Новости

Чеховский смех сквозь слезы На сцене филиала теперь заблистал-забурлил еще один чеховский спектакль — «Свадьба, свадьба, свадьба!».

Чеховский смех сквозь слезы

Иногда думаю: все-таки москвичи — в чем-то счастливые люди. В чем? А вот в любой вечер могут собраться и отправиться... в Малый театр. И в любые времена, даже самые тяжелые, получить заряд ни с чем иным не сравнимого душевного удовлетворения. Причем можно пойти на Театральную площадь, откуда, собственно, весь московский театр начинался, а можно и на Ордынку, в Замоскворечье, куда уже давно распространился достойнейший филиал Малого. Организм единый, таланты одни и те же, только сцены и залы разные. Но взаимно дополняющие друг друга! И если, скажем, на основной сцене нынешний год — год памяти Чехова в связи со столетием его ухода из земной жизни — ознаменовался впечатляющими «Тремя сестрами», немедленно востребованными в Японии, то на сцене филиала теперь заблистал-забурлил еще один чеховский спектакль — «Свадьба, свадьба, свадьба!».

Скажете, нет у Чехова пьесы под таким названием. Верно. Однако «Свадьба» — то у него есть. «Сцена в одном действии», как назвал ее сам писатель. А добавить к ней две написанные годом ранее «сиены-шутки» — «Медведь» и «Предложение», как сделал это режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств России Виталий Иванов, — и получится полноформатный спектакль. Представленный в эти дни на радость публике, он завершил полное собрание постановок чеховских пьес в Малом театре.
Я вас не обману, сказав, что вы будете смеяться на этом спектакле так, как давным-давно уже не смеялись. Но, думаю, не обману также, предсказывая некоторую грусть и неожиданно серьезную задумчивость в финале, «под занавес».
В специально приуроченном к премьере выпуске газеты Малого театра Виталий Николаевич Иванов напоминает: почти все свои драматические произведения Чехов называл комедиями, даже, например, «Чайку», где происходит самоубийство. И напоминает режиссер слова Горького о Чехове: удивительно гармоничный человек прошел мимо нас, посмотрел на нас грустными глазами и сказал добрым, тихим, бархатным голосом: «Скверно вы живете, господа!»
Вот что стало ключом к постановке чеховских одноактных сцен Виталием Ивановым. На мой взгляд, ключом — единственно верным.
Ведь это отнюдь не схоластически-теоретическое, а сущностное разногласие зафиксировано в том же выпуске театральной газеты. Если в приведенном здесь отрывке из книги Б. Зингермана говорится о «чеховских водевилях», то постановщик спектакля в Малом утверждает: «Мы делаем ошибку, когда говорим «чеховские водевили». Антон Павлович Чехов не называл свои смешные пьесы водевилями... Это не такая уж серьезная ошибка, но водевиль требует определенных сценических решений, музыкальных, пластических. И по своей внутренней структуре это совсем другой стиль и жанр».
Полностью согласен! Да не про то ли говорил и Лев Толстой, отзываясь на одну из сценических чеховских шуток, кстати, с успехом шедшую тогда в Малом театре: «Предложение» — обусловленный комизм. Нет в нем французской бессмысленной неожиданности».
Позволю себе несколько продолжить. Нынче, когда именно стихия бессмысленной, бездумной, пошлой развлекаловки (зачастую — «ниже пояса») буквально затопила нас, когда она во всех видах, формах и жанрах хлещет с телеэкрана, переполняет эстраду, заливает драматический и музыкальный театр, вспомнить основы чеховского, гоголевского и вообще классического русского комизма чрезвычайно необходимо.
В конце концов, мы сейчас перед реальной угрозой того, что он совсем исчезнет с русской сцены, вытесненный и подмененный чем-то другим. Так, в московском театре «Школа современной пьесы» давно идет спектакль «А чой-то ты во фраке?» — по чеховскому «Предложению». По-своему талантливый спектакль, с талантливыми актерами, но ведь это — не Чехов, а режиссер Райхельгауз. И разве Чехов — в оперетте (!) «Чайка» композитора Журбина?
Новый спектакль Малого очень чеховский, и в этом — главная заслуга его постановщика, художника А.Глазунова, композитора А.Иванова, работников всех театральных цехов, участвовавших в создании зрительного и звукового образа спектакля. Форма альбома чеховских времен, со стилизованными заставками и оживающими картинами, соединяет три разных сюжета в нечто единое и органично развивающееся на сцене.
Тема любви и брака — от предложения до свадьбы. Через захватывающую людскую суету, мелочность и жадность. Через невероятную, казалось бы, вспышку живого человеческого чувств! в «Медведе». И все это движется, весьма динамично, по нарастающей, достигая своего рода апогея в «Свадьбе», в сцене феерического и такого дружного греческого ганца, которому режиссер правомерно придал большой идейный смысл: «Хочется задать вопрос русским людям: мужики, где вы? Где же ваша любовь к Родине? Почему греки так прекрасно танцуют на вашем празднике, а вы вокруг пьяные...»
Смею заверить создателей спектакля: эта их мысль, по-моему, доходит до зрителей. Как и другая мысль, тоже очень важная и современная: ну нельзя же с такой упоенностью, всепоглошенностью и энтузиазмом отдаваться собственническим страстям! Тут первенствует открывающее сценическую композицию «Предложение» с тремя просто-таки блестящими актерскими работами — Глеба Подгородинского, народного артиста России Александра Потапова и юной Ольги Жевакиной. Право, они словно соревнуются друг с другом в этой отточенности юмора, легкости диалогов, резких и виртуозных перепадах настроения, вызывающих хохот зрительного зала. А для молодого Г.Подгородинского, который уже заявил о себе рядом крупных и интересных работ, включая Чацкого, эта его роль открыла новые возможности: такою уморительного экцентризма от нею трудно было ожидать.
Нелегкая задача у заслуженной артистки России Елены Харитоновой и Виктора Низового. Все-таки многим памятны великие Ольга Андровская и Михаил Жаров в фильме «Медведь» — одном из лучших по чеховским пьесам. Но молодые актеры Малого театра и здесь оказываются на высоте. Не подражают, находят собственные психологические ходы, выразительные средства, и всё получается очень убедительно.
Вообще, спектакль — целый букет актерских талантов. В завершающей «Свадьбе» это народные артисты России Виталий Коняев, Алевтина Евдокимова, Анатолий Торопов, заслуженные артисты Алексей Кудинович и Светлана Аманова, Владимир Дубровский и Кирилл Демин, Виктор Бунаков и артист Дмитрий Кознов... Ансамбль получился замечательный. Мне показалось только, что общий шум и гам свадебного действа, его пестрота и суета несколько приглушают и поглощают индивидуальную яркость собравшихся здесь персонажей. По-моему, каждый из них мог бы раскрыться еще эффектнее, с еще большей личной выразительностью. Материал-то какой Чехов дает!
Впрочем, прекрасный спектакль лишь начинает свою сценическую жизнь, которая, убежден, будет у него долгой и счастливой. Так что, не сомневаюсь, многое со временем засияет дополнительными красками. Ведь Малин есть Малый — это высочайшая и непреходящая требовательность к своей работе.

Виктор КОЖЕМЯКО.
«Правда» 24-27 декабря 2004 г.

Дата публикации: 29.12.2004
Чеховский смех сквозь слезы

Иногда думаю: все-таки москвичи — в чем-то счастливые люди. В чем? А вот в любой вечер могут собраться и отправиться... в Малый театр. И в любые времена, даже самые тяжелые, получить заряд ни с чем иным не сравнимого душевного удовлетворения. Причем можно пойти на Театральную площадь, откуда, собственно, весