Новости

ПРЕМЬЕРА. «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА» А.Н.ОСТРОВСКИЙ

ПРЕМЬЕРА. «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА» А.Н.ОСТРОВСКИЙ

Василий Бочкарёв (Флор Федулыч): «Любви все возрасты покорны»


- Василий Иванович, влюблён ли Ваш герой в начале пьесы?
- Нет. Флор Федулыч приезжает к Юлии, потому что обещал другу заботиться о ней. И потому что слух прошёл… А он только вчера выдал замуж воспитанницу, гуляли, у него ещё радость благодеяния. Вначале Флор Федулыч даже не разглядел напряжённости Юлии, пока она его всё-таки не отправила. В конце сцены он говорит ей: «Эрнесто Росси – хороший актёр. Оно довольно нам непонятно, но интересно посмотреть». Это сказано об их разговоре. Я понимаю, что здесь что-то не так, она же не называет имени жениха – мне, другу семьи! Предлагаю благодеяние, а мне говорят: пошёл вон! Странно…
- Флор Федулыч влюбляется прямо на наших глазах, когда Юлия с благодарностью целует его…
- Искра любви может вспыхнуть при разных обстоятельствах. Добрый поцелуй от чистого сердца способен разбить лёд, потому что искренность попадает в те глубины, где взрывается чувство. До этого ничего не было. Раньше он никогда не встречал такого порыва. Флор Федулыч - человек одинокий, весь в работе, бедным помогает. Чистый, первый план цветка без всяких задних мыслей… А вокруг множество людей, которых так и хочется назвать свитой Воланда. Тот же Дергачёв – это ведь Коровьев. Он просит Дульчина, чтобы тот не играл - и подстрекает его к игре. Говорит, что сочувствует Юлии, а сам получает наслаждение от её страданий. Да прочитайте пьесу! Как появляется в первый раз Дергачёв? Он же шакал! А Глафира Фирсовна? Дескать, и шубы не надо, дайте только потанцевать на гробу! Настоящая дьяволиада! И Юлия попала в эту круговерть. А Флор Федулыч её взял и пожалел…
- А почему же Ваш замечательный Флор Федулыч связывается с такими людьми, как Глафира Фирсовна?
- Что значит связывается? Она дальняя родственница.
- Шубу ей сулит.
- Ну, хочет, чтобы она предупредила Юлию о несостоятельности Дульчина как человека.
- Мне-то казалось, что он изначально человек довольно жёсткий, и потому готов согласиться даже с методами и средствами Глафиры Фирсовны, лишь бы цель была достигнута.
- Ужасно садиться за большой стол одному… А тут придёт Глафира Фирсовна, новости какие-то расскажет. Она у Флора Федулыча вместо бульварных газет.
- А почему он говорит в финале Дульчину: «Не угодно ли вам будет отправиться в яму…»? Наказать его хочет, отомстить?
- Ну вот, опять неправильно. Это вне действия. Отомстить, наказать – этого нет.
- Чего же он хочет? Почему он это говорит?
- Потому что так написано. Там первая фраза: «Извольте деньги заплатить».
- Но он же знает, что у Дульчина нету!
- А это его не касается. Вы разбираете, не учитывая того, что было раньше. Юлия у меня на руках умирала! Сам вопрос «отомстить – не отомстить» становится пошлым. До Дульчина мне дела нет, я повернулся к нему спиной. Это естественная реакция. Я Юлию выходил. Когда она очнулась, первым увидела меня. Почему вы об этом не говорите?
- Мы этого не видели!
- А пьеса на то и существует, чтобы домыслить. Флор Федулыч вытащил Юлию оттуда и изменился сам. И она изменилась! Жизнь предстала перед ней в совершенно ином ракурсе. Это жуткий перепад… Они ищут покой, как в «Мастере и Маргарите».
- У Мастера и Маргариты покой в ином мире.
- А у нас в финале спектакля белое всё. Можно трактовать как угодно.
- Значит, финал – за пределами этого мира?
- Представить можно по-разному. Отъезд необходим, потому что наши имена всё время на слуху у этих людей, которые косточки моют и танцуют на гробах. Для того, чтобы сохранить единение, познание друг друга, Флору Федулычу и Юлии надо уехать в другой город, поменять место жительства. И Юлии будет лучше, потому что после того, как они попали в эту смертельную воронку, она здесь умерла, да и я изменился. В трёх сценах Флора Федулыча и Юлии показывает Александр Николаевич перерождение героини. В этих сценах она очищается, проходит через чистилище. Она же умирает, и Флор Федулыч вместе с ней проникает туда, и оттуда её выдёргивает. Потом уже никого другого для них не существует. Нет мыслей о том, чтобы отомстить, посадить. Это не тот разговор и не те люди. Я точно знаю, что Дульчин вывернется, женится на Пивокуровой, такие не пропадают… Это всё понятно.
- Немножко режет ухо, когда в Вашей с Юлией удивительной мистической сцене вдруг начинается разговор о деньгах.
- Там нет бытового разговора. В данном случае слово «деньги» играют как «история взаимоотношений». Юлия может упоминать о деньгах, но это не имеет значения. Она не понимает, что говорит. Грубо говоря, форма стиха выражает его состояние и смысл. Юлия заводит речь о деньгах, документах, планах, о свадьбе – это всё клубок, который она не в состоянии распутать. У нас решение более отстранённое. Текст очень сложный, как, например, произнести такую фразу: «Обморок, руки похолодели, этим не шутят, скорее за доктором, это уж близко смерти»? Это чистый стих – произносится ровно, как читал Бродский. Фантасмагория – самое точное слово.
- Но всё-таки показательно, что деньги возникают у Юлии даже в бреду.
- ьеса-то не про деньги. Флор Федулыч говорит: «Я в таком капитале и в таком возрасте, что слова бросать на ветер не могу. Я только об одном говорю: чтоб моей репутации ущерба не было». Вот и всё. «Жена умерла, детей не нажил». Я раньше уходил в эти переживания, а теперь понял, что в «Последней жертве» этого нет. Я работаю. Почитайте «Выбранные места из переписки с друзьями», где Гоголь говорит, что христианин до конца дней находится в стадии учёбы, познания, строительства своей души.
- Это Ваша тема.
- Да, это совпало с моей темой. Как пишет Николай Васильевич, можно и в сорок лет состариться. Выбрать свой потолок, свои знания, силы. Как говорят: доживу до пенсии… А там ведь только работа и начинается! Старики Малого театра прекрасно знали об этом. Почему они все так хотели работать? Потому что дело посвящалось великому Малому театру и, конечно, Богу. Мне кажется, секрет их долголетия именно в этом. Тогда всё приобретает другой смысл.
- И всё-таки, Флор Федулыч женится из любви или из жалости? И любит ли Юлия его в финале?
- Их чувства больше, чем те определения, про которые вы говорите. Юлия прошла через эти жернова, и он тоже, вместе с ней… Слова внутри. Когда она умирала, их брак был заключён на небесах. Мне кажется, что здесь весь секрет в гениальной простоте взаимоотношений. Нам трудно это понять, потому что мы, люди XXI века, – народ испорченный. Во всяком случае, «Последняя жертва» - произведение поэтическое. И мне кажется, что персонаж всегда гораздо умнее и честнее, чем наши о нём рассуждения. Тем более, у Александра Николаевича. Всё-таки надо исходить из того, что он написал, а не думать, как бы привнести своё видение. Одно дело читка, а другое – погружение. Этим профессия артиста отличается от прочих.
- Что меняется в Вашем герое под влиянием этой истории?
- Меняется ли человек, когда заканчивается его одиночество? Да, потому что в его жизнь приходит та, кого он ждал. Появляется ответственность, меняется смысл жизни. Он становится не один, раньше был он и дело. Был свободен, самодостаточен, исполнял какие-то обязанности, молился. И вот появляется человек, который требует особого внимания. Возникает другой стих, внутри другая мелодия, интонации, свет другой… Молодой в таком состоянии летает. А Флор Федулыч становится светлее, мудрее, более спокойным и более красивым.

