ptah57
8 января 2013 г.
В Рождество сходили всей семьёй на спектакль по пьесе А.Н.Островского "Бедность не порок" в постановке народного артиста России А.В.Коршунова в филиале Малого Театра на Большой Ордынке.
Это был восторг души и всё действо в представлении смотрелось буквально на одном дыхании.После кургузой современной речи-скороговорки, что льётся с экрана дуроскопа и из радиоприёмника, будто в сказке очутился , где широко и раздольно льётся певучая речь людей, помнящих Закон и умеющих жить.
Очень ярко создан образ главного злодея Африкан Савича Коршунова ( заслуженный артист России С.Л.Тезов), чем то неуловимо напоминающего наших современных миллионеров в малиновых пиджаках. Презирающие людей и традиции племя космополитов. Всю жизнь посвятивших служению маммонне и всеми силами отравляющих всё живое вокруг.
Под стать ему ещё один Иван-не помнящий-родства, разбогатевший купец, самодур и гордец - Гордей Карпыч Торцов, сам вышедший из мужицкой среды и всячески это отторгающий, впрочем очень по мужицки неуклюже и смешно. Этакий Тартюф из Нижних Грязищ. Кстати, по замыслу А.Н.Островского пьеса эта изначально так и называлась — «Гордым Бог противится». Вот как пишет об этом сайт Малого Театра: "Это фраза из Священного Писания, и продолжение у нее такое: «А смиренным дает благодать». Комедия написана А.Н.Островским именно о таких «смиренных» добрых людях и веселых русских святках.
Впервые она была поставлена в Малом театре более 150 лет тому назад. И надо же такому случиться – именно в это время шли в Москве гастроли знаменитой Рашели! «Трудно было удержаться от сопоставления этих зрелищ — слишком нагляден был контраст, и публика Малого театра разбилась на две враждующие партии» — пишет Владимир Лакшин. Часть зрителей роптала против представления на сцене «грубых» русских нравов: «Соединяя „высокое с комическим“, в „Бедности не порок“ автор перенес на сцену изрядно подзабытый к середине века, особенно в богатых московских домах, мир народного святочного веселья — песен, плясок, обрядов „русского карнавала“. Наверное, в его память эти сцены вернулись как эхо воспоминаний замоскворецкого детства. Там было и это до замирания сердца сладкое ожидание праздника, когда на святках появлялись чьи-то румяные лица за морозными окнами, слышались веселые голоса, топот ног и смех в сенях, а потом возникал хоровод масок, коза и медведь с бубном, будто сошедшие с лубочной картинки, бренчанье балалайки или гитары, и старинные песни, гаданья, прибаутки».
Почти три часа пролетели как один миг- в вихре песен, танцев , частушек прибауток и девичьих слёз и смеха.Всё в одном вихре народного здорового праздника.На спектакле был полный аншлаг и по окончании публика долго ещё не отпускала артистов, овациями и цветами выражая своё восхищение таким высоким тоном заданного миру русского искусства. Короче - крайне рекомендую.