ЕЛЕНА ПОСУВАЛЮК
20 мая 2023 г.
МЮЗИКЛ С ИСТОРИЕЙ
В Малом театре Малый театр России на исторической сцене - премьера мюзикла Алексея Франдетти Алексей Франдетти «Свадьба Кречинского» композитора А.Колкера по мотивам пьесы А.В.Сухово-Кобылина.
Как говорит моя юная эмоциональная театральная приятельница «Прямо сейчас дала бы ему все Золотые маски и награды!» В данном случае, нет никаких гипербол и гротесков - в создании спектакля принимали участие неоднократные номинанты и получанты красивого приза. И в первую очередь я бы дала его театру «по совокупности заслуг». Вот сколько раз долдонили мы, видя что-то классическое до скукоты, без единого дуновения современных тенденций, формулируя, чтобы никого не обидеть, - «в лучших традициях Малого». Уточню, что один из старейших театров страны выдвигался на ЗМ за спектакли Адольфа Шапиро и Сергея Женовача.
И вот сегодня перед нами яркое зрелище высоких технологий и сложных декораций, впору сказать «как в театре Оперетты». Алексей Борисович, ныне главный режиссёр Ленкома, впервые ставит на этих подмостках и лично я верю в «золотое прикосновение» по-царски, по-Мидасски от молодого амбициозного постановщика.
Стильная картинка, где взята за основу бело-красно-черно-синяя палитра (сценограф народный художник России В.А.Окунев) и высокохудожественный свет от Ивана Виноградова. Невероятные костюмы и головные уборы-целые архитектурные конструкции (художник по костюмам А.В.Пугашкина). Сложная ансамблевая хореография (хореограф А.В.Глущенко-Молчанов). Прекрасная литературная основа про деньги, про любовь, с интригой и героями, чьи имена стали нарицательными; Сухово-Кобылин написал это произведение в 1854 году и возникло целое понятие — расплюевщина.
И артисты!!! Никогда не думала не гадала, что щепкинцы так владеют вокалом! Помимо того, что они прекрасны как драматические артисты и всё время в тренинге; не размениваясь на камерные малые пространства, Малый владеет двумя огромными сценами и таким же репертуаром; некоторые из увиденных сегодня солистов, как Александр Вершинин, Виктор Низовой, Михаил Фоменко в одном сезоне получают по несколько образов и даже в небольших ролях блистают. Так, Сергей Потапов совсем недавно в "Горячем сердце" Островского играл такого русопятого наивняка милаху Гаврилу, лил слёзы и ныл по недостижимой любви. И вот - нате - в белоснежном костюме с боа, цилиндром тростью, с хрипотцой и тембром на верхнем регистре, перед нами вальяжный купец и игрок. Или инфернальный Бек в исполнении Василия Дахненко - он вернулся к своему персонажу спустя столько лет! Хорош ох хорош и заглавный Кречинский в версии Алексея Фаддеева; в сугубо отрицательном персонаже масса мужского обаяния и куража - устоять невозможно!.. Аксиния Пустыльникова (Лидочка) удостоилась криков Браво прямо во время исполнения арии «Женская доля». Такой классный вокал сделал бы честь любому музыкальному театру, не говоря о том, что она поет, по-цирковому летая почти под колосниками!
Музыка первоначально показалась мне несколько outdated, но живой оркестр под управлением дирижера Александра Мещерякова, расположенный не в «именной яме», а перед сценой, своим мелодизмом и виртуозностью ее «осовременил» (их силуэты видны на фото).
Всё это «во-первых», ибо это основные слагаемые жанра мюзикла, но меня тронул и тот факт, что Франдетти посвятил премьеру памяти Виталия Соломина, которым последним обратился к пьесе ровно четверть века назад и сыграл в спектакле заглавную роль в филиале Малого театра. Как и многие в зале, я видела тот блестящий спектакль и он останется в памяти ощущением праздника и задорной улыбкой Виталия Мефодьевича на финальном шпагате. И это тот легендарный случай, когда артист ушел из жизни практически на сцене: ему стало плохо во время первого акта 23 апреля 2002-го и больше он не приходил в сознание.
А мировая премьера «Свадьбы Кречинского» Александра Наумовича Колкера состоялась и вовсе полвека назад, в июне 1973 года. Тогда у авторов стояла задача создать первый в истории советский мюзикл.
Забыла главное! Свою комедию Александр Васильевич и предназначал Малому театру, но тут случилась настоящая драма: писателя обвинили в убийстве его гражданской жены и частично он создавал пьесу в тюрьме. В премьере 1855 года Кречинского исполнял С.Шумский, а Муромского сыграл сам Щепкин. Так что этот мюзикл с длинной театральной историей.
На свадьбу главным участникам загадывают много пожеланий, вот и я желаю «Свадьбе» долгих счастливых лет жизни!