Новости

​ЭКСКУРСИЯ ПО ЗАКУЛИСЬЮ

Как рождается спектакль? Как устроена сцена? Как работают гримеры, костюмеры и осветители? Что происходит за кулисами сейчас и что происходило много лет назад? Узнать о том, что обычно скрыто от зрителей, можно не только из книг, но и в театрах – во время специальных экскурсий. Рассказы о театральной истории, театральном производстве и тайнах театральных зданий порой захватывают не меньше, чем хорошие спектакли. Но прежде, чем пойти за кулисы, давайте обратимся к истории театра.


В респектабельном районе Москвы, в Большом Палашевском переулке, в доме из темного красного кирпича расположена мемориальная квартира Александра Ивановича Сумбатова-Южина – актера, драматурга, театрального деятеля. После реконструкции дома квартиру подарили Малому театру (Южин играл на его сцене с 1882 по 1927 год, а с 1909 года был его руководителем). Из подлинных вещей сохранились только два кресла, вся обстановка восстановлена по фотографиям и воспоминаниям современников.
Но сотрудникам музея удалось добиться эффекта присутствия: кажется, что хозяин только что вышел, прервав работу за письменным столом. На стенах − фотографии партнеров Южина по сцене, портрет Владимира Ивановича Немировича-Данченко, с которым Сумбатов учился в одной гимназии в Тифлисе. Играя в любительских спектаклях, мальчишки придумали себе псевдонимы. Володя Немирович-Данченко был Северовым, Саша Сумбатов – Южиным. Мог ли он тогда предположить, что вымышленная фамилия затмит настоящую? Даже переулок, где он жил, долгое время будет называться Южинским. А теперь посетители музея-квартиры узнают и о жизненном пути Сумбатова-Южина, и о быте ушедшей эпохи. Шкафы с книгами и художественными журналами – главные герои кабинета интеллигента начала ХХ века. В уютной гостиной легко представить, как Александр Иванович отдыхал и принимал гостей, а в комнате, названной сотрудниками гримерной, готовился к ролям. Здесь выставлены его костюмы, принадлежности для грима. Несколько старинных зеркал поддерживают атмосферу творческой тайны. Экскурсию завершают небольшой документальный фильм о Южине и уникальная запись его богатого и мощного голоса.

У театров с большой историей разнообразная экскурсионная программа. С великим прошлым МХТ знакомят музей при театре в Камергерском переулке, Дом-музей К.С. Станиславского и Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко. Экскурсия по закулисью МХТ тоже связана с историческими темами. Маршрут начинается в служебном фойе, у бюстов основоположников, а заканчивается осмотром мемориального кабинета Вл.И. Немировича-Данченко и мемориальных гримерок К.С. Станиславского и О.Н. Ефремова. Рассказ об основателях театра, разных мхатовских поколениях ведется в Портретном фойе. Осматривая театр, экскурсанты узнают об архитектурных особенностях шедевра Федора Шехтеля, об устройстве зрительного зала, особое внимание обращая на правительственную ложу, из которой Сталин смотрел «Дни Турбиных» (теперь это ложа художественного руководителя Олега Павловича Табакова). К закулисным тайнам приобщают в костюмерной, где можно все посмотреть и потрогать, а в гримерной показывают, как плетут парики. Конечно же, пускают и на сцену, рассказывая о ее параметрах и возможностях − о поворотном круге, люках, смене декораций. Постоять на сцене, ощутив перед собой бескрайнее пространство зрительного зала, задрать голову высоковысоко, к колосникам, изучить во всех подробностях пульт помощника режиссера и пройтись вдоль кулис можно и в Театре им. Евг. Вахтангова. Но прежде − рассказ о рождении вахтанговской труппы. Экскурсанты поднимаются по лестнице, ведущей на бельэтаж, задерживаются у портретов Евгения Багратионовича Вахтангова и его знаменитых учеников. Рассказ о театре-доме, театре-семье, его знаменитых спектаклях продолжается напротив бельэтажа. На постоянной выставке – афиши, программки, фотографии, эскизы, реквизит, костюмы. Экскурсия «Прошлое и настоящее» ведет по театру дальше – в Мемориальный кабинет Михаила Ульянова, с его строгой, торжественной атмосферой. Другая заманчивая остановка – в правительственной ложе, так называемой сталинской, куда входили по потайному входу с улицы.

