Под занавес сезона Государственный академический Малый театр представил зрителям необычную премьеру. Спектакль «Смута. 1609 – 1611 гг.» режиссера, народного артиста России Владимира Михайловича Бейлиса поставлен по роману министра культуры Российской Федерации Владимира Ростиславовича Мединского «Стена», написанному в 2012 году.
Действие романа происходит в России, в Смутное время, известное стихийными бедствиями, интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Историю, посвященную обороне Смоленской крепости, автор постарался сделать приключенческой, и, кто бы мог подумать, детективной. Мнения критиков о произведении полярно разделились на положительные и резко отрицательные. Одни говорили, что историческая точность описываемых в книге событий вызывает желание еще больше узнать о тех смутных, но ярких временах, детектив приковывает к себе хитросплетением острой интриги и сравнивали высокопоставленного автора, ни больше, ни меньше, с Александром Дюма. Другие называли роман искусственным, отчасти похожим на проповедь из-за излишне часто встречающихся в повествовании и будто бы навязываемых Мединским выводов из его же публицистических книг. Обвиняли героев в банальности, детективную составляющую называли надуманной, а патриотизм «Стены» показным и пафосным. Очевидно одно: при спорности перечисленных суждений книга Владимира Мединского рассчитана на широкую аудиторию. И эту аудиторию автор постарался привлечь так, как посчитал нужным и правильным.
Что же мог сделать Владимир Бейлис с этим спорным и вызвавшим огромный резонанс романом на сцене Малого театра, в репертуаре которого преобладают классические постановки классических же произведений? Усложняло задачу и то, что до постановки в Малом на телеканале «Россия 1» с треском провалилась экранизация произведения. При этом работал над ней вовсе не безызвестный и неопытный режиссер, а заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Европейской Киноакадемии, член Оскаровского комитета России (и прочая, и прочая…) Дмитрий Месхиев. В главных ролях снялись народный артист Алексей Серебряков, заслуженный артист Анатолий Белый, талантливый театральный и киноактер Павел Чинарев.
Легендарный режиссер Бейлис совершил невозможное. Для своего спектакля он взял из произведения – основы все самое лучшее, придумал для этого материала прекрасное художественное обрамление, и на сцене Малого театра появился историко-патриотический спектакль – блокбастер «Смута. 1609 – 1611 гг.». Спектакль, на который дамы смело могут привести в театр мужей, а также детей – ценителей современного отечественного кинематографа – и тем и другим эта постановка будет интересна.
Сценография спектакля – просто наслаждение для визуала. Эффектно вращающийся поворотный круг, переносит зрителя то под стены Смоленской крепости в стан захватчика короля Сигизмунда III, то на улицы осажденного города, то в дом воеводы Шеина. Видеоконтент, как служащий фоном для мобильных декораций, так и проецирующийся на происходящее на сцене действие, выглядит не хуже высокобюджетных спецэффектов в кинематографе. А если учесть, что происходит все под музыку именитого и бесконечно талантливого композитора Георгия Свиридова, то можно догадаться, что атмосфера в постановке создана воистину эпическая.
В труппе Малого театра служат талантливые актеры, истинные профессионалы, настоящие хранители традиций исконно русской театральной школы. Потому актерские работы в спектакле «Смута. 1609 – 1611 гг.» исполнены на высочайшем уровне.
Главную роль воеводы Смоленска Шеина исполняет горячо любимый публикой народный артист России Валерий Афанасьев. Мудрый, честный человек, всею душой радеющий за благо родной земли – именно такой образ должен был получиться и определенно получился у Валерия Алексеевича. И после просмотра спектакля в этой роли представить другого исполнителя абсолютно невозможно, а это значит, что Владимир Бейлис как всегда не промахнулся с подбором актерского состава.
Потрясающе яркий, характерный герой получился у народного артиста России Владимира Дубровского. Его городовой Зобов – персонаж неоднозначный и интригующий. Красавец Дедюшин в исполнении артиста театра и кино Александра Волкова помог спектаклю раскрыть ту самую детективную линию, которой так не хватило читателям романа «Стена». Без его динамичной, даже страстной игры хитросплетения сюжета не казались бы столь увлекательными, ведь персонаж Александра волею судеб оказался в эпицентре таинственных событий, происходящих в спектакле.
