Климов Михаил Михайлович

Актер
КЛИМОВ Михаил Михайлович (27.X.(8.XI.)1880, Петербург, — 9.VII.1942, Тбилиси) — русский советский актер. Народный артист СССР (1937). Участвовал в любительских спектаклях клуба Путиловского завода, где работал конторщиком. В 1900, уйдя с завода, играл в полупрофессиональных спектаклях. В 1901 служил в Васильеостровском театре в Петербурге, затем в антрепризе С.А. Трефилова в Двинске, в Одесском театре. Исполнял вначале роли героев-любовников, вскоре перешел на характерные роли. В 1904 был приглашен в московском Корша (дебютировал в роли Глумова — «Бешеные деньги»). Большое влияние на формирование творческой индивидуальности Климова оказали Н. Н. Синельников, руководивший Театром Корша, М.Г. Савина и В.Н. Давыдов, в гастрольных поездках которых Климов принимал участие. С 1909 (с небольшими перерывами) Климов работал в Малом театре, где создал свои лучшие роли. Выдающийся представитель реалистической школы русского национального искусства, обладавший огромным сценическим обаянием, неотразимой артистической заразительностью, мастер сценической речи, Климов был одним из крупнейших комедийных актеров-сатириков советского театра. Он создал галерею острых и четких сценических образов, обличавших прошлое; играл аристократов, помещиков, бюрократов, прожигателей жизни, приспособленцев, подхалимов, вредителей и т. д. В сатире Климова не было нарочитости, гиперболизации. Он пользовался полутонами, играл мягко, легко, изящно, свободно. Климов раскрывал образ постепенно, сохраняя определенное нарастание. Так, например, играя роль Городулина («На всякого мудреца довольно простоты», 1935), Климов вначале создавал образ добродушного светского жуира, болтуна, легкомысленного бездельника, но постепенно актер раскрывал новые черты характера этого крупного дельца, циничного, опустошенного приспособленца, обладающего огромной практической сметкой. С комедийной легкостью и остротой Климов играл Телятева («Бешеные деньги», 1905, Театр Корша; 1933, Малый театр). В исполнении Климова роли бездушного, цепкого, жестокого, жадного помещика Толоконникова («Растеряева улица» по Успенскому, 1929) яркая, сочная бытовая характерность сочеталась с большой психологической глубиной. Страшной силой классовой ненависти были отмечены образы Земляники («Ревизор», 1922) и Петрыгина («Скутаревский» Леонова, 1934). Среди лучших ролей Климова также: Лыняев («Волки и овцы», 1908, Театр Корша; 1916 и 1941, Малый театр), Елисатов («Любовь Яровая», 1926), Печенегов («Враги», 1933) и др. С 1926 Климов выступал в кино («Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Иоргена», «Марионетки», «Бесприданница»). Др. роли: Одесса, 1903-04: Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Геерт («Гибель « Надежды»« Хеерманса), Ракитин («Месяц в деревне» Тургенева); Театр Корша: Бойм («В городе» Юшкевича), Яша Гуслин («Бедность не порок»), Великатов («Таланты и поклонники»), лорд Лортон («Веер леди Уин-дермиер» Уайльда), Загорецкий, Репетилов («Горе от ума»), фон Кальб («Коварство и любовь»).

РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

1909 — Исправник «Царь природы» Чирикова
1910 — Тромбицкий «Жених» Потапенко
1910 — Арно Тринье «Очаг» Мирбо
1910 — Стодолищев «Светлая личность» Карпова
1910 — Бабаев «Грех да беда на кого не живет» А.Островского
1911 — Чмоков «Дама из Торжка» Беляева
1911 — Кудряш «Гроза» А.Островского
1911 — Набатов «Прохожие» Рышкова
1914 — Жан Воробышкин «Змейка» Рышкова
1915 — Потрохов «Трудовой хлеб» А.Островского
1916 — Бержанов «Работница» С.Найденова
1916 — Доброгласов «Благодать» Урванцева
1917 — Хрустаков «Ракета» А. Н. Толстого
1917 — кн. Дубецкий «Закат» А.Сумбатова

Сезон 1917-18 гг.
Лыняев «Волки и овцы» А.Островского
Репетилов «Горе от ума» А.Грибоедова
Звездинцев «Плоды просвещения» Л.Толстого
Великатов «Таланты и поклонники» А.Островского
Поль Реймонд «В царстве скуки» Эд.Пальдерона
Куров «Дружеское поручение» Вильде
Солончаков «Цена жизни» А.Сумбатова

Сезон 1919-20 гг.
Земляника «Ревизор» Н.Гоголя
Брудуазон «Женитьба Фигаро» Бомарше
Глумов «Бешеные деньги» А.Островского

Сезон 1920-21 гг.
Князь Александр Павлович «Холопы» П.Гнедича

Сезон 1921-22 гг.
Бернарде «Пути к славе» Э.Скриба
Милонов «Лес» А.Островского
Доктор «Они хотели жениться» Могали
Карл I «Оливер Кромвель» А.Луначарского
Утешительный «Игроки» Н.Гоголя

Сезон 1922-23 гг.
Паратов «Бесприданница» А.Островского
Константин Михайлович «Цена жизни» А.Сумбатова
Городулин «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского

Сезон 1924-25 гг.
Бургомистр «Нечаянная доблесть» Юрьина
Джон Бартвин «Серебряная коробка» Дж.Голсуорси
Томас Чальмерс «Волчьи души» Дж.Лондона
Тропачев «Нахлебник» И.Тургенева
Франсуа Артикль «Иван Козырь» Смолина
Телятев «Бешеные деньги» А.Островского

Сезон 1925-26 гг.
Елисатов «Любовь Яровая» К.Тренева

Сезон 1927-28 гг.
Львов «1917» И.Платона

Сезон 1928-29 гг.
Меринов «Жена» К.Тренева
Дубровин «Огненный мост» Ромашова

Сезон 1929-30 гг.
Толоконников «Растеряева улица» по Г.Успенскому

Сезон 1930-31 гг.
Брында-Рыльский «Смена героев» Ромашова

Сезон 1932-33 гг.
Елисатов «Любовь Яровая» К.Тренева

Сезон 1933-34 гг.
Генерал «Враги» М.Горького
Петрыгин «Скутаревский» Л.Леонова

Сезон 1937-38 гг.
Шмецгер «На берегу Невы» К.Тренева

Сезон 1938-39 гг.
Фамусов «Горе от ума» А.Грибоедова

Сезон 1939-40 гг.
Дудукин «Без вины виноватые» А.Островского
Лыняев «Волки и овцы» А.Островского


Лит.: Афанасьев В., М.М. Климов. 1880-1942, М., 1953;
Новицкий П., Климов, в его кн.: Образы актеров, М., 1941, с. 79-116;
«Театр», 1955, № 11, с. 191- 192;
Дурылин С. Н., Мастера Советского театра в пьесах А. Н. Островского, М., 1939, с. 114-16, 152-154;
его же, «На всякого мудреца довольно простоты», на сцене московского Малого театра, М.-Л., 1940.