Музей-квартира Евгения Вахтангова в Денежном переулке – важный адрес для всех интересующихся историей театра. В квартире всего две комнаты – большая гостиная, где воссоздана обстановка 1920-х годов, и мемориальный кабинет Евгения Багратионовича с его подлинными вещами. В такой интимной обстановке ведется рассказ о перипетиях судьбы Вахтангова, близких ему людях, соратниках (среди них – жена и муза Надежда Михайловна Вахтангова, бережно сохранившая то, к чему прикасалась его рука). Театральные эскизы на стенах иллюстрируют повествование о знаменитых спектаклях Вахтангова, об открытом им фантастическом реализме и загадках «Принцессы Турандот». У современного театра нет секретов от зрителей. Но экскурсии по закулисью не разоблачают иллюзии, а, напротив, усиливают магию театра. На новой сцене Вахтанговского театра все сверхтехнологично. Достаточно нажать кнопку – и все зрительские ряды убираются в компактный шкаф. Зал-трансформер способен меняться: где бы ни располагалась сцена, у нее всегда будет место под софитами − штанкеты с осветительными приборами нависают над всем пространством зала. Полученные знания можно проверить на практике: светооператор показывает, как работает сложный пульт, разрешает прикоснуться к кнопкам. Спецэффекты подвластны электронному управлению, но все равно кажется, что игра световых пятен возникает на сцене сама по себе. Маршрут экскурсии по вахтанговскому закулисью пролегает по его дальним закоулкам. На минус первом этаже пускают в столярный цех, показывают хранилище костюмов, проводят в карманы сцены, заставленные деталями декораций, и рассказывают об их автоматизированной погрузке-разгрузке с помощью специального плунжера. Зрительская часть оборудована не менее затейливо. В фойе размещены сенсорные экраны, подсказывающие любую информацию о спектаклях. Рядом открыто уютное Арт-кафе с искусно запрятанным световым и звуковым оборудованием. На самом деле это еще одна сцена для сольных творческих вечеров вахтанговских актеров.

Внимательнее присмотреться к зрительской части предлагают на экскурсиях в «Геликон-опере». Богатые интерьеры настраивают на возвышенное восприятие оперных спектаклей. Камерные гостиные, парадные залы и фойе оформлены в стиле XVIII века и носят имена людей, связанных с этим зданием. На экскурсии рассказывают о том, что когда-то здесь выступала частная «Опера Зимина» и пел Шаляпин, о том, что «Геликон» многим обязан режиссеру Борису Покровскому, дирижеру Кириллу Тихонову и оперной диве Елене Образцовой и, конечно, княгине Шаховской-Глебовой-Стрешневой, начавшей превращать свою усадьбу в театр еще в XIX веке. Большая современная сцена «Геликона» сейчас там, где раньше был каретный сарай, а парадное крыльцо превращено в почетную ложу. Фантастические постановочные возможности «Геликона» − тема специальных технических экскурсий, на которые допускаются только взрослые, прошедшие инструктаж по технике безопасности. В касках и спецодежде пытливые зрители спускаются в подвалы, поднимаются на колосники. А потом, уже из зала, следят, как действуют плунжерные площадки, меняющие рельеф сцены.

Нарядными интерьерами гордятся и в театре «Et Cetera» – уникальными креслами дивной красоты, поднимающейся люстрой, ложами, названными именами Митрофанушки, Арлекина и Годо. Поэтому экскурсию начинают в зрительном зале, а потом водят по театральным лабиринтам. Гримерки, верхняя сцена, лифты, лестницы, спуск с пятого этажа на минус третий, бутафорская мастерская, столярный цех, склад декораций − сложный театр-завод, необходимый для ежевечернего театра-праздника.

О том, как развивалась театральная сцена от стародавних времен до наших дней, рассказывает познавательная программа «Мастерской П. Фоменко» «Путешествие в театральную историю». Как был устроен театр в Древней Греции и в Средние века, в эпоху Возрождения и в XVIII веке? Какие спецэффекты были самыми ошеломляющими? Почему менялось театральное пространство? Что из древних приспособлений дожило до наших времен? Оказывается, их используют даже в современно оснащенной «Мастерской П. Фоменко». Специально для спектакля «Гиганты горы» по старинному образцу сделана шумовая машина. Участники экскурсии могут привести ее в действие, покрутив ручку вала. Тема экскурсий в Театре кукол им. С.В. Образцова − куклы. В музее среди витрин с ценнейшими экспонатами разных эпох и стран учат отличать марионеток от тростевых кукол, перчаточных от петрушечных. На экскурсии в ГАЦТК в основном приходят дети. Но и взрослым интересно послушать об особенностях старинных райка или гиньоля, об отличиях сицилийских марионеток от индийских, о знаменитых художниках и скульпторах, увлеченных куклами, о режиссерских открытиях Сергея Образцова. Актриса театра Ольга Беленкова показывает театральных кукол в действии. Вторая часть экскурсии варьируется: можно посмотреть камерный спектакль или пройтись по закулисью, подсмотрев, как делаются куклы, о которых только что стало известно так много интересного.


Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», март 2017 года


Дата публикации: 01.03.2017

Как рождается спектакль? Как устроена сцена? Как работают гримеры, костюмеры и осветители? Что происходит за кулисами сейчас и что происходило много лет назад? Узнать о том, что обычно скрыто от зрителей, можно не только из книг, но и в театрах – во время специальных экскурсий. Рассказы о театральной истории, театральном производстве и тайнах театральных зданий порой захватывают не меньше, чем хорошие спектакли. Но прежде, чем пойти за кулисы, давайте обратимся к истории театра.


В респектабельном районе Москвы, в Большом Палашевском переулке, в доме из темного красного кирпича расположена мемориальная квартира Александра Ивановича Сумбатова-Южина – актера, драматурга, театрального деятеля. После реконструкции дома квартиру подарили Малому театру (Южин играл на его сцене с 1882 по 1927 год, а с 1909 года был его руководителем). Из подлинных вещей сохранились только два кресла, вся обстановка восстановлена по фотографиям и воспоминаниям современников.
Но сотрудникам музея удалось добиться эффекта присутствия: кажется, что хозяин только что вышел, прервав работу за письменным столом. На стенах − фотографии партнеров Южина по сцене, портрет Владимира Ивановича Немировича-Данченко, с которым Сумбатов учился в одной гимназии в Тифлисе. Играя в любительских спектаклях, мальчишки придумали себе псевдонимы. Володя Немирович-Данченко был Северовым, Саша Сумбатов – Южиным. Мог ли он тогда предположить, что вымышленная фамилия затмит настоящую? Даже переулок, где он жил, долгое время будет называться Южинским. А теперь посетители музея-квартиры узнают и о жизненном пути Сумбатова-Южина, и о быте ушедшей эпохи. Шкафы с книгами и художественными журналами – главные герои кабинета интеллигента начала ХХ века. В уютной гостиной легко представить, как Александр Иванович отдыхал и принимал гостей, а в комнате, названной сотрудниками гримерной, готовился к ролям. Здесь выставлены его костюмы, принадлежности для грима. Несколько старинных зеркал поддерживают атмосферу творческой тайны. Экскурсию завершают небольшой документальный фильм о Южине и уникальная запись его богатого и мощного голоса.

У театров с большой историей разнообразная экскурсионная программа. С великим прошлым МХТ знакомят музей при театре в Камергерском переулке, Дом-музей К.С. Станиславского и Музей-квартира Вл.И. Немировича-Данченко. Экскурсия по закулисью МХТ тоже связана с историческими темами. Маршрут начинается в служебном фойе, у бюстов основоположников, а заканчивается осмотром мемориального кабинета Вл.И. Немировича-Данченко и мемориальных гримерок К.С. Станиславского и О.Н. Ефремова. Рассказ об основателях театра, разных мхатовских поколениях ведется в Портретном фойе. Осматривая театр, экскурсанты узнают об архитектурных особенностях шедевра Федора Шехтеля, об устройстве зрительного зала, особое внимание обращая на правительственную ложу, из которой Сталин смотрел «Дни Турбиных» (теперь это ложа художественного руководителя Олега Павловича Табакова). К закулисным тайнам приобщают в костюмерной, где можно все посмотреть и потрогать, а в гримерной показывают, как плетут парики. Конечно же, пускают и на сцену, рассказывая о ее параметрах и возможностях − о поворотном круге, люках, смене декораций. Постоять на сцене, ощутив перед собой бескрайнее пространство зрительного зала, задрать голову высоковысоко, к колосникам, изучить во всех подробностях пульт помощника режиссера и пройтись вдоль кулис можно и в Театре им. Евг. Вахтангова. Но прежде − рассказ о рождении вахтанговской труппы. Экскурсанты поднимаются по лестнице, ведущей на бельэтаж, задерживаются у портретов Евгения Багратионовича Вахтангова и его знаменитых учеников. Рассказ о театре-доме, театре-семье, его знаменитых спектаклях продолжается напротив бельэтажа. На постоянной выставке – афиши, программки, фотографии, эскизы, реквизит, костюмы. Экскурсия «Прошлое и настоящее» ведет по театру дальше – в Мемориальный кабинет Михаила Ульянова, с его строгой, торжественной атмосферой. Другая заманчивая остановка – в правительственной ложе, так называемой сталинской, куда входили по потайному входу с улицы.