Тандем Алексея Фаддеева и Олега Добрована взял на себя приключенческую составляющую истории. Их герои – сын старого воеводы Григорий Колдырев и немецкий офицер Фриц Мейер – и правда чем-то напоминают бравых мушкетеров, людей чести, умеющих по-настоящему любить и дружить.
В спектакле всего три женских образа, разбавляющих серьезное мужское общество. Но каждый из них – украшение постановки, каждый помогает расставить свои необходимые акценты, а также раскрыть еще одну вечную тему – тему любви. Героиня Лидии Милюзиной – племянница воеводы Шеина, Катерина – попадает в классический любовный треугольник. Вот только финал сложившейся ситуации окажется для зрителя очень неожиданным. Городская ведьма Варвара в исполнении Ольги Абрамовой невероятно хороша в своей первозданной красоте. Она не живет – горит, влюбляет в себя мужчин и любит сама. А скромница Наташа, героиня актрисы Апполинарии Муравьевой, самая отважная из девушек, помогает раненым польскими захватчиками солдатам. Именно ею и заинтересуется при встрече немецкий перебежчик Фриц. Три женщины, три дороги к счастью. Увы, не все они приведут к счастливому финалу.
В спектакле, помимо исполнителей главных и второстепенных ролей, заняты артисты массовки, а также студенты ВТУ имени М.С. Щепкина. Всего в спектакле занято около 60 артистов, что предполагает большое количество массовых сцен. И сцены эти поставлены потрясающе. Иногда зрителю может показаться, что он смотрит хорошо поставленный балет – мизансцены в спектакле на самом деле завораживают.
Режиссер-постановщик Владимир Бейлис сказал о своем спектакле: «К сожалению, мы не всегда знаем своё прошлое, героические подвиги нашего народа. Столько столетий «сгибали» чужеземцы русских людей, и только мужество наших предков останавливало их. Смоленская крепость, как и Брестская, навеки вписана в отечественную историю. Об этом хотелось напомнить зрителям Малого театра».
Напомнить удалось. И не только напомнить, но и увлечь, заинтересовать, повести за собой и заставить задуматься. После спектакля «Смута. 1609 – 1611 гг.» хочется, во-первых, более подробно изучить ту страшную и сложную эпоху, а, во-вторых, обязательно вернуться в Малый театр на другие постановки гениального Владимира Михайловича Бейлиса. Мастер творит чудо из любого материала, которого касается его рука.
Проще говоря, в 2018 году спектаклю творческой команды Малого театра удалось то, с чем в 2012 году не смогла столь же успешно справиться книга министра Владимира Мединского – вызвать интерес широкого круга современников к истории своей родины.
Наталия Каминская специально для Musecube
Сегодня авторская передача Юрия Бутунина посвящена самой долгожданной и громкой премьере уходящего сезона, спектаклю «Смута. 1609-1611 гг.». Премьера состоялась в мае этого года в Государственном академическом Малом театре. Пьеса создана по роману министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского «Стена», и посвящена одному из эпизодов русско-польской войны XVII века – обороне Смоленска. Главный герой произведения – это русский народ, который в тяжёлый для страны момент сумел забыть про распри и объединиться. О том, как проходила работа над спектаклем, его актуальности, критике, отношении зрителей и многом другом расскажет режиссёр-постановщик, народный артист России Владимир Бейлис.
В Малом театре инсценировали роман Владимира Мединского.
В Малом театре представили мультимедийный исторический спектакль «Смута. 1609–1611 гг.». Внушительные декорации, исторические костюмы, патриотический материал и авторство литературной основы, принадлежащее министру культуры Владимиру Мединскому, делают постановку как минимум заслуживающей внимания.
В Малом театре всегда тяготели к спектаклям на историческую тему. Здесь шли постановки о Петре I, Екатерине II, Елизавете I Английской, Марии Стюарт, Наполеоне, Кутузове и многих других. Но особый интерес для театра всегда представляло Смутное время. Трилогия Алексея Толстого — «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис» — долгие годы была визитной карточкой коллектива. Этой же эпохе посвящены «Борис Годунов» Пушкина и «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского, регулярно фигурирующие на афишах Малого. Новая постановка дополняет этот ряд.
Польский король Сигизмунд III (Валерий Бабятинский) идет на Смоленск, ожидая найти в подземельях крепости сокровища. Но взять город штурмом ему не удается. Два года Сигизмунду противостоит войско во главе с воеводой Шеиным (Валерий Афанасьев). Оплотом веры в ожесточенной борьбе с иноземцами становится Владыка Сергий (Александр Ермаков). Чтобы измученные войной смоляне не сдались на милость полякам и до последнего стояли за веру свою, Сергий пошел на грех — «сотворил чудо» мироточения лика Богородицы…
Основой спектакля стал роман Владимира Мединского «Стена». За его инсценировку взялся режиссер, народный артист России Владимир Бейлис. Историю об осаде Смоленска войсками Сигизмунда III и стоической обороне горожан он воплотил с размахом. Стены крепости, посадский двор, застенки, трактир в Орше, королевский замок уместили на одной сцене, использовав поворотный круг, который театр приобрел специально для этого спектакля. Это позволило не закрывать занавес на переустановку декораций. Зрители, как в кино, следят за сменяющими друг друга сооружениями.
Трансформирующиеся декорации требовали и столь же техничной смены задника. Поэтому постановщики призвали на помощь видеопроекцию. Прием, который другие театры используют регулярно, в постановках Малого задействован впервые. Не все зрители были довольны работой видеохудожника Дмитрия Герасименко — многие сочли эту дань современности лишней в оплоте академизма. Но с точки зрения сюжета динамичная смена видеопланов — с горящим Смоленском, рощей и рекой, ликами святых, когда действие переносится в храм, — вполне уместна.
Для спектакля, в котором участвуют около 50 актеров, были пошиты более сотни костюмов, соответствующих эпохе. Кроме того, на сцене появляются две белые борзые. Это призвано подчеркнуть историзм и реалистичность постановки. В целом ценителям красивых масштабных историй о событиях прошлых веков «Смута» должна прийтись по вкусу. Ну, а чтобы напоминание об истории государства Российского имело осязаемые последствия, свой гонорар Владимир Мединский передал на восстановление той самой Смоленской крепостной стены, о которой рассказывается в его романе.
Зоя Игумнова, «Известия», 16 июня 2018 года
10 мая 2018 года на исторической сцене Государственного академического Малого театра России состоялась премьера исторической драмы в двух частях «Смута. 1609–1611 гг.» по мотивам романа Владимира Мединского «Стена» в сценической версии театра.
Спектакль начинается с мощного пространственного кружения – в противоход (используется поворотный круг), эпически-торжественно, плывя в визуальных эффектах и игре света (художник по свету А.Р. Салихов), вращаются фрагменты стены и башен Смоленской крепости с множеством внутренних переходов и наклонной открытой центральной площадкой, где разворачиваются ключевые сцены действа. Сюжетное построение скорее киношное, клиповое, нежели театрально-драматическое. Роман в этом смысле более выверен, тоньше в деталях и целостнее в переплетении сюжетных линий.
Хочется отметить исполнительниц женских ролей из русского стана. Племянница воеводы Катерина (Лидия Милюзина), Варвара (Ольга Абрамова) и Наташа (Аполлинария Муравьёва) создают в мужском хоре свою женскую партию, внося женственность и страсть, твёрдость характера и нежность в кровавый поток мужских игр. Возникающая на стене и прозрачном занавесе видеопроекция Смоленской иконы Божией Матери («Одигитрия») придаёт религиозное измерение вневременному образу русской женщины – спутницы, подруги, воительницы, жены и матери. «Логика пропадает, как только переходишь русскую границу. Причём у всех», – говорит немецкий наёмник неприятную правду королю Сигизмунду III, за что и платится жизнью. История доказывала не единожды, что у «евроинтеграторов» своя логика, отнюдь не женская...
