Новости

«ПОСЛЕДНИЙ ИДОЛ» НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА

«ПОСЛЕДНИЙ ИДОЛ» НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА

Не сотвори кумира…

Премьера для Малого особенная: обычно театр старается ставить исключительно классику или иностранные (пусть даже современные!) пьесы. С драматургом А.Г. Звягинцевым на этой сцене мы встречаемся впервые, и эта творческая встреча отрадна: в центре внимания в постановке В. Драгунова самые острые и, к сожалению, не просто актуальные, а очень живучие в нынешнем нашем быте вопросы, а потому сразу же, буквально с первой сцены завладевающие вниманием зрителей.

И не в том даже дело, что действо это вполне отвечает старой и тоже всегда насущной истине «Не сотвори себе кумира». Все, как решили драматург и театр, значительно глубже и, быть может, трагичнее, нежели покажется на первый взгляд. Автор определил жанр своей пьесы как сцены из современной жизни — и это определение в своей внешней простоте обладает очень значительным смыслом.

Драматизм действия неуклонно растет с развитием сюжета, хотя, замечу сразу, первая половина длинновата, вяловата, нуждается в корректировке темпоритма. В спектакль входишь постепенно, но получается очень уж постепенно. Наверняка «накатка» спектакля подправит эту медлительность. Но тут надо очень точно найти абсолют, иначе может в чем-то поломаться фабула.

Я нарочно предпослала рассмотрению спектакля весьма пространное вступление. Оно, мне кажется, необходимо, потому что — повторю! — вступление в спектакль должно быть более энергичным. Это, конечно, не означает, что надо устраивать «гонки по пересеченной местности»… Итак, мы вошли в спектакль и зажили жизнью тех, кого увидели на сцене. Вдова известного деятеля прошлых времен Вера Александровна Иконникова (Т. Лебедева) прощается со старым загородным домом, когда-то построенным ее мужем, бюст которого (гипс, конечно!) бережно хранится в маленькой кладовке, куда постоянно бегает (да-да, именно так!), чтобы посетоваться и пообщаться со своим (и не только своим) идолом. Ее дети и друзья не разделяют такого поведения Веры Александровны, они живут уже в ином, собственно, мире, в иное время. У них и взгляды во многом не те, что у матери. Семья разделилась. Самым интересным и очень современным человеком с хорошей памятью на прошлое стал старший сын Виктор (Г. Подгородинский). Младший сын, наоборот, совсем ушел от прошлого (Максим —
Г. Скряпкин). Современная, очень современная дочка Виктора Дуня (О. Плешкова) мечется между двух огней, искренне стараясь понять и объяснить происходящее. Смятение связывает всю семью, когда надо вынести из дома все вещи и ждать машину, которая их и скарб увезет. А тут еще в сюжет вклинивается почти предательство: дом, оказывается, перейдет к ближайшему другу семьи Геннадию Алексеевичу Юсину (В. Сафронов), человеку умному и вполне порядочному, которого совсем не радует ситуация с домом, чего не скажешь о его лживой и ханжески настроенной жене Таисии Семеновне (А. Охлупина). Пока, все больше раскаляясь, кипят страсти, приходит не только внутренний, но и самый верхний мир бывшего идола: бюст разбит, мать в отчаянии, справедливость восторжествовала. Отмечу, что наиболее интересные актерские работы в «Последнем идоле» — это Т. Лебедева и В. Сафронов. И почти особняком по выразительным средствам стоит Г. Подгородинский, у которого крайне сложная роль, где он, как мне кажется, эмоционально «переигрывает». Но именно он — «связка» с другими персонажами, он более чем кто бы то ни было «ведет» спектакль. Драматизм охватывает действие все больше, и совершенно неожиданно возникает у зрителя некая параллель с Чеховским «Вишневым садом». Только у Чехова усадьбу продавали, а в «Последнем идоле» за нее борются. Эта параллель особенно остро прозвучала в самом финале, когда бригада рабочих начала рушить дом, эдакую старую крепость, окончательно теряющую свою жизненность и очень важный во всех отношениях смысл: конфликт прошлого с настоящим. Семья Иконниковых должна начать новую жизнь, покончив с какими бы то ни было идолами. Сможет ли? Кто знает. Автор умело оставляет почти открытый финал. А музыка Г. Гоберника, звучащая на протяжении спектакля, еще глубже создает горькую атмосферу на сцене, где нет незаинтересованных, равнодушных лиц, потому что правда здесь «правит бал», при этом оставляя зрительному залу возможность и самому подумать о себе: не сотворил ли и ты себе некоего кумира, который мешает тебе жить честно, открыто, порядочно, бескорыстно, без самых разных денежных или иных материальных расчетов и в полном понимании проблем времени.

Спектакль «Последний идол» ставит, как я уже говорила, крайне серьезные нравственные проблемы, и в стремлении решить эти проблемы Малый театр пришел с убедительными результатами.

