Лебедев Владимир Федорович

Актер
Лебедев Владимир Федорович (16 декабря 1870 - 10 февраля 1952, Москва) — русский актер, рассказчик. Народный артист РСФСР (1949). Окончил историко-филологический факультет Казанского университета и Театральное училище при Московском Малом театре (1904). В этом же году принят в Малый театр, где прослужил до 1949 года.

РОЛИ В МАЛОМ ТЕАТРЕ

1906 – 1907
Князь Тугоуховский «Горе от ума» А.С.Грибоедова
Господин D «Горе от ума» А.С.Грибоедова
Гросман «Плоды просвещения» Л.Н.Толстого
Шпекин «Ревизор» Н.В.Гоголя

1907 – 1908
Конрад «Много шума из ничего» У.Шекспира
Голутвин «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского

1908 – 1909
Литератор «Театральный разъезд» Н.В.Гоголя
Жевакин «Ревизор» Н.В.Гоголя

1909 – 1910
Афоня, юродивый «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского
Родриго «Отелло» У.Шекспира
Теодот «Цехарь и Клеопатра» У.шекспира
Хлопов «Ревизор» Н.В.Гоголя

1911 – 1912
Карандышев «Бесприданница» А.Н.Островского
Афоня «Грех да беда на кого не живут» А.Н.Островского
Виконт «Жеманницы» Ж.-Б.Мольера
Фома Диафуарус «Мнимый больной» Ж.-Б.Мольера

1912 – 1913
Корин «Как вам будет угодно» У.Шекспира
Мигаев «таланты и поклонники» А.Н.Островского
Кащенко «Ассамблея» П.П.Гнедича

1917 – 1918
Недоносков «Шутники» А.Н.Островского

1922 – 1923
Кутейкин «Недоросль» Д.И.Фонвизина

1926 – 1927
Закатов «Любовь Яровая» К.Тренева

1929 – 1930
Аристархов «Растеряева улица» по Г.Успенскому
Патер «Разбойники» Ф.Шиллера

1930 – 1931
Лютов «не было ни гроша да вдруг алтын» А.Н.Островского

1932 – 1933
Сеня «На бойком месте» А.Н.Островского
Пика «Разгром» А.А.Фадеева

1933 – 1934
Конь «Враги» М.Горького

1934 – 1935
Иван Ксенофонтович «В чужом пиру похмелье» А.Н.Островского

1936 – 1937
Юродивый «Борис Годунов» А.С.Пушкина

1940 – 1941
Головастиков «Варвары» М.Горького

1942 – 1943
Кокорышкин «Нашествие» Л.Леонова


Известность получил как рассказчик, продолживший традицию И. Горбунова. Начинал читать его и свои короткие рассказы в 900-е гг. в литературных собраниях и кружках. В 1912 совершил первое большое турне по провинции; вечера рассказов Лебедева проходят в Большом зале Благородного собрания в Москве и др. городах (в концертах принимала участие балетная пара А. Кебрэн и М. Д’Арто). В своих сценках, рассказах, монологах давал зарисовки московского быта (многие публиковались в журналах, в том числе моек. «Рампа и жизнь»): «У памятника Гоголю», «Приемные экзамены в театральное училище», «Восхождение на Бештау», «Человек из ресторана», «В гуще жизни», «Балерина Гельцер», «Футуристы», «Любитель искусств», «Тост на юбилее Южина», «Лекция» и др. Перед слушателями возникала галерея моек, обывателей: купцов, мещан, ремесленников, мелких репортеров. Актер создавал полные юмора портреты прежде всего с помощью сочной, истинно моек, речи без подделки под народный говор, без шаржа.
В 20-30-е гг. пытался выступать со старым репертуаром, но в изменившейся действительности прежнего успеха не имел.

Лит.: Дурылин С. Наследник Горбунова // Декада Моск. зрелищ. 1939. № 33;
Мин Евг. Мастера художественного слова // Театр, альманах. Л.; М., 1947;
Верховский Н. Ю. Книга о чтецах. М., 1950.