Музыка Г.В. Свиридова определяет аудиоизмерение всей постановки, являясь эстетико-смысловой «вольтовой дугой» между инсценировкой современного романа «Стена» и знаменитой исторической трилогией А.К. Толстого: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» (в спектаклях по А.К. Толстому также звучит музыка Г.В. Свиридова, специально написанная композитором для Малого театра). Надо заметить, что к эпохе Смутного времени Малый обращался много раз – выпущено более 30 спектаклей за всю историю театра.
Грандиозна сценография постановки. Собственно, соединение художественного решения пространства (заслуженный художник России В.Г. Герасименко), выполненного в традициях монументальных исторических полотен Малого театра с современными технологиями в области видео-арта (видеоконтент – Д.В. Герасименко), создают основу глубокого, многопланового образа спектакля. Там, где проигрывает драматургия, выигрывает сценография.
Образ Стены в спектакле похож и на жернова истории (метафорическое лобное место), неумолимо перемалывающие праведных и нечестивых, католиков и православных, старых и молодых, мужчин и женщин, шпионов и героев, шляхтичей и русских, и на своего рода геном стойкости русского народа – народа-загадки, всякий раз возрождающегося, словно птица Феникс, из пепла после апокалиптических смут и сверхциничных «семибанкирщин». В 1992 году мне довелось побывать в Смоленске, где я видел остатки той самой крепостной Стены – впечатление было ошеломляющее...
Режиссёр-постановщик спектакля народный артист России, лауреат премии правительства России В.М. Бейлис использует весь арсенал сценических средств, возможных в драматическом театре. Скульптурные массовые мизансцены (в спектакле занято более 50 артистов, включая студентов ВТУ им. М.С. Щепкина) в сочетании с пышными костюмами (заслуженный работник культуры России Л.С. Пасюта и А.Г. Землякова) дают потрясающий зрительный ряд. Это редкость в современном театре, когда пара стульев без декораций и зачастую безвкусные костюмы призваны как бы оживить фантазию уставшего от подобных экспериментов ни в чём не повинного зрителя.
«К сожалению, мы не всегда знаем своё прошлое, героические подвиги нашего народа. Столько столетий «сгибали» чужеземцы русских людей, и только мужество наших предков останавливало их. Смоленская крепость, как и Брестская, навеки вписана в отечественную историю. Об этом хотелось напомнить зрителям Малого театра», – отмечает режиссёр-постановщик В.М. Бейлис.
Тонко подобранный видео-арт придаёт полотну подлинно эпический масштаб, подчёркивая эфемерность и хрупкость бытия, с одной стороны, и визуализируя силу народного духа – с другой. Пафос? Да. Но не ложный, а деликатно переданный и абсолютно уместный. Языки пламени и огненные птицы, «Одигитрия» и лики святых, стены древнего Смоленска и висящая над озером полная луна, покрывающая своим светом влюблённых, – эти и другие видеопроекции на двух экранах (статичный в глубине сцены и периодически опускающийся прозрачный на авансцене) и динамичных массивных декорациях усиливают эффект погружения в сценическую реальность.
Лирические сцены, как отмечалось выше, несколько теряются в столь монументальном сценографическом решении, но со временем спектакль может обрести завершённость, гармоничность ансамбля. Стоит отметить как очевидную актёрскую удачу ювелирный рисунок роли короля Польши Сигизмунда III в исполнении народного артиста России В.К. Бабятинского. Точно найденный элемент «королевского декора» в виде двух живых белых породистых псов как нельзя кстати дополняет образ. Опускающаяся сверху время от времени металлическая конструкция в сценах с Сигизмундом III и вовсе отсылает к эстетике «Игры престолов» – своеобразная перекличка исторических реалий Смутного времени XVI–XVII вв. и фэнтезийной вселенной Нового телесредневековья века XXI: метафизический диалог эпох...
Следует отметить актуальность материала. Нынешнее положение России в мировом информационном пространстве полностью соответствует мнению о России «продвинутых европейцев» XVI–XVII вв. – обывателей и элиты Речи Посполитой. Первый эпизод спектакля (сцена в таверне, точнее, даже в борделе) сразу расставляет все точки над «i». Далее, по ходу пьесы, обнажается непримиримый конфликт католицизма и православия. А блистательный диалог воеводы Смоленска Шеина (народный артист России В.А. Афанасьев) с владыкой Сергием (народный артист России А.Ю. Ермаков) и вовсе звучит как политический манифест нашего времени.
Экзистенциальная катастрофа польского короля (кульминационная точка спектакля), с таким трудом нашедшего под стенами осаждаемого его войском Смоленска вместо вожделенного золота часть библиотеки Ивана Грозного, лучше помогает понять нас самих, душу русского народа. Да, русские взорвали храм вместе с поляками, но горний храм, парящий в пространстве в финале во время сцены венчания выживших влюблённых снова «обретёт плоть» в камне и будет хранить Русь, посылая нам живой сигнал из прошлого – через настоящее – в будущее. Его очень важно распознать! В многонациональном и разноконфессио¬нальном российском обществе жив запрос на неискажённую историческую память и формирование внятной футурологии. Кинематограф России породил в последние годы ряд замечательных лент, основанных на фундаменте славного советского прошлого: «Время первых», «Салют-7» и «Движение вверх». Есть ли в этом отчасти и личная заслуга В. Мединского как министра культуры? Безусловно. Нет никаких сомнений, что вслед за кино пришла очередь реформирования театрального процесса в России. Неслучайно 2019 год объявлен Годом театра. И как знать, быть может, спектакль Малого театра «Смута. 1609–1611 гг.» положит начало формированию позитивного вектора театрального движения. «Золотая маска» давно перестала быть проектом, развивающим наш театр, выродившись в какую-то фарсовую фронду за казённый счёт. Пора вспомнить о том, что театр – это кафедра, а с кафедры должно звучать Слово.
Павел Карташев, режиссёр, "Литературная газета", 23 мая 2018 года
Посеет ли пьеса по роману Мединского смуту между нами и поляками?
Во вторник, 22 мая, на главной сцене Малого театра состоялась премьера спектакля «Смута». Основной для постановки московским артистам послужил роман министра культуры Владимира Мединского «Стена», посвященный осаде польской армией во главе с королем Сигизмундом Смоленска. Древний город, веками служивший западным форпостом России во многих войнах, в начале XVII века пережил одну из самых трагичных страниц своей истории. Судите сами: на дворе то самое Смутное время, голод, неурожаи, погодные катаклизмы, порождающие один за другим крестьянские бунты, дескать, сам Бог против незаконно восходящих на трон правителей Руси. А, как известно, чем тяжелее времена настают в пределах нашего государства, тем больше врагов поднимают головы. В этот раз пришел черед поляков покуситься на независимость страны. Смоленская крепостная стена, творение зодчего Федора Коня, не успела еще и своего десятилетия отметить с момента постройки, как пришел черед тест-драйва. Но обо всем по порядку, перемежая исторические справки с рассуждениями о постановке.
Сразу оговорюсь — сам роман не читал и не добавлю, что к стыду. Пусть оправданием станет чуть более беспристрастный взгляд на премьерный спектакль, без сокрушений в духе «а книга-то лучше!». Пусть речь пойдет о творящемся на сцене, как о самостоятельном произведении, имеющим родство с реальными событиями четырехвековой давности.
Итак, шляхтичи во главе с гордым своими прошлыми победами Сигизмундом идут с «освободительным» походом на Русь — прибрать к рукам раздираемую распрями землю, попутно поясняя неразумным крестьянам, что стать им Европой под новыми хозяевами — дело привычное. Кто только так ни говорил, переступая границу нашего государства. Так же и здесь. И ситуация, когда понимающие в политике, стратегии и дипломатии воеводы и бояре сталкивались с полным непониманием происходящего у простого люда, в «Смуте» находит отражение с первых минут, во время драки между сторонниками владычества польского и патриотами шатающейся московской короны.
