Анна
19 апреля 2025 г.
С большим интересом посетила состоявшиеся 12 и 19 апреля 2025 года читки "Пьес для Малого театра» по теме «Мировая – Мировая (1914-1945 гг.)».
Благодарю за организацию такого проекта.
Наверное, как и в случае "лейтенантской прозы", нужно некоторое время для осмысления прослушанного и увиденного.
Обе пьесы (Бесячий остров" и "Почтальон из Николаевич") берут за душу и достойны для постановки на сцене Малого театра.
Сравнивать или выбирать между ними сложно, если не невозможно, так как они обе глубоко погружают в различные эпохи и аспекты человеческого существования.
"Бесячий остров"- яркое повествование о судьбах молодых людей на фоне надвигающейся Первой мировой войны, рискнувших пойти Ва-банк ради спасения мира.
О Первой мировой войне рассказывается, ставится спектаклей, снимается фильмов значительно меньше, чем о Второй мировой, и, конечно, чем о Великой Отечественной войне!
Объяснений этому множество, например, и очевидцев уже нет с нами, и в советский период не всегда удобно было говорить о тех событиях.
Однако, все больше высказывается мнений историками и политологами о том, что формирование Гитлера, фашизма стало прямым следствием унизительных для Германии условий окончания Первой мировой войны. Необходим был реванш.
Таким образом, эти две пьесы можно связать причинно-следственным "мостиком" двух эпох.
"История развивается по спирали". Действие " Бесячего острова" и "Почтальона из Николаевки" происходит на разных её витках. И если "Бесячий остров"- даёт срез макро- (причины, предпосылки, основные аспекты разжигания Первой мировой войны) и микро-уровней (судьбы, мечтаний, романтизм, чаяния молодых людей двух великих держав), то " Почтальон из Николаевки " полностью обращён, проводя аналогию, уже даже к нано-уровню... Истории маленькой деревни и её жителей... Выживанию тыла, когда все кто мог давно на фронте, остались старики, женщины и дети.. Их роли трансформируются реалиями военного времени. Детям приходится взрослеть в ускоренном режиме, женщинам принять "Время женщин"... Старикам крепиться ради внуков...
Сюжет " Почтальона из Николаевки " проще для восприятия более широкого круга зрителей, потому что близко и понятно, и, пожалуй, вне времени. Любая "война", " "вооружённый конфликт", " операция" не обходится без безвозвратных потерь...
Однако, будучи дополнена микро- и макро-уровнями "Бесячего острова" подарят более целостное и комплексное восприятие общемировой и Отечественной истории ХХ века и, возможно, подарят шанс провести нить к событиям нашего времени.
Большая благодарность актёрам и режиссёрам, подготовившим читку на уровне не уступающем полноценному спектаклю, а также драматургу Елене Исаевой, принимающей активное участие в обсуждении, погружающей в мир литературы и дарящей стимул к прочтению новых книг.
Жду с нетерпением читки третьей пьесы!