборов одерживает верх, материальные блага вновь перевесили чашу весов.
Вместо того, чтобы обрадоваться и попробовать найти сына, благо у него возможностей явно больше, чем у Кручининой, Муров, глумясь и получая от этого несказанное удовольствие, изливает на неё потоки несусветной лжи, как будто мстя ей не только за унижение отказом принять его руку (вряд ли речь шла о сердце) в уже зрелом возрасте, но и за то, что та, пройдя сквозь отпущенные ей "круги Ада", сумела уберечь живую душу.
Во время сладостного изливания чуши про Непропекина в Мурове проступает что-то чертовское-мефистофельское, как будто окончательно отрезая все пути к исцеления души этого персонажа.
Ответная холодная отповедь Кручининой полна достоинства пушкинской Татьяны при встрече с Онениным во взрослом возрасте.
Однако, в отличие от поведанной А. С. Пушкиным истории, А.Н. Островский все же оставил тень надежды для Мурова-Оненина на обретение ощущение не кромешного одиночества на склоне лет. "Лучом света в тесном царстве" сверкнула одна из финальных реплик Кручининой: "Твой отец не стоит того, чтобы его искать. Но я бы хотела, чтоб он посмотрел на нас. Только бы посмотрел, а нашим счастьем мы с ним не поделимся. Зачем тебе отец? "
В этой реплике смесь торжества от радости воссоединения с сыном, от осознания продолжения жизни, некого реванша над виновником её бед и, в то же время, прорыв на поверхность, крик души искренней Любы Отрадиной, даже в этой ситуации приоткрывающей дверцы боя милосердия.
"Счастием не поделимся", но пусть Муров знает, что сын-есть, что жизнь продолжилась, пусть осознаёт, что в череде злодеяний его молодости все-таки не нашлось места убийству собственного сына.
Вопреки всей боли Любы Отрадиной, в которую её погрузил Григорий Муров, Кручинина находит в себе силы поступить мудрее и удержаться от того, чтобы ответить на боль приничинением ещё большей боли.
Апосредованный диалог о том, как теперь жить, между когда-то дорогими друг другу людьми состоялся без прямых слов. Решительный уход Мурова - сказал все, как и реплика Кручининой, которой она дала понять зрителю, что выше мести. Поступок сильного человека, хоть и обладающего хрупкой наружностью.
Финал открытый. И под звуки вальса на поклоне зритель волен сам дописать в своём воображении дальнейшие линии судеб основных персонажей.
Однако, даже в манеру вальсировать актёры виртуозно привнесли отличительные черты своих персонажей. Нил Стратоныч - самовлюбленность, Коринкина со своим "омишкой" - приторно сладковатое лицемерие, Шмага - комичность и напускное шутовство, за поясничанием Мурова - будто бы отчаянная попытка прикрыть напускной веселостью обреченность и безысходность. И, конечно, в вальсировании Кручининой- достоинство и благородство порхающей, отрастившей от радости новые ангельские крылья грациозной лебедушки.