Jane
7 октября 2005 г.
На спектакле была вместе с мужем. По окончании мы только и говорили о том, насколько он современен. Глубоко ошибаются те, кто видит в этой постановке только бытовую драму.
Да, эпицетр развития ситуации, когда человека отвергают (во всех смыслах), Грибоедов поместил в дом Фамусова. И толчок был дан Софьей, девушкой, которой никто не интересен и не нужен, кроме милого сердцу возлюбленного.
Но если «просветить» эту ситуацию «рентгеновскими» лучами, то вот оно – ОБЩЕСТВО, во всей своей «красе». Рецепты, которые высмеивает Грибоедов, используются многими в различных сферах нашей современной жизни. Даже нет необходимости перечислять их.
Но не о пороках общества хотелось бы поговорить, а о самом спектакле.
Это настоящее огромное чудное созвездие, составленное из ярких звездочек-мизансцен, каждая из которых сама по себе – настоящий шедевр театрального искусства. Плавный, даже слегка замедленный, темп всего действия нисколько не умаляет, а наоборот, помогает насладиться тонкой игрой актеров.
Я не видела Ирину Леонову в роли Софьи, но могу сказать, что образ, который создает Ольга Молочная так точно соответствует эпохе ампира, что не нужны никакие особые декорации и ухищрения, чтобы почувствовать это: ее руки, грация, то, как она двигается, как стоит, замерев в «дверном проеме» декорации, как поворачивает и наклоняет голову…
Раз возникло слово «декорация», скажу и о декорациях. Именно для такой постановки и трактовки комедии Грибоедова
они превосходны. Вспомним, что было главным в создании картин импрессионистов. Свет и цвет. Вот они-то и стали отправными моментами, фоном спектакля, на котором актеры мягко, изящно сотворили такое полотно, которое достойно сцены ВЕЛИКОГО МАЛОГО ТЕАТРА.
Геометрические синие и белые конструкции разделяют не только сценическое пространство. Даже не столько сценическое пространство, сколько духовные плоскости людей, в которых они живут. И когда на авансцене разворачивается очередной сюжет, а в глубине сцены из-за декорации видна изящная рука Чацкого и белая манжета, так остро чувствуешь то, что не сказано вслух, что, безусловно, задумано Грибоедовым, и о чем, так остро и обстоятельно говорит в своих «Беседах о русской культуре» Юрий Михайлович Лотман.
Особое очарование всему спектаклю придает музыка, которая рождается здесь же, прямо на сцене.
Актерская игра. Я уже назвала спектакль сплетением звездочек-мизансцен. В каждой отдельно сыгранной зарисовке актеры исполняли главные роли. Такой подход не позволяет говорить о ролях второго или третьего плана. Игра высочайшего класса! Ежеминутно, ежесекундно убеждаешься в этом. Чтобы перечислить тех, чья актерская работа понравилась, надо просто взять программку и переписать все фамилии (чтобы никого не упустить). Но об одной мизансцене не могу упомянуть отдельно. Это «разговор» графини Хрюминой (Т. Еремеева) и князя Тугоуховского (Ю. Каюров) на балу. Спасибо им огромное за то, что продолжают служить сцене и «разговаривать» с различными поколениями даже без слов!
И еще хочу отметить, что во многих спектаклях Малого «женская половина» является украшением спектакля. (Так бывает при просмотре выступлений фигуристов в парном катании. Когда программа – единое целое, но взгляд в большинстве случаев останавливается именно на женщине-партнерше). Но сегодняшнее «Горе от ума» - это, в первую очередь, яркая,
интересная, забавная «сильная половина человечества». Сражена наповал!
А теперь разрешите обратиться к Юрию Мефодьевичу.
Уважаемый и обожаемый Юрий Мефодьевич! Вас замучили вопросами и высказываниями о традиционности Малого театра и об отсутствии современных пьес в репертуаре. Думаю, что пора прекратить дискуссию и людям, задающим вопросы на эту тему, просто рекомендовать посмотреть «Горе от ума». Поздравляю с началом юбилейного сезона, в добрый путь!