Васильева Екатерина Николаевна

Актриса
Васильева Екатерина Николаевна (Лаврова) (16.8.1829 - 27.4.1877). Родители - певец Н.В.Лавров и певица Д.М.Сабурова. Отец был против, чтобы его дети стали артистами, но трое его сыновей и дочь посвятили свою жизнь сцене. Десяти лет от роду Екатерина была помещена в модный московский пансион г-жи Дебеш, а вскоре, после смерти своего отца, была отправлена матерью в Петербург, в пансион г-жи Эттер. Возвратясь в Москву в 1843 г., она поступила в театральную школу и дебютировала 20 мая 1845 г., в комедии «Девица-отшельница», затем с успехом играла в драме «Эстелла» (Скриба), трагедии «Коварство и любовь» Шиллера и комедиях «Мачеха и падчерица» и «Урок богатым кокеткам». Прикомандированная к петербургскому театральному училищу, она с другими воспитанницами являлась исполнительницей в казенном цирке, стоявшем на месте нынешнего Мариинского театра. Осенью 1846 г. Лаврова дебютировала на сцене Александринского театра в комедии «Мирондолина, или Седина в бороду», в роли Мирондолины. В мае 1847 г. она снова была переведена в Москву, где сразу заняла видное место на сцене Малого театра; особенно удались молодой артистке роли Софьи Павловны («Горе от ума») и г-жи Леру в комедии Альфреда Мюссе «Женский ум лучше всяких дум». В 1850 г. Е. Н. Лаврова вышла замуж за известного актера-комика С. В. Васильева. Лаврова была одной из самых репертуарных актрис своего времени. У нее не было амплуа, что было редкостью на императорской сцене. Обладая выразительной сценической внешностью, прекрасным голосом, эмоциональностью, Васильева играла разнообразные роли. Особенным успехом пользовалась в ролях светских женщин. Рано перешла на характерно-бытовые и драматические роли пожилых женщин.

По словам Островского, это была «умная, образованная женщина, с большим разнообразным талантом», которая наряду с участием в русском репертуаре «была лучшей исполнительницей в комедиях Скриба и современных французских писателей» (А. Н. Островский. Полное собрание сочинений, т. 12, стр. 336—337). Васильева обладала богатыми природными данными, отличной школой, знала музыку, умела петь и танцевать. Часто выезжая за границу, она знакомилась с иностранными театрами, искусством зарубежных актеров. В творчестве Васильевой непосредственность чувства, блеск и веселость в комедии, сосредоточенная страстность сочетались с продуманностью роли, изучением ее, тщательной отделкой характера. «В драме у нее с годами являлась искусственность тона, — вспоминал П. Д. Боборыкин, — но в комедии она держалась вполне реального тона и в диалоге умела высказать большую тонкость интонации, привлекала умом и гибкостью дарования» (П. Д. Боборыкин. За полвека. М.—Л., 1929, стр. 198—199). Ясный замысел, прекрасная техника, выразительный грим, богатство оттенков в раскрытии характерных бытовых образов роднили Васильеву с творчеством Шумско-го. Наиболее блестящий период в ее деятельности — конец 60-х годов, когда она будет играть разнообразный западный и русский репертуар.

Среди её ранних ролей: Софья («Горе от ума»), Офелия («Гамлет» У. Шекспира) и др. Простота и естественность игры Васильевой особенно ярко проявились в пьесах А. Н. Островского: Мария Андреевна («Бедная невеста»), Вышневская («Доходное место»), Софья Ивановна («Не сошлись характерами!»), Анна Павловна («Шутники»), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты») и др. Среди других ролей: баронесса Штраль («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Анна Андреевна («Ревизор»); Корделия и Регана («Король Лир»), Виола («Двенадцатая ночь»), Гертруда («Гамлет») - все Шекспира, Анна Тихоновна («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского), Чебоксарова («Бешеные деньги» А.Н.Островского), графиня Альмавива («Новый Тартюф» Бомарше), Мурзавецкая («Волки и овцы» А.Н.Островского).

Принимала активное участие в организации и работе «Общества любителей драматического и музыкального искусства». Москва очень любила Е. Н. Лаврову; не менее ценили ее и в Петербурге, куда она приезжала гастролировать. В последний раз она играла в Петербурге в мае 1876 г. в бенефисе своей двоюродной сестры Е. А. Сабуровой. Зимою того же года она простудилась и у ней открылась скоротечная чахотка. В конце марта 1877 г. она выехала за границу, а 27 апреля скончалась в Берне. 10 мая тело Васильевой было погребено в Москве. — Старшая ее дочь, Надежда Сергеевна Васильева, перешла в 1870 г. на петербургскую императорскую сцену и занимает в ней одно из первых мест.

Лит.: Родиславский В. Биографический очерк артистки императорских театров Екатерины Николаевны Васильевой, урожд. Лавровой. М., 1878