Ольга Вострикова
15 мая 2025 г.
«Они, может, сделали главное дело в своей жизни!»
Ещё до первых реплик спектакля «Большая тройка» Андрея Житинкина по пьесе Л. Свенссона вводной ремаркой станет зрелище торжественное и грандиозное. На огромном экране проплывают кадры чёрно-белой кинохроники, на которой запечатлены сами лидеры Большой Тройки — в тот самый момент, когда было сделано историческое фото у Ливадийского дворца.
Три человека. Три титана. Три личности, выкованные в горниле Второй мировой войны. Три лидера, чьи решения эхом отдавались в судьбах миллионов людей, от солдат на передовой до мирных жителей, измученных войной. В феврале 1945 года, когда до долгожданной победы оставались считанные месяцы, они встретились на крымской земле, в Ялте, с одной, казалось бы, простой, но поистине титанической целью — найти компромисс, выстроить хрупкий мост над пропастью разрухи и установить столь желанный мир, который должен был воцариться на истерзанной планете.
Трудно даже вообразить всю тяжесть той колоссальной ответственности, что невидимым грузом давила на их плечи. В их руках, по сути, находился не просто политический ландшафт послевоенного мира, но и будущее человечества, измученного войной. Тогда, в атмосфере напряжённых переговоров и закулисных интриг, они сумели договориться об условиях сосуществования, о принципах, которые должны были лечь в основу новой, более справедливой мировой системы. Исходя из тех жестоких реалий, которые сложились к концу войны, когда границы стран были перекроены, а миллионы людей потеряли свои дома и близких.
И вот, словно тени прошлого, Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин — три фигуры, навсегда вписанные в историю человечества — выйдут из глубины сцены, каждый — в своем собственном лифте-кабинете, словно поднятые из бездны истории. Каждый кабинет озаряется своим собственным, тревожным светом, словно отражая их внутреннее состояние и роль в грядущих событиях. Медленно и величественно возносятся они над сценой, воплощая собой не только конкретных исторических личностей, но и саму идею власти, бремени лидерства и ответственности за судьбы мира. Господин премьер-министр, господин президент и господин маршал – символы эпохи, призванные решить судьбу мира.
Владимир Носик, всегда отличающийся душевно наполненной, исповедальной игрой, воплотил Рузвельта благообразным, аккуратным, приятным, внушающим безоговорочное доверие. Не старым, а пожилым. Добрым, глубоко больным человеком, подходящим к финалу жизни. Наедине со своим адъютантом он предстаёт беззащитным и наивным, ест молочную кашку и смотрит мультики про слонёнка Дамбо. Не равнодушным, не прячущим безразличие в словесном потоке. Напротив, чувствующим чужое страдание. Один из самых культурных актеров нашей сцены. Он прочувствовал Рузвельта до самых потаенных его глубин и показал зрителю не просто хитрого и умного политика, но прежде всего улыбчивого и открытого человека, вынужденного продвигать свою политику гуманизма через тернии устоявшейся системы США.
В стремительном шаге Уинстона Черчилля, воссозданном Валерием Афанасьевым на сцене, безошибочно угадываются та самая неукротимая энергия и физическая крепость, которые так долго питали британское сопротивление. Каждый его шаг, будто пружина, сжимается и разжимается, готовый к новым вызовам. Однако, внимательный зритель заметит и другое: в легких, почти незаметных наклонах плеч и головы скрывается та усталость, что неизбежно накапливается за долгие годы изматывающей войны, когда на плечи одного человека ложится судьба целой нации.
Когда Черчилль в исполнении Афанасьева говорит – а говорит он всегда громко, отчетливо, с присущей ему уверенностью, – в его словах слышится не только непреклонность и стальная воля, но и та самая отеческая забота о своей стране, которая стала его визитной карточкой. Это не просто политик, отстаивающий свои интересы, это – сильный, волевой человек, до глубины души любящий свою родину, верящий в ее непоколебимую силу и готовый пожертвовать всем ради ее благополучия. Каждое слово, произнесенное им, словно выковано из стали, каждое движение – выверено и осознанно. В нем чувствуется тяжесть бремени лидерства, но при этом нет ни тени сомнения в правильности выбранного пути. Перед нами не просто историческая фигура, а живой человек, со своими слабостями и сильными сторонами, со своими сомнениями и непоколебимой верой в победу. Афанасьеву удалось не просто сыграть Черчилля, а прожить его, прочувствовать его боль и его триумф, его страх и его надежду.