Безусловный плюс спектакля — декорации, одновременно является и жесточайшим цензором за пределами Малого. Какой еще театр позволит себе отстроить такой разноплановый передвижной участок стены/храма/монаршего пристанища/городской площади и т.д.? Смотрится выигрышно, а в моменты особого погружения в происходящее ловишь себя на мысли, что словно смотришь «очень трехмерное» кино — сменяющие друг друга локации превращают действие в по-настоящему захватывающую череду книжных глав, а бессмертная фраза Станиславского уже зарождается где-то в глубине души.
Собственно, обилие сцен действия обусловлено и самой сутью сюжета, закручивающегося вокруг доброго десятка персонажей, каждый из которых вынужден проверять на прочность свои убеждения на протяжении двух действий. Судите сами: с одной стороны — безуспешно штурмующие «какой-то варварский городишко русских, с построенной на соплях сараюшкой-крепостью» поляки, с незнавшим поражений королем, готовым разувериться в преданности и уме своих советников и генералов, нежели в собственной ошибке. С другой — пребывающий по ту сторону баррикад город, становящийся на грань голодной смерти за полтора года осады, раздираемый на части подстрекателями, шпионами и предателями-крысами народ, готовый сегодня умереть за Русь-матушку, а завтра — открыть ворота, лишь бы закончить военный кошмар.
В условиях, когда никому нельзя верить, а сам зритель здесь не ломающий четвертую стену участник действа, но лишь такой же наблюдатель, раз за разом видящий, как вроде бы положительный герой оказывается преследующим вполне корыстные цели предателем и наоборот. За этими качелями даже знающий итоговую развязку, следующую букве истории, зритель остается в напряжении до конца.
Три с половиной часа — оправданон ли здесь такое продолжительное повествование? Не хочется проводить аналогий с «Властелином колец», третью часть которого в режиссерской Питер Джексон разбабахал аж на четыре с лишним часа (и это кино!), но придется. В ситуации, когда историю рассказывает не пара-тройка главных героев, а действующие лица, имеющие свои повествовательные линии, сплетающиеся друг с другом, а так же показаны обе стороны конфликта, мера выглядет логичной. Перепрыгивающая точка зрения наблюдающего из зала то на одну сторону Крепости, то на другую, заскучать не дает — просто посидеть на стульчиках и пофилософствовать на вечные темы здесь не любят. И если за десять минут никто не раскрыл свою подлую сущность, а король не приказал казнить очередного горе-лазутчика, знайте, сейчас будет что-то еще более громкое.
Кстати, о сторонах, точнее странах. Диссонанс вызывает сквозящая через весь сюжет тема вражды польского и русского народов. Ни коим образом аналогий с сегодняшей политической ситуацией проводить не хочется. То было время войны, оно давно ушло, но! Учитывая, что диалоги в спектакле написаны вполне современным языком и лишь редкие слова повернуты вспять на временной петле, ухо эти постоянные повторение «русские варвары» и «проклятая шляхта» режет.
Вторая тема, пролегающая через практически каждую сцену, так же ощутимо перекликается с современностью — вопрос сохранения и укрепления православной веры, разумеется, становился решающим для большинства людей той эпохи. Ведь стоило священнику донести до народа осознание, что идущая «освобождать» их пановская братия заставит принять католичество, а несогласных отречься — убьет, огонь борьбы среди пребывающих в унынии разгорается с новой силой. Сегодня, когда чувства верующих так же нередко бывают поколеблены или задеты, кажется, не хватает именно такого пастырского слова, с коим обращается к смолянам их митрополит.
