Анна
12 октября 2010 г.
В воскресенье я была на открытии сезона, на спектакле «Горе от ума». Все три часа прошли на одном дыхании, хотя спектакль смотрела не в первый раз.
Конечно, это произошло во многом благодаря мастерству Юрия Мефодьевича Соломина. Его Фамусов по зрелом моём размышлении оказался самым положительным героем пьесы. В чём можно обвинить Фамусова? В том, что пытается устроить судьбу своей единственной дочери? Едва ли тут можно упрекнуть любящего отца: из всех «женихов», как ни странно, самым лучшим спутником жизни действительно является Скалозуб. И со средствами, и с перспективами :).
В том, что находится в курсе всех сплетен? Ну, наверное, без этого тоже нельзя «вершить дела». Знание – сила, «владеющий информацией владеет миром».
Так что, как ни крути, а Фамусов – это самый положительный мужской персонаж пьесы Грибоедова :).
Низовой, Иванова и Вершинин тоже были очень органичны в своих ролях.
Скалозуб Низового становится с каждым годом всё большим тугодумом. Актёр так старательно морщил лоб в разговоре с Фамусовым, что нельзя было не улыбнуться.
Молчалин у Вершинина поражает своим непомерным подхалимством и низостью характера – в сцене, где он подает манто Быстрицкой, я не знала, что мне делать: плакать или смеяться. С одной стороны, Молчалин был уж очень подобострастен и даже карикатурен. Но с другой - в жизни такие люди встречаются, и карьерный путь у них складывается более благополучно, чем можно было бы предсказать.
Увидеть на сцене Инну Иванову было приятным сюрпризом. Её Лиза, на мой субъективный взгляд, самая лучшая.
Что касается двух главных героев – Софьи и Чацкого, то Ольга Молочная справилась со своей ролью. Красивая внешность, приятный голос – всё было в её пользу. Хотя сочувствия её героиня не вызвала. Трагедии ситуации не получилось.
А вот Чацкий… Не получился из него положительный герой. Каждый раз, когда Подгородинский начинал свои обвинительные монологи, он очень торопился. И эта скорость очень здорово портила впечатление. Конечно, Чацкий – нервный тип, но у Подгородинского он получился совсем ненормальным. К тому же, у меня невольно возникала мысль о том, что обвинять легче всего, а что сделал лично Чацкий для того, чтобы что-то исправить в своей стране? Не нравится ему, что в высшем обществе не знают, как перевести на русский язык «мадам» и «мадемуазель»? А где он был последние три года и куда, собственно, его «уносит нелегкая» теперь, после того, как произошло объяснение с Софьей? Так ли поступает истинный патриот, которым пытаются представить Чацкого в школьной программе? Бегство за границу – это не выход. Находясь за пределами Родины, ничего полезного для неё не сделаешь и уж точно не докажешь, что синонимом французской «мадам» является русская «сударыня».
Некоторые претензии к четкости дикции можно предъявить и к Зеничеву – Репетилову. Мне кажется, что актер слишком спешил произнести свой монолог.
Что касается остальных персонажей пьесы, то дуэт Амановой и Кознова замечателен. Каюров в качестве князя Тугоуховского также вызывает улыбку. Быстрицкая прекрасно выглядит для своего возраста. Страдания Охлупиной в диалоге с Быстрицкой настолько красноречивы, что нельзя не посочувствовать…
Словом, спектакль получился. И если бы не соседство с мальчишками лет 10, которые развлекали себя тем, что надували пузыри из жвачки, а также комментировали некоторые сцены, то драматические моменты «Горя от ума» были бы, возможно, восприняты мной иначе. И тогда Подгородинскому, Молочной и Зеничеву досталось бы больше комплиментов.