Во всеоружии исторического знания играет Василий Бочкарёв Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина. Помня о судьбе поколения, сражавшегося с фашизмом, и заново оценивая способность человека к сопротивлению в безнадежных обстоятельствах; славя мужество, по сути, одинокого, вынужденного прятать от подчиненных свои истинные мысли и чувства человека; великого вождя нации в масштабе и перспективе истории. Безусловно ощущение новизны, смелость переосмысления роли, которая имела богатую сценическую и кинематографическую историю и выдающихся исполнителей в прошлом. Бочкарёв играет скромно, тихо, деликатно, но очень глубоко. Его Сталин — из немногих, кто предстаёт перед зрителем живым человеком. Он совершенно разный в официальной обстановке, в кругу семьи и в общении с подчинёнными. Василию Бочкарёву удалось найти те ноты, которые позволили создать целостный и убедительный образ, отражающий эту сложную многогранность. Бочкарёв самим своим присутствием на сцене вызывает удовольствие от встречи с человеком подлинной культуры. Покоряет его великолепная естественность и простота, вошедшие в образ, ставшие органичными, когда доверительно и мягко говорит он с правой рукой Алексеем, видя в подчиненном не низшего, а равного; когда с союзниками, которым важно было «раздавить эту чёрную гадину – фашизм», думал о спасении человечества. Их общими усилиями оформилось сопротивление фашизму. «Они, может, сделали главное дело в своей жизни!» — как будто вскользь и мимолетно проходит важнейшая фраза, а из глубины сердца Сталина вырываются слова: «Хотя бы 50 лет прожить без войны…».
Чтобы испытать всю магию актерской игры, тайну воздействия на зрителей трёх великих Мастеров, стоит посмотреть и послушать две сцены — дуэты Черчилля-Афанасьева и Сталина-Бочкарёва, и Сталина-Бочкарёва и Рузвельта-Носика. Ничего не происходит на сцене. Двое в практически домашнем уюте сидят, закусывают, разговаривают. Действуют одним лишь словом. Ритм речей неизменен. Интонации колеблются от благодушно-успокаивающих до пугливо-тревожных. Лишь паузы внезапных умолчаний, отказов-откатов от опасных тем прерывают течение речи. А в зале гробовая тишина.
Внимание к выдающимся личностям прошлого отнюдь не случайно – оно продиктовано глубокой потребностью современного общества в осмыслении собственной истории и поиска ответов на вызовы современности. Их мысли, поступки, идеалы и стремления, рожденные в совершенно иных исторических условиях, неожиданно оказываются актуальными в контексте современной жизни, оказывая непосредственное влияние на культуру и творчество. Это не просто исторический интерес, а живой диалог с прошлым, попытка понять, как решались сложные вопросы, как находили выход из тупиковых ситуаций.
В наше непростое время, характеризующееся глобальной нестабильностью, стремительными технологическими изменениями и кризисом ценностей, мудрость предков, их умение видеть взаимосвязь между, казалось бы, совершенно отдалёнными друг от друга явлениями, приобретает особую ценность. Их опыт дипломатии, способность к компромиссам, умение находить точки соприкосновения даже с идеологическими противниками, сегодня как никогда востребованы для выстраивания конструктивного диалога и разрешения международных конфликтов. Анализ их стратегических просчетов и триумфальных побед позволяет избежать повторения ошибок и выработать более эффективные модели поведения в условиях неопределенности.
Прошлое и настоящее неразрывно связаны, это – две стороны одной медали. Осознание этой взаимосвязи, понимание того, как исторические события формировали нашу современность, может стать мощным инструментом для понимания настоящего и прогнозирования будущего. Изучение опыта выдающихся людей прошлого позволяет нам не только лучше понять самих себя, но и обрести новые ориентиры, которые помогут нам двигаться вперед, опираясь на мудрость поколений и адаптируя ее к современным реалиям. По сути, обращение к прошлому – это инвестиция в будущее, позволяющая избежать ошибок и уверенно строить свой путь.
«Не знающий прошлого – не имеет будущего»