Музей-квартира Евгения Вахтангова в Денежном переулке – важный адрес для всех интересующихся историей театра. В квартире всего две комнаты – большая гостиная, где воссоздана обстановка 1920-х годов, и мемориальный кабинет Евгения Багратионовича с его подлинными вещами. В такой интимной обстановке ведется рассказ о перипетиях судьбы Вахтангова, близких ему людях, соратниках (среди них – жена и муза Надежда Михайловна Вахтангова, бережно сохранившая то, к чему прикасалась его рука). Театральные эскизы на стенах иллюстрируют повествование о знаменитых спектаклях Вахтангова, об открытом им фантастическом реализме и загадках «Принцессы Турандот». У современного театра нет секретов от зрителей. Но экскурсии по закулисью не разоблачают иллюзии, а, напротив, усиливают магию театра. На новой сцене Вахтанговского театра все сверхтехнологично. Достаточно нажать кнопку – и все зрительские ряды убираются в компактный шкаф. Зал-трансформер способен меняться: где бы ни располагалась сцена, у нее всегда будет место под софитами − штанкеты с осветительными приборами нависают над всем пространством зала. Полученные знания можно проверить на практике: светооператор показывает, как работает сложный пульт, разрешает прикоснуться к кнопкам. Спецэффекты подвластны электронному управлению, но все равно кажется, что игра световых пятен возникает на сцене сама по себе. Маршрут экскурсии по вахтанговскому закулисью пролегает по его дальним закоулкам. На минус первом этаже пускают в столярный цех, показывают хранилище костюмов, проводят в карманы сцены, заставленные деталями декораций, и рассказывают об их автоматизированной погрузке-разгрузке с помощью специального плунжера. Зрительская часть оборудована не менее затейливо. В фойе размещены сенсорные экраны, подсказывающие любую информацию о спектаклях. Рядом открыто уютное Арт-кафе с искусно запрятанным световым и звуковым оборудованием. На самом деле это еще одна сцена для сольных творческих вечеров вахтанговских актеров.

Внимательнее присмотреться к зрительской части предлагают на экскурсиях в «Геликон-опере». Богатые интерьеры настраивают на возвышенное восприятие оперных спектаклей. Камерные гостиные, парадные залы и фойе оформлены в стиле XVIII века и носят имена людей, связанных с этим зданием. На экскурсии рассказывают о том, что когда-то здесь выступала частная «Опера Зимина» и пел Шаляпин, о том, что «Геликон» многим обязан режиссеру Борису Покровскому, дирижеру Кириллу Тихонову и оперной диве Елене Образцовой и, конечно, княгине Шаховской-Глебовой-Стрешневой, начавшей превращать свою усадьбу в театр еще в XIX веке. Большая современная сцена «Геликона» сейчас там, где раньше был каретный сарай, а парадное крыльцо превращено в почетную ложу. Фантастические постановочные возможности «Геликона» − тема специальных технических экскурсий, на которые допускаются только взрослые, прошедшие инструктаж по технике безопасности. В касках и спецодежде пытливые зрители спускаются в подвалы, поднимаются на колосники. А потом, уже из зала, следят, как действуют плунжерные площадки, меняющие рельеф сцены.

Нарядными интерьерами гордятся и в театре «Et Cetera» – уникальными креслами дивной красоты, поднимающейся люстрой, ложами, названными именами Митрофанушки, Арлекина и Годо. Поэтому экскурсию начинают в зрительном зале, а потом водят по театральным лабиринтам. Гримерки, верхняя сцена, лифты, лестницы, спуск с пятого этажа на минус третий, бутафорская мастерская, столярный цех, склад декораций − сложный театр-завод, необходимый для ежевечернего театра-праздника.

О том, как развивалась театральная сцена от стародавних времен до наших дней, рассказывает познавательная программа «Мастерской П. Фоменко» «Путешествие в театральную историю». Как был устроен театр в Древней Греции и в Средние века, в эпоху Возрождения и в XVIII веке? Какие спецэффекты были самыми ошеломляющими? Почему менялось театральное пространство? Что из древних приспособлений дожило до наших времен? Оказывается, их используют даже в современно оснащенной «Мастерской П. Фоменко». Специально для спектакля «Гиганты горы» по старинному образцу сделана шумовая машина. Участники экскурсии могут привести ее в действие, покрутив ручку вала. Тема экскурсий в Театре кукол им. С.В. Образцова − куклы. В музее среди витрин с ценнейшими экспонатами разных эпох и стран учат отличать марионеток от тростевых кукол, перчаточных от петрушечных. На экскурсии в ГАЦТК в основном приходят дети. Но и взрослым интересно послушать об особенностях старинных райка или гиньоля, об отличиях сицилийских марионеток от индийских, о знаменитых художниках и скульпторах, увлеченных куклами, о режиссерских открытиях Сергея Образцова. Актриса театра Ольга Беленкова показывает театральных кукол в действии. Вторая часть экскурсии варьируется: можно посмотреть камерный спектакль или пройтись по закулисью, подсмотрев, как делаются куклы, о которых только что стало известно так много интересного.


Елена Губайдуллина, «Театральная афиша», март 2017 года


Дата публикации: 01.03.2017