Новости

ПАМЯТИ КОНСТАНТИНА СИМОНОВА

В верхнем фойе здания Малого театра (Сцена на Ордынке) открыта выставка «Пьесы Константина Симонова на сцене Малого театра: К столетию Константина Михайловича Симонова (28 ноября 1915 г. – 28 августа 1979 г.)». На ней представлены копии афиш первых представлений спектаклей по пьесам К.М. Симонова «Русский вопрос», «Так и будет», «Русские люди», фотографии актеров в ролях и сцен из спектаклей.

Константин (наст. имя - Кирилл) Михайлович Симонов – знаменитый русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. он был военным корреспондентом. На сцене Государственного академического Малого театра были поставлены три пьесы К.М. Симонова.

Премьера пьесы «Русский вопрос» в Малом театре, место действия которой Нью-Йорк 1946 года, состоялась ровно через два года после Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9 мая 1947 г. Самая популярная пьеса второй половины 1940-х годов стала итогом поездки К.М. Симонова с писательской делегацией в Америку и Японию. Режиссер-постановщик спектакля Константин Александрович Зубов сыграл одну из главных ролей, хозяина и редактора крупной нью-йоркской газеты Макферсона. Это был типичный для Малого театра актерский спектакль. К.А. Зубов привлек к работе блестящих актеров. В главной роли прогрессивного американского журналиста Гарри Смита выступил Михаил Иванович Царев. Его жену Джесси играли в очередь Д.В. Зеркалова и Т.А. Еремеева, приглашенная в Малый театр в 1944 г. Друга Смита, Боба Морфи, сыграл М.И. Жаров, антипода Смита, редактора Гульда – В.И. Цыганков, издателя Кесслера – Н.В. Комиссаров, мелкого репортера Харди – Е.П. Велихов.

Помимо Малого театра, еще четыре московских театра поставили актуальную для своего времени драматургическую публицистику в форме мелодрамы: театр им. Ленинского комсомола, МХАТ, театр им. Моссовета, театр им. Е. Вахтангова. Широко ставилась пьеса «Русский вопрос» и в других городах Советского Союза. Даже сам К.М. Симонов просил сократить количество инсценировок, случай уникальный в мировой драматургии и театре. Кинорежиссер М.И. Ромм по пьесе К.М. Симонова в 1947 г. снял одноименный художественный фильм, который вышел на экраны в 1948 г. В фильме роль Гарри Смита сыграл Всеволод Николаевич Аксенов, который был артистом Малого театра в 1918 – 1946 гг.

Главные темы пьесы связаны с международной политикой тех лет: русские люди не хотят новой войны, советский народ – это не враг Америки. В пьесе К.М. Симонова и спектакле Малого театра утверждалось, что существуют две разных Америки, с одной стороны – это Америка Линкольна и Рузвельта, Америка народа, с другой – Америка капиталистического бизнеса, правящей верхушки, поджигателей новой войны. На первый план выходило столкновение двух миров, лживое отражение реакционной американской прессой послевоенной жизни в Советском Союзе. В спектакле поднимались вопросы правды, чести, совести, счастья и свободы каждого человека. Постановщик К.А. Зубов добивался синтеза социальных и психологических характеристик, создания обобщенных, типических и, в то же время, жизненных, реальных образов.