В конечном итоге (уж извините за спойлеры), именно самопожертвование православного народа стало последней каплей для отчаявшегося победить Россию Сигизмунда. Стоявший больше года под стенами в надежде захватить бесценные сокровища из казны Ивана Грозного, спрятанные где-то под крепостью, он вместо золота увидел на дне пустеющей казны книги из утерянной библиотеки. А узнав, что укрывшиеся в Успенском соборе после взятия города последние его защитники взорвали себя вместе со святыней, король Речи Посполитой лишь вскричал:
«Это конец. Они безумны! Логика пропадает, когда переходишь границу России. Причем у всех! Варвары... Ненавижу эту крепость, город, народ!»
Жаль только, что последнее предложение можно вполне отнести к чиновникам современного Смоленска — как еще можно объяснить тот факт, что выдержавшая полтора года непрерывных штурмов и осады крепость, сохранившая свое величие в боях с Наполеоном, пострадавшая, но не исчезнувшая в годы гитлеровской оккупации, сегодня пребывает в ужасном состоянии? Свободный доступ туристам и жителям города закрыт, многие башни ветшают и разрушаются в самом центре города, а практически каждый участок стены венчают таблички «осторожно! Опасно для жизни!». Конечно, Владимир Мединский совершил благородный поступок, отказавшись от гонорара за роман «Стена», пообещав направить эти деньги на восстановление крепости, но доносящиеся из Смоленска вести пока лишь удручают — трещины, падающие кирпичи, новые заграждения. За что ненавидят ту, что защищала их предков многие поколения от врага? Вопрос риторический.
Ну а что до спектакля — здесь все карты раскрыты. Самопожертвование вмето отречения, древние знания вместо злата, отданный в конце концов врагу город без покорившегося народа — такая она, «Смута». Такой он — город, удерживавший под своими стенами врага, пока ослабленная держава собирала силы, чтобы вернуть себе былое величие и отбросить недругов обратно за границы. Любопытно было бы взглянуть на спектакль в интерпретации провинциальных театров, где не будет отстроенных монументальных декораций, проекторов, вырисовывающих прямо перед зрителями плачущую Богородицу и символ Смоленска — огненную птицу-феникс. Без визуального пиршества, возможно, было бы на порядок скучнее, все-таки столь продолжительное действие в рамках одной сцены выглядело бы не так вкусно. Ну а Малый смог обменять по выгодному курсу один премьерный билет на добрых 15 минут оваций от заполненного зала.
Евген Гаврилов, Readovka.ru, 24 мая 2018 года
В Малом театре - премьера. Спектакль «Смута» по роману Владимира Мединского «Стена» - об осаде Смоленска польскими войсками в начале XVII века. Анна Галинская подробнее.
Премьеру спектакля по своей книге министр культуры Владимир Мединский пропустил. Но видел предпремьерный показ, и результатом, говорят, остался доволен. Трехчасовое действо рассказывает об осаде Смоленска войсками польского короля Сигизмунда III.
Это первый роман Мединского. По сюжету храбрые русские дают отпор безнравственным европейцам. Со сцены звучат патриотические речи. Из-за веры совершаются убийства, из-за нее же - подвиги. Перед сдачей книги Мединского в печать текст редактировали священнослужители. Возможно, поэтому ответы на вопросы, задаваемые в романе (например, отчего все беды на Руси), оказываются в духе православной церкви.
Валерий Афанасьев, сыгравший Михаила Шеина, воеводу Смоленска, рассказал, что спектакль поставили за три месяца. Текст оказался довольно простым для восприятия и запоминания. Он написан современным языком, но немного стилизован под старину. Кое-что все-таки пришлось изменить.
«Я даже, может быть, избегал каких-то слов, например, «ворог» - враг. Немного я стилизовал для себя. Это мне немножко резало ухо. тогда уже совсем этнографический спектакль должен быть. От реквизита до костюмов. Все равно ведь, костюмы тоже стилизованы», - рассказал народный артист России Валерий Афанасьев.
Яркие, пышные костюмы, видеопроекции военных бедствий, впечатляющие декорации в виде крепостных стен. Для этой постановки театр специально заказал новый поворотный круг. Так что «Смута» Мединского перед зрителем оказалась как на ладони.
