Павел
12 февраля 2004 г.
Сходил вчера на спектакль "Горе от ума". Разочарование... Хотелось бы, чтобы это сообщение считали зрительской КРИТИКОЙ, не более. Я понимаю, что моя точка зрения, естественно, субъективна, но, думаю, актёрам и режиссёру небезынтересно, как воспринимается их труд зрителями.
То, о чём я буду говорить, касается трактовки образов, а не игры актёров.
Скалозуб в исполнении Виктора Низового просто великолепен! Наверное, самый сильный персонаж во всей постановке. "Не верю" только трём микроэпизодам. Первый - Чацкий как молодой петушок наскакивает на полковника, командира полка, тот смиренно выслушивает, затем достаёт из кармана красный платок и стирает пот со лба. Наверное, самодовольный полковник просто-напросто не стал бы разговаривать с зарвавшимся юнцом, или после длинной тирады тут же поставил бы Чацкого "на место". А здесь... "Не верю!" (копирайт не мой, разумеется. :-) ).
Второй - думаю, нужно было бы выделить смысловой интонацией что "в ТРИНАДЦАТОМ году мы отличились с братом". Не в 1812-м, а в 1813-м, когда всё уже было фактически завершено. Вот такой он вояка! И здесь же - "за 3-е августа". Не было никаких боевых действий в этот день, специально когда-то выяснял.
Третий - Скалозуб, как мне видится, должен УНИЧТОЖИТЬ Репетилова фразой "фельдфебеля в Вольтеры дам". ФЕЛЬД_ФЕ_БЕ_ЛЯ! УС-ПО_КО_ИТ! Придавить, как каменной плитой! Размозжить! А фраза проскочила как-то незаметно, без упора...
А в остальном - Низовой великолепен! Туповатый взгляд, взрыкивания (от слова "рык") ( "А мне понравилось!..."), самодовольство - наверное, именно такого Скалозуба я и представлял себе. Браво, Виктор Низовой!
Софья - милая запутавшаяся девушка. Молчалина она ещё не любит, просто нужно кого-то полюбить, а под руку попался Молчалин, вот и думает, что полюбила. Но приехал Чацкий - с одной стороны, она не знает, как поступить, с другой стороны - да, рада, не на словах, на деле, подсаживается к нему на скамеечке поближе, да рада... И даже верить начинаешь, что это действительно Софья... Браво!
Чацкий... Ну, здесь мне показалось, что это просто мальчишка. Того и гляди, отвернётся к стене, заплачет и начнёт ногтём сцену корябать ("И я у Ваших ног!" ) :-) Или же захлёбывающийся от восторга щенок (в буквальном смысле, попробуйте себе представить двухмесячного щеночка!). А как же тогда "С министрами про Вашу связь?" С таким мальчиком-десятиклассником связывались министры? Он выполнял какие-то конфиденциальные поручения? И этот дуболом (не актёр, а персонаж! ) совершенно не чувствует, с кем он говорит, и слышит только себя самого? Извините, "не верю"!
Честно говоря, совершенно не понял Фамусова в изображении Юрия Соломина. Иногда мне казалось, что для такой трактовки Фамусова лучше бы подошёл Борис Новиков ("Купи-продай" из "Тени исчезают в полдень"). Какой-то Фамусов суетливый, бегает, путается под ногами, мешает всем, так, старикашка на побегушках... И это сенатор? И это человек, который привык повелевать и управлять взглядом? И это тот человек, фамилия которого используется в выражении "фамусовская Москва?"
В данном спектакле общество, наверное, должно быть названо не "фамусовским", а "хлёстовским". Когда на сцене находится Эллина Быстрицкая, начинаешь понимать, что она-то и есть центр этой пьесы. На её фоне теряются все, в том числе и Фамусов. Поэтому "не верю" Фамусову!
Молчалин - так, милый в общении мальчик, ну, подумаешь, подленький малость, но не более... От клюевского Молчалина по спине дрожь пробегает, когда смотришь, как у Клюева ноздри раздувались ( "В чинах мы небольших." ) от ярости, убил бы Чацкого, но "умеренность и аккуратность" мешают... А здесь - так, мотылёк, порхает себе... Но "не верю!"
Великолепны Тугоуховские и Хрюмины! Браво! Старый конь борозды не испортит! Ешё раз бразо!
И ещё раз повторю, что я высказал только личные впечатления - "я так вижу". Кто-то, наверное, "видит" по-другому. И цветы, подаренные актёрам, подтверждают это. Но, надеюсь, и моё мнение можно принять к сведению?
Буду очень рад обсудить постановку на этом форуме.