Пьесы К.М. Симонова о Великой Отечественной войне, написанные в военные годы, были поставлены на сцене Малого театра после войны. В 1944 г. К.М. Симонов написал пьесу «Так и будет». Режиссер Леонид Викторович Варпаховский поставил спектакль в 1970 г. к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне. Спектакль стал последней постановкой режиссера Л.В. Варпаховского на сцене Малого театра. «Так и будет» – это рассказ о мирных буднях последнего года Великой Отечественной войны, проникнутых ожиданием приближающейся победы советского народа над фашистскими захватчиками. На первый план в спектакле выдвинулись военный инженер-полковник Дмитрий Иванович Савельев – Георгий Иванович Куликов и военный врач Анна Григорьевна Греч – Елизавета Михайловна Солодова. В нем были заняты знаменитые артисты: ворчливого ученого, академика архитектуры сыграл М.И. Жаров, его сестру тетю Сашу – Е.М. Шатрова, управляющего домом Чижова – А.И. Смирнов, полковника Иванова – Р.С. Филиппов. Молодые актеры Малого театра также запомнились в спектакле: роль очаровательной девушки Оли сыграла Н.И. Корниенко, ее высокомерного поклонника и талантливого архитектора Синицына – Б.В. Клюев, Васи Каретникова, адъютанта Савельева – В.А. Борцов. Темы спектакля: предощущение мира, жизнь военных людей после войны, талант, призвание и выбор профессии, любовь и честность, душевная доброта, дружба и благородство, уважение людей друг к другу. Мажорным аккордом, надеждой на счастье, победным салютом кончался спектакль.

Спектакль «Так и будет» имел необыкновенный успех, шел на сцене Малого театра более 14 лет и часто вывозился на гастроли. В декабре 1979 г. состоялся 300-й спектакль «Так и будет», последний раз он был показан на гастролях в Донецке в мае 1983 г. Главная редакция литературно-драматических программ Центрального телевидения в 1973 г. выпустила двухсерийный фильм-спектакль «Так и будет» (режиссеры Л. Варпаховский, В. Сверчков, Г. Холопова).

К.М. Симонов называл пьесу «Русские люди» любимой своей пьесой. Она была написана в 1942 г. и составила трилогию лучших пьес о Великой Отечественной войне, наряду с «Фронтом» А.Е. Корнейчука и «Нашествием» Л.М. Леонова, ставших советской классикой. Последние две пьесы были поставлены на сцене Малого театра в сезоне 1942 – 1943 гг. режиссером И.Я. Судаковым.

Драма «Русские люди» на сцене Малого театра была поставлена к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1975 г. главным режиссером Малого театра Борисом Ивановичем Равенских. В главных ролях, командира автобатальона и начальника штаба Сафонова и разведчицы Вали Анощенко, выступили Юрий Иванович Каюров и Наталья Титаева, тогда еще студентка ГИТИСа. Все образы в спектакле были психологически яркими, выпуклыми и обобщенными: мать Сафонова – С.Н. Фадеева, бывший царский офицер Васин – Н.А. Анненков, военфельдшер Глоба – Р.С. Филиппов, жена врача Харитонова – Г.А. Кирюшина, старик-патриот – И.А. Любезнов и другие. Спектакль, решенный в стиле высокой трагедии, в героико-романтическом, метафорическом, поэтически-приподнятом плане, стал документом времени. Сценография, пространство, мизансцены спектакля предполагали скульптурность поз и движений актеров. На огромном экране-окне по ходу спектакля проецировались фотографии, образы-символы, тематически связанные с ходом действия, и в то же время, контрастные происходящему на сцене, это была связь с жизнью в многогранном значении этого слова, своеобразное окно в мир, во вселенную, в космос. Время действия спектакля – осень 1941 г. И это взгляд из сегодняшнего дня на события начала войны. В спектакле остро прозвучали темы жизни и смерти, темы мужества, жертвенности, героизма русских людей и духовной чистоты и силы, темы подвига военного и подвига нравственного, темы долга, воинской чести, любви к Родине и человеческого достоинства.

Почти 10 лет спектакль «Русские люди» был в репертуаре театра. В 1979 г. на основе спектакля Малого театра Главной редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения был создан двухсерийный фильм-спектакль «Русские люди» (режиссеры Б. Равенских, М. Маркова).

Выставка открыта для посетителей спектаклей с 28 ноября 2015 года по 1 февраля 2016 года в верхнем фойе Сцены на Большой Ордынке, 69.

Куратор выставки Надежда Телегина


Дата публикации: 28.11.2015

В верхнем фойе здания Малого театра (Сцена на Ордынке) открыта выставка «Пьесы Константина Симонова на сцене Малого театра: К столетию Константина Михайловича Симонова (28 ноября 1915 г. – 28 августа 1979 г.)». На ней представлены копии афиш первых представлений спектаклей по пьесам К.М. Симонова «Русский вопрос», «Так и будет», «Русские люди», фотографии актеров в ролях и сцен из спектаклей.

Константин (наст. имя - Кирилл) Михайлович Симонов – знаменитый русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. он был военным корреспондентом. На сцене Государственного академического Малого театра были поставлены три пьесы К.М. Симонова.

Премьера пьесы «Русский вопрос» в Малом театре, место действия которой Нью-Йорк 1946 года, состоялась ровно через два года после Победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9 мая 1947 г. Самая популярная пьеса второй половины 1940-х годов стала итогом поездки К.М. Симонова с писательской делегацией в Америку и Японию. Режиссер-постановщик спектакля Константин Александрович Зубов сыграл одну из главных ролей, хозяина и редактора крупной нью-йоркской газеты Макферсона. Это был типичный для Малого театра актерский спектакль. К.А. Зубов привлек к работе блестящих актеров. В главной роли прогрессивного американского журналиста Гарри Смита выступил Михаил Иванович Царев. Его жену Джесси играли в очередь Д.В. Зеркалова и Т.А. Еремеева, приглашенная в Малый театр в 1944 г. Друга Смита, Боба Морфи, сыграл М.И. Жаров, антипода Смита, редактора Гульда – В.И. Цыганков, издателя Кесслера – Н.В. Комиссаров, мелкого репортера Харди – Е.П. Велихов.

Помимо Малого театра, еще четыре московских театра поставили актуальную для своего времени драматургическую публицистику в форме мелодрамы: театр им. Ленинского комсомола, МХАТ, театр им. Моссовета, театр им. Е. Вахтангова. Широко ставилась пьеса «Русский вопрос» и в других городах Советского Союза. Даже сам К.М. Симонов просил сократить количество инсценировок, случай уникальный в мировой драматургии и театре. Кинорежиссер М.И. Ромм по пьесе К.М. Симонова в 1947 г. снял одноименный художественный фильм, который вышел на экраны в 1948 г. В фильме роль Гарри Смита сыграл Всеволод Николаевич Аксенов, который был артистом Малого театра в 1918 – 1946 гг.

Главные темы пьесы связаны с международной политикой тех лет: русские люди не хотят новой войны, советский народ – это не враг Америки. В пьесе К.М. Симонова и спектакле Малого театра утверждалось, что существуют две разных Америки, с одной стороны – это Америка Линкольна и Рузвельта, Америка народа, с другой – Америка капиталистического бизнеса, правящей верхушки, поджигателей новой войны. На первый план выходило столкновение двух миров, лживое отражение реакционной американской прессой послевоенной жизни в Советском Союзе. В спектакле поднимались вопросы правды, чести, совести, счастья и свободы каждого человека. Постановщик К.А. Зубов добивался синтеза социальных и психологических характеристик, создания обобщенных, типических и, в то же время, жизненных, реальных образов.


Пьесы К.М. Симонова о Великой Отечественной войне, написанные в военные годы, были поставлены на сцене Малого театра после войны. В 1944 г. К.М. Симонов написал пьесу «Так и будет». Режиссер Леонид Викторович Варпаховский поставил спектакль в 1970 г. к 25-летию Победы в Великой Отечественной войне. Спектакль стал последней постановкой режиссера Л.В. Варпаховского на сцене Малого театра. «Так и будет» – это рассказ о мирных буднях последнего года Великой Отечественной войны, проникнутых ожиданием приближающейся победы советского народа над фашистскими захватчиками. На первый план в спектакле выдвинулись военный инженер-полковник Дмитрий Иванович Савельев – Георгий Иванович Куликов и военный врач Анна Григорьевна Греч – Елизавета Михайловна Солодова. В нем были заняты знаменитые артисты: ворчливого ученого, академика архитектуры сыграл М.И. Жаров, его сестру тетю Сашу – Е.М. Шатрова, управляющего домом Чижова – А.И. Смирнов, полковника Иванова – Р.С. Филиппов. Молодые актеры Малого театра также запомнились в спектакле: роль очаровательной девушки Оли сыграла Н.И. Корниенко, ее высокомерного поклонника и талантливого архитектора Синицына – Б.В. Клюев, Васи Каретникова, адъютанта Савельева – В.А. Борцов. Темы спектакля: предощущение мира, жизнь военных людей после войны, талант, призвание и выбор профессии, любовь и честность, душевная доброта, дружба и благородство, уважение людей друг к другу. Мажорным аккордом, надеждой на счастье, победным салютом кончался спектакль.

Спектакль «Так и будет» имел необыкновенный успех, шел на сцене Малого театра более 14 лет и часто вывозился на гастроли. В декабре 1979 г. состоялся 300-й спектакль «Так и будет», последний раз он был показан на гастролях в Донецке в мае 1983 г. Главная редакция литературно-драматических программ Центрального телевидения в 1973 г. выпустила двухсерийный фильм-спектакль «Так и будет» (режиссеры Л. Варпаховский, В. Сверчков, Г. Холопова).

К.М. Симонов называл пьесу «Русские люди» любимой своей пьесой. Она была написана в 1942 г. и составила трилогию лучших пьес о Великой Отечественной войне, наряду с «Фронтом» А.Е. Корнейчука и «Нашествием» Л.М. Леонова, ставших советской классикой. Последние две пьесы были поставлены на сцене Малого театра в сезоне 1942 – 1943 гг. режиссером И.Я. Судаковым.

Драма «Русские люди» на сцене Малого театра была поставлена к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1975 г. главным режиссером Малого театра Борисом Ивановичем Равенских. В главных ролях, командира автобатальона и начальника штаба Сафонова и разведчицы Вали Анощенко, выступили Юрий Иванович Каюров и Наталья Титаева, тогда еще студентка ГИТИСа. Все образы в спектакле были психологически яркими, выпуклыми и обобщенными: мать Сафонова – С.Н. Фадеева, бывший царский офицер Васин – Н.А. Анненков, военфельдшер Глоба – Р.С. Филиппов, жена врача Харитонова – Г.А. Кирюшина, старик-патриот – И.А. Любезнов и другие. Спектакль, решенный в стиле высокой трагедии, в героико-романтическом, метафорическом, поэтически-приподнятом плане, стал документом времени. Сценография, пространство, мизансцены спектакля предполагали скульптурность поз и движений актеров. На огромном экране-окне по ходу спектакля проецировались фотографии, образы-символы, тематически связанные с ходом действия, и в то же время, контрастные происходящему на сцене, это была связь с жизнью в многогранном значении этого слова, своеобразное окно в мир, во вселенную, в космос. Время действия спектакля – осень 1941 г. И это взгляд из сегодняшнего дня на события начала войны. В спектакле остро прозвучали темы жизни и смерти, темы мужества, жертвенности, героизма русских людей и духовной чистоты и силы, темы подвига военного и подвига нравственного, темы долга, воинской чести, любви к Родине и человеческого достоинства.

Почти 10 лет спектакль «Русские люди» был в репертуаре театра. В 1979 г. на основе спектакля Малого театра Главной редакцией литературно-драматических программ Центрального телевидения был создан двухсерийный фильм-спектакль «Русские люди» (режиссеры Б. Равенских, М. Маркова).

Выставка открыта для посетителей спектаклей с 28 ноября 2015 года по 1 февраля 2016 года в верхнем фойе Сцены на Большой Ордынке, 69.

Куратор выставки Надежда Телегина


Дата публикации: 28.11.2015