«Вы мне скажите, где сейчас есть какой-нибудь спектакль, который бы говорил об истории в патриотическом стиле? Два года они держали эту крепость и не пустили. Если взять чистую историю, если объективно. Ну а дальше Мединский сделал все очень увлекательно и интересно», - поделился режиссер, народный артист России Владимир Бейлис.
Автор романа от гонорара за спектакль отказался, передав средства на возрождение Смоленской крепостной стены. За организацию работ взялось Российское военно-историческое общество, председателем которого является Владимир Мединский. В проект приглашают добровольцев из разных регионов России.
Режиссером-постановщиком стал народный артист России Владимир Бейлис
Государственный академический Малый театр представил в четверг премьеру спектакля "Смута. 1609-1611 года" по роману и.о. министра культуры РФ Владимира Мединского "Стена", посвященного событиям Смутного времени, в частности, осаде Смоленска войсками польского короля Сигизмунда. Премьерные показы пройдут также 22 мая, 5 и 26 июня.
Режиссером-постановщиком стал народный артист России Владимир Бейлис, художником-постановщиком - Виктор Герасименко, видеоконтент для спектакля создал Дмитрий Герасименко. Среди исполнителей главных ролей - Валерий Афанасьев, Алексей Фаддеев, Олег Доброван, Александр Волков. В постановке также заняты студенты Театрального института имени Щепкина. Во время спектакля звучит музыка Георгия Свиридова.
"Во вторник, 8 мая, состоялся генеральный прогон спектакля "Смута", в котором задействована почти вся труппа Малого театра - порядка 60 человек", - рассказал ТАСС художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин.
"Мне трудно оценивать работу своего театра, - продолжил Соломин. - но одно могу сказать точно: мы стоим за сохранение истории". По словам худрука, возглавляемый им театр с особым вниманием относится к постановкам на историческую тему. К этому ряду Соломин причислил спектакль "Смута".
"Роман Мединского - хорошая книга, думаю, что созданный на ее основе спектакль заинтересует людей, которые любят историю и свое государство", - сказал худрук Малого театра.
Приключенческий роман "Стена", основанный на реальных исторических событиях, которые происходили в России в XVII веке, Мединский написал в 2011 году. В нем рассказано об осаде польским войском под командованием короля Сигизмунда III города Смоленска в 1609-1611 годах. Книга появилась в продаже в 2012 году и разошлась тиражом около 100 тыс. экземпляров.
Впервые спектакль "Стена" был поставлен художественным руководителем Приморского драматического театра, народным артистом РФ Ефимом Звеняцким и был показан во Владивостоке в сентябре 2016 года. Летом 2017 года этот же спектакль показали в Москве на сцене Театра Российской армии.
В январе 2018 года стало известно, что в Малом театре задумались о спектакле по произведению Мединского. Тогда же, со слов самого министра культуры, сообщалось, что инициатива постановки "целиком и полностью" принадлежит театру и для него "большая честь, что роман ляжет в основу постановки в стенах одного из старейших и самых уважаемых театров России".
Министр культуры также объявил, что принял решение отказаться от гонорара, так как театр находится в подчинении Министерства культуры. И хотя, как пояснил Мединский, закон "позволяет заниматься творческой деятельностью", гонорар за постановку пьесы по его роману "Стена" в Малом театре он направил на благотворительность, а именно, на возрождение уникального памятника Смоленской крепостной стены. Об этом ранее сообщал ТАСС со ссылкой на пресс-службу Российского военно-исторического общества (РВИО), председателем которого также является Владимир Мединский.
В информации отмечалось, что работы по возрождению Смоленской крепостной стены организует РВИО с привлечением профессионалов и добровольцев. Под руководством экспертов волонтеры из разных регионов России примут участие в уборочных и ремонтных работах на пряслах, внутри башен и на прилегающей к стене территории. Масштабный волонтерский проект РВИО будет реализован в период с мая по август 2018 года.
ИТАР-ТАСС, 10 мая 2018 года
Поклоны после представления спектакля. Фоторепортаж Николая Антипова
[GALLERY:408]