Новости

​ОТ КУСТА ДО КОРДЕЛИИ или ОТЕЦ БЫЛ ПРОТИВ

Ольга Плешкова – ученица Юрия Соломина – пришла в Малый театр в 2011 году. За шесть лет исполнила несколько главных ролей в новых и уже давно идущих постановках, в том числе Ирину в «Трёх сёстрах» А.П.Чехова. В марте 2017 года сыграла Корделию в премьерном спектакле Антона Яковлева «Король Лир».

– Если бы Вам дали возможность выбирать роль в этой пьесе, кого бы хотели сыграть?


– Шута! В постановке Стреллера Корделия переодевается в Шута, чтобы постоянно быть рядом с отцом и помочь ему преодолеть удары судьбы. Конечно, в нашем спектакле такое невозможно, но очень бы хотелось!


– Что для Вас главное в роли Корделии?


– В ней для меня очень много сокровенного и интимного. Обычно Корделию играют тихой, спокойной, положительной. Но в такой трактовке не понятен конфликт между Лиром и его младшей дочерью. И поэтому, когда я на первой читке услышала от нашего режиссёра Антона Яковлева его трактовку – совершенно иную – очень обрадовалась. По мнению Антона Юрьевича, Корделия – полное отражение самого Лира, с его темпераментом и натурой. Когда начали разбирать пьесу, я сразу подумала о своём отце. Мы очень любим друг друга, но у обоих сложные характеры, которые не всегда при столкновениях позволяют сказать: «Прости, я люблю тебя!» Наши отношения я проецирую на отношения с моим сценическим отцом Борисом Невзоровым. Работу в «Лире» я посвящаю – первый раз – своему папе. Перед премьерой я сообщила ему об этом. После спектакля самое ценное и важное было то, что он позвонил и сказал: «Я всё понял». То есть в этой роли я смогла сказать ему то, что не получается сказать в жизни.


– Первая сцена – ключевая для спектакля и, конечно, для образа Корделии. Как вы решали её с режиссёром-постановщиком?


– Эта сцена – олицетворение того «театра», которым Лир хочет видеть свою жизнь. Балаган, где все перед ним преклоняются, льстят, «пляшут под его дудку». А Корделия – человек искренний, с характером, не уступающим отцовскому – не может это всё терпеть. В нашем спектакле Лир организует раздел имущества в первую очередь для того, чтобы заставить младшую дочь играть по его правилам. Сцена пронизана театральностью и фарсом – вычурные костюмы и парики сестёр, нарочитое произнесение монологов, Шут, который примеряет на себя роль короля. Корделия же стремится показать отцу, что она так жить не собирается. Характеры их столкнулись, нашла коса на камень, и всё закрутилось совсем по-другому, чем можно было бы ожидать, – погибает целое государство. Корделия – не сентиментальная девочка со слезами на глазах. В ней больше от Лира, чем в двух других сёстрах, которые гораздо старше и уже привыкли играть в его «театре». Как сказал Антон Яковлев, «Корделия – это Лир в юбке».


– Отец поддерживал Ваше желание стать актрисой?


– Он был против, устроил меня на курсы управления персоналом. Я внутренне смирилась, но в одиннадцатом классе только делала вид, что хожу на эти курсы. На третьем туре созналась отцу, что поступаю. Он сказал: «Хорошо! Но если ты не поступишь, то на год отправишься торговать рыбой на рынке, а потом пойдёшь учиться туда, куда я тебе скажу». Я понимала: второго шанса у меня не будет.


– А когда у Вас самой проснулось желание стать актрисой?


– В разные моменты жизни я хотела стать то балериной, то конюхом, то разведчиком, то певицей, то космонавтом – примеряла на себя различные роли. В школе я ходила в театральный кружок. В каком-то спектакле мне дали роль куста. Я стояла кустом на сцене и подсказывала главной героине слова и как ей надо играть. Зрители очень смеялись!


– Свою первую роль на сцене Малого театра – принцессу Эльзу в «Снежной королеве» – Вы сыграли ещё будучи студенткой…


– Да, помню, как меня вызвали к Юрию Мефодьевичу Соломину. В голове сразу закрутилось: «Он что-то узнал, ну всё, рыбный рынок!» В жизни всякое бывает – прогулы, походы на пробы, когда нельзя. Я тогда и не думала, что это к чему-то приведёт, и я останусь работать в театре. Малый – настоящий дом. Небольшой пример: везде, кроме своей кровати, я засыпаю с трудом, а в театре могу уснуть в перерыве. Это показатель. Здесь уютно и хорошо.


– В 2015 году Вы срочно ввелись на роль Ирины в «Трёх сестрах». Задача не из простых…


– После одной из репетиций спектакля «Восемь любящих женщин» Владимир Михайлович Бейлис попросил меня подняться в кабинет Соломина. Юрий Мефодьевич долго на меня смотрел, потом сказал, что заболела артистка и надо играть «Три сестры», Ирину. Я очень люблю вводы, в них есть что-то стремительное, сиюминутное. Открываются ресурсы, которые никогда не проявятся при планомерной подготовке к роли. «Спектакль такого-то числа», – говорит Юрий Мефодьевич. Я улыбаюсь, но тут мои глаза находят висящую в кабинете афишу, и я вижу, что «такое-то число» – это следующий день! Он поймал мой взгляд и спрашивает: «Всё в порядке?» – молчание – «Ну, иди за текстом!» В голове арифметика – до спектакля 27 часов! Минус 4 часа на сон, итого 23! После спектакля никто не верил, что ввод произошёл за сутки – были уверены, что я подготовилась к этой роли давно. Очень помог Глеб Подгородинский – главный партнёр по пьесе. Я сразу ему позвонила, встретились, разобрали мои сцены. Утром была репетиция, потом грим, я оделась в платье и выдохнула… Очнулась только на поклонах – ничего не помнила за последние 3 часа! Что-то меня вело. Каждый человек называет это по-разному. Но в тот день внутри меня точно было нечто, к чему я не имею отношения. Ко мне подходили, хвалили за какие-то отдельные сцены, а я не могла ничего ответить, потому что не помнила, как всё происходило.


Беседовал Максим Редин


Ольга Плешкова, актриса Малого театра. Окончила ВТУ им. М.С.Щепкина в 2011 году. Среди ролей: Принцесса Эльза («Снежная королева» Е.Шварца), Люся («Последний срок» В.Г.Распутина), Мария («Усилия любви...» У.Шекспира), Елена («Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова), Дуня («Последний идол» А.Г.Звягинцева), Джульетта («Таинственный ящик» П.А.Каратыгина), Золушка («Золушка» Е.Шварца), Ирина («Три сестры» А.П.Чехова), Катрин и Сюзон («Восемь любящих женщин» Р.Тома), Наталья Степановна («Свадьба, свадьба, свадьба!» А.П.Чехова), Корделия («Король Лир» У.Шекспира).


Дата публикации: 11.10.2017