Дата публикации: 27.01.2005
ПРЕМЬЕРА. «ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА» А.Н.ОСТРОВСКИЙ

Василий Бочкарёв (Флор Федулыч): «Любви все возрасты покорны»


- Василий Иванович, влюблён ли Ваш герой в начале пьесы?
- Нет. Флор Федулыч приезжает к Юлии, потому что обещал другу заботиться о ней. И потому что слух прошёл… А он только вчера выдал замуж воспитанницу, гуляли, у него ещё радость благодеяния. Вначале Флор Федулыч даже не разглядел напряжённости Юлии, пока она его всё-таки не отправила. В конце сцены он говорит ей: «Эрнесто Росси – хороший актёр. Оно довольно нам непонятно, но интересно посмотреть». Это сказано об их разговоре. Я понимаю, что здесь что-то не так, она же не называет имени жениха – мне, другу семьи! Предлагаю благодеяние, а мне говорят: пошёл вон! Странно…
- Флор Федулыч влюбляется прямо на наших глазах, когда Юлия с благодарностью целует его…
- Искра любви может вспыхнуть при разных обстоятельствах. Добрый поцелуй от чистого сердца способен разбить лёд, потому что искренность попадает в те глубины, где взрывается чувство. До этого ничего не было. Раньше он никогда не встречал такого порыва. Флор Федулыч - человек одинокий, весь в работе, бедным помогает. Чистый, первый план цветка без всяких задних мыслей… А вокруг множество людей, которых так и хочется назвать свитой Воланда. Тот же Дергачёв – это ведь Коровьев. Он просит Дульчина, чтобы тот не играл - и подстрекает его к игре. Говорит, что сочувствует Юлии, а сам получает наслаждение от её страданий. Да прочитайте пьесу! Как появляется в первый раз Дергачёв? Он же шакал! А Глафира Фирсовна? Дескать, и шубы не надо, дайте только потанцевать на гробу! Настоящая дьяволиада! И Юлия попала в эту круговерть. А Флор Федулыч её взял и пожалел…
- А почему же Ваш замечательный Флор Федулыч связывается с такими людьми, как Глафира Фирсовна?
- Что значит связывается? Она дальняя родственница.
- Шубу ей сулит.
- Ну, хочет, чтобы она предупредила Юлию о несостоятельности Дульчина как человека.
- Мне-то казалось, что он изначально человек довольно жёсткий, и потому готов согласиться даже с методами и средствами Глафиры Фирсовны, лишь бы цель была достигнута.
- Ужасно садиться за большой стол одному… А тут придёт Глафира Фирсовна, новости какие-то расскажет. Она у Флора Федулыча вместо бульварных газет.
- А почему он говорит в финале Дульчину: «Не угодно ли вам будет отправиться в яму…»? Наказать его хочет, отомстить?
- Ну вот, опять неправильно. Это вне действия. Отомстить, наказать – этого нет.
- Чего же он хочет? Почему он это говорит?
- Потому что так написано. Там первая фраза: «Извольте деньги заплатить».
- Но он же знает, что у Дульчина нету!
- А это его не касается. Вы разбираете, не учитывая того, что было раньше. Юлия у меня на руках умирала! Сам вопрос «отомстить – не отомстить» становится пошлым. До Дульчина мне дела нет, я повернулся к нему спиной. Это естественная реакция. Я Юлию выходил. Когда она очнулась, первым увидела меня. Почему вы об этом не говорите?
- Мы этого не видели!
- А пьеса на то и существует, чтобы домыслить. Флор Федулыч вытащил Юлию оттуда и изменился сам. И она изменилась! Жизнь предстала перед ней в совершенно ином ракурсе. Это жуткий перепад… Они ищут покой, как в «Мастере и Маргарите».
- У Мастера и Маргариты покой в ином мире.
- А у нас в финале спектакля белое всё. Можно трактовать как угодно.
- Значит, финал – за пределами этого мира?
- Представить можно по-разному. Отъезд необходим, потому что наши имена всё время на слуху у этих людей, которые косточки моют и танцуют на гробах. Для того, чтобы сохранить единение, познание друг друга, Флору Федулычу и Юлии надо уехать в другой город, поменять место жительства. И Юлии будет лучше, потому что после того, как они попали в эту смертельную воронку, она здесь умерла, да и я изменился. В трёх сценах Флора Федулыча и Юлии показывает Александр Николаевич перерождение героини. В этих сценах она очищается, проходит через чистилище. Она же умирает, и Флор Федулыч вместе с ней проникает туда, и оттуда её выдёргивает. Потом уже никого другого для них не существует. Нет мыслей о том, чтобы отомстить, посадить. Это не тот разговор и не те люди. Я точно знаю, что Дульчин вывернется, женится на Пивокуровой, такие не пропадают… Это всё понятно.
- Немножко режет ухо, когда в Вашей с Юлией удивительной мистической сцене вдруг начинается разговор о деньгах.
- Там нет бытового разговора. В данном случае слово «деньги» играют как «история взаимоотношений». Юлия может упоминать о деньгах, но это не имеет значения. Она не понимает, что говорит. Грубо говоря, форма стиха выражает его состояние и смысл. Юлия заводит речь о деньгах, документах, планах, о свадьбе – это всё клубок, который она не в состоянии распутать. У нас решение более отстранённое. Текст очень сложный, как, например, произнести такую фразу: «Обморок, руки похолодели, этим не шутят, скорее за доктором, это уж близко смерти»? Это чистый стих – произносится ровно, как читал Бродский. Фантасмагория – самое точное слово.
- Но всё-таки показательно, что деньги возникают у Юлии даже в бреду.
- ьеса-то не про деньги. Флор Федулыч говорит: «Я в таком капитале и в таком возрасте, что слова бросать на ветер не могу. Я только об одном говорю: чтоб моей репутации ущерба не было». Вот и всё. «Жена умерла, детей не нажил». Я раньше уходил в эти переживания, а теперь понял, что в «Последней жертве» этого нет. Я работаю. Почитайте «Выбранные места из переписки с друзьями», где Гоголь говорит, что христианин до конца дней находится в стадии учёбы, познания, строительства своей души.
- Это Ваша тема.
- Да, это совпало с моей темой. Как пишет Николай Васильевич, можно и в сорок лет состариться. Выбрать свой потолок, свои знания, силы. Как говорят: доживу до пенсии… А там ведь только работа и начинается! Старики Малого театра прекрасно знали об этом. Почему они все так хотели работать? Потому что дело посвящалось великому Малому театру и, конечно, Богу. Мне кажется, секрет их долголетия именно в этом. Тогда всё приобретает другой смысл.
- И всё-таки, Флор Федулыч женится из любви или из жалости? И любит ли Юлия его в финале?
- Их чувства больше, чем те определения, про которые вы говорите. Юлия прошла через эти жернова, и он тоже, вместе с ней… Слова внутри. Когда она умирала, их брак был заключён на небесах. Мне кажется, что здесь весь секрет в гениальной простоте взаимоотношений. Нам трудно это понять, потому что мы, люди XXI века, – народ испорченный. Во всяком случае, «Последняя жертва» - произведение поэтическое. И мне кажется, что персонаж всегда гораздо умнее и честнее, чем наши о нём рассуждения. Тем более, у Александра Николаевича. Всё-таки надо исходить из того, что он написал, а не думать, как бы привнести своё видение. Одно дело читка, а другое – погружение. Этим профессия артиста отличается от прочих.
- Что меняется в Вашем герое под влиянием этой истории?
- Меняется ли человек, когда заканчивается его одиночество? Да, потому что в его жизнь приходит та, кого он ждал. Появляется ответственность, меняется смысл жизни. Он становится не один, раньше был он и дело. Был свободен, самодостаточен, исполнял какие-то обязанности, молился. И вот появляется человек, который требует особого внимания. Возникает другой стих, внутри другая мелодия, интонации, свет другой… Молодой в таком состоянии летает. А Флор Федулыч становится светлее, мудрее, более спокойным и более красивым.

Дата публикации: 27.01.2005