Наталья ЛАГИНА
«Слово», 27 января 2014 года

Дата публикации: 14.02.2014
«ПОСЛЕДНИЙ ИДОЛ» НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА

Не сотвори кумира…

Премьера для Малого особенная: обычно театр старается ставить исключительно классику или иностранные (пусть даже современные!) пьесы. С драматургом А.Г. Звягинцевым на этой сцене мы встречаемся впервые, и эта творческая встреча отрадна: в центре внимания в постановке В. Драгунова самые острые и, к сожалению, не просто актуальные, а очень живучие в нынешнем нашем быте вопросы, а потому сразу же, буквально с первой сцены завладевающие вниманием зрителей.

И не в том даже дело, что действо это вполне отвечает старой и тоже всегда насущной истине «Не сотвори себе кумира». Все, как решили драматург и театр, значительно глубже и, быть может, трагичнее, нежели покажется на первый взгляд. Автор определил жанр своей пьесы как сцены из современной жизни — и это определение в своей внешней простоте обладает очень значительным смыслом.

Драматизм действия неуклонно растет с развитием сюжета, хотя, замечу сразу, первая половина длинновата, вяловата, нуждается в корректировке темпоритма. В спектакль входишь постепенно, но получается очень уж постепенно. Наверняка «накатка» спектакля подправит эту медлительность. Но тут надо очень точно найти абсолют, иначе может в чем-то поломаться фабула.

Я нарочно предпослала рассмотрению спектакля весьма пространное вступление. Оно, мне кажется, необходимо, потому что — повторю! — вступление в спектакль должно быть более энергичным. Это, конечно, не означает, что надо устраивать «гонки по пересеченной местности»… Итак, мы вошли в спектакль и зажили жизнью тех, кого увидели на сцене. Вдова известного деятеля прошлых времен Вера Александровна Иконникова (Т. Лебедева) прощается со старым загородным домом, когда-то построенным ее мужем, бюст которого (гипс, конечно!) бережно хранится в маленькой кладовке, куда постоянно бегает (да-да, именно так!), чтобы посетоваться и пообщаться со своим (и не только своим) идолом. Ее дети и друзья не разделяют такого поведения Веры Александровны, они живут уже в ином, собственно, мире, в иное время. У них и взгляды во многом не те, что у матери. Семья разделилась. Самым интересным и очень современным человеком с хорошей памятью на прошлое стал старший сын Виктор (Г. Подгородинский). Младший сын, наоборот, совсем ушел от прошлого (Максим —
Г. Скряпкин). Современная, очень современная дочка Виктора Дуня (О. Плешкова) мечется между двух огней, искренне стараясь понять и объяснить происходящее. Смятение связывает всю семью, когда надо вынести из дома все вещи и ждать машину, которая их и скарб увезет. А тут еще в сюжет вклинивается почти предательство: дом, оказывается, перейдет к ближайшему другу семьи Геннадию Алексеевичу Юсину (В. Сафронов), человеку умному и вполне порядочному, которого совсем не радует ситуация с домом, чего не скажешь о его лживой и ханжески настроенной жене Таисии Семеновне (А. Охлупина). Пока, все больше раскаляясь, кипят страсти, приходит не только внутренний, но и самый верхний мир бывшего идола: бюст разбит, мать в отчаянии, справедливость восторжествовала. Отмечу, что наиболее интересные актерские работы в «Последнем идоле» — это Т. Лебедева и В. Сафронов. И почти особняком по выразительным средствам стоит Г. Подгородинский, у которого крайне сложная роль, где он, как мне кажется, эмоционально «переигрывает». Но именно он — «связка» с другими персонажами, он более чем кто бы то ни было «ведет» спектакль. Драматизм охватывает действие все больше, и совершенно неожиданно возникает у зрителя некая параллель с Чеховским «Вишневым садом». Только у Чехова усадьбу продавали, а в «Последнем идоле» за нее борются. Эта параллель особенно остро прозвучала в самом финале, когда бригада рабочих начала рушить дом, эдакую старую крепость, окончательно теряющую свою жизненность и очень важный во всех отношениях смысл: конфликт прошлого с настоящим. Семья Иконниковых должна начать новую жизнь, покончив с какими бы то ни было идолами. Сможет ли? Кто знает. Автор умело оставляет почти открытый финал. А музыка Г. Гоберника, звучащая на протяжении спектакля, еще глубже создает горькую атмосферу на сцене, где нет незаинтересованных, равнодушных лиц, потому что правда здесь «правит бал», при этом оставляя зрительному залу возможность и самому подумать о себе: не сотворил ли и ты себе некоего кумира, который мешает тебе жить честно, открыто, порядочно, бескорыстно, без самых разных денежных или иных материальных расчетов и в полном понимании проблем времени.

Спектакль «Последний идол» ставит, как я уже говорила, крайне серьезные нравственные проблемы, и в стремлении решить эти проблемы Малый театр пришел с убедительными результатами.

Наталья ЛАГИНА
«Слово», 27 января 2014 года

Дата публикации: 14.02.2014