Новости

К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, Героя Государственных премий, академика, профессора Николая Александровича АННЕНКОВА

К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, Героя Государственных премий, академика, профессора Николая Александровича АННЕНКОВА

В московском Малом театре играет артист, которому 21 сентября исполнится 100 лет. 77 лет он отдал театру. Это старейшина русской сцены знаменитый Николай Анненков.
Николай Анненков — современник великих режиссеров Станиславского, Таирова, Мейерхольда. Партнер знаменитой актрисы Марии Ермоловой. Анненков — актер, для которого традиции старого русского театра святы.
«Этот человек — настоящий артист, — говорит художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. — Таких почти уже не осталось. В его жизни, насколько я знаю, нет ничего, кроме театра и училища имени Щепкина при Малом театре, где он по сей день преподает, причем все время изобретая что-то новое. Таких людей я встречал редко, людей прошлого века. А ведь чувствуется этот «прошлый век» в манере речи, в интонации. По-моему, в Москве на сегодняшний день нет артиста, который обладал бы таким голосом и такой речью — настоящей, богатой русской речью. Он сохранил все это, и нам остается учиться у него».
Сам Николай Анненков недоволен тем, как нынче говорят по-русски, он ворчит: «Говорят дурно, скверно, особенно дикторы телевидения. А ведь русский язык — один из лучших, он способен передавать тончайшие движения души». И именно Малый театр по-прежнему держит марку, сохраняя чистоту русского языка, а если говорить шире — то и русской культуры в целом, в ее лучших, классических образцах.
«Малый театр должен являться трибуной, которая зовет народ, публику к лучшей жизни, к более высоким человеческим идеалам, говорит Николай Анненков. — Это основное для артиста Малого театра. Я благодарен судьбе за то, что имел возможность всю жизнь работать на его замечательной сцене, где хранят заветы великого актера Михаила Щепкина. Он учил актеров думать, говорил о театре как о храме, а об артисте — как о священнослужителе».
21 сентября в Малом театре состоится торжественный вечер в честь Николая Анненкова. Будет сыгран спектакль «Царь Борис» по пьесе Алексея Толстого. Это трагедия из русской истории рубежа 16-17 веков, так называемого смутного времени.
В русском театре сложилось замечательное понятие: «школа». Оно применимо к старым театрам с давними традициями, великими предшественниками. Артисты этих трупп, несмотря на невысокие зарплаты, дорожат принадлежностью к этим школам, где, кажется, сами стены хранят дух высокого искусства. Эти люди сродни миссионерам, которые гордятся своим предназначением.
«Я хочу отдать сердце свое для того, чтобы зритель, сидящий в зале, стал лучше, добрее, нравственнее, — говорит Николай Анненков. — Именно на это было всегда направлено искусство Малого театра, когда им руководил Щепкин. Эти традиции я и стараюсь выполнять, чтобы завтра быть лучше, чем сегодня. Это очень трудно. Тем более сегодня. Современность наша очень сложная, я не берусь о ней всеобъемлюще говорить. Но знаю только, что деньги — не главное. Главное — человек, его труд, его стремление совершенствоваться».

Ольга Русанова и Алла Прощенко

Дата публикации: 21.09.1999
К 100-летию со дня рождения народного артиста СССР, Героя Государственных премий, академика, профессора Николая Александровича АННЕНКОВА

В московском Малом театре играет артист, которому 21 сентября исполнится 100 лет. 77 лет он отдал театру. Это старейшина русской сцены знаменитый Николай Анненков.
Николай Анненков — современник великих режиссеров Станиславского, Таирова, Мейерхольда. Партнер знаменитой актрисы Марии Ермоловой. Анненков — актер, для которого традиции старого русского театра святы.
«Этот человек — настоящий артист, — говорит художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. — Таких почти уже не осталось. В его жизни, насколько я знаю, нет ничего, кроме театра и училища имени Щепкина при Малом театре, где он по сей день преподает, причем все время изобретая что-то новое. Таких людей я встречал редко, людей прошлого века. А ведь чувствуется этот «прошлый век» в манере речи, в интонации. По-моему, в Москве на сегодняшний день нет артиста, который обладал бы таким голосом и такой речью — настоящей, богатой русской речью. Он сохранил все это, и нам остается учиться у него».
Сам Николай Анненков недоволен тем, как нынче говорят по-русски, он ворчит: «Говорят дурно, скверно, особенно дикторы телевидения. А ведь русский язык — один из лучших, он способен передавать тончайшие движения души». И именно Малый театр по-прежнему держит марку, сохраняя чистоту русского языка, а если говорить шире — то и русской культуры в целом, в ее лучших, классических образцах.
«Малый театр должен являться трибуной, которая зовет народ, публику к лучшей жизни, к более высоким человеческим идеалам, говорит Николай Анненков. — Это основное для артиста Малого театра. Я благодарен судьбе за то, что имел возможность всю жизнь работать на его замечательной сцене, где хранят заветы великого актера Михаила Щепкина. Он учил актеров думать, говорил о театре как о храме, а об артисте — как о священнослужителе».
21 сентября в Малом театре состоится торжественный вечер в честь Николая Анненкова. Будет сыгран спектакль «Царь Борис» по пьесе Алексея Толстого. Это трагедия из русской истории рубежа 16-17 веков, так называемого смутного времени.
В русском театре сложилось замечательное понятие: «школа». Оно применимо к старым театрам с давними традициями, великими предшественниками. Артисты этих трупп, несмотря на невысокие зарплаты, дорожат принадлежностью к этим школам, где, кажется, сами стены хранят дух высокого искусства. Эти люди сродни миссионерам, которые гордятся своим предназначением.
«Я хочу отдать сердце свое для того, чтобы зритель, сидящий в зале, стал лучше, добрее, нравственнее, — говорит Николай Анненков. — Именно на это было всегда направлено искусство Малого театра, когда им руководил Щепкин. Эти традиции я и стараюсь выполнять, чтобы завтра быть лучше, чем сегодня. Это очень трудно. Тем более сегодня. Современность наша очень сложная, я не берусь о ней всеобъемлюще говорить. Но знаю только, что деньги — не главное. Главное — человек, его труд, его стремление совершенствоваться».

Ольга Русанова и Алла Прощенко

Дата публикации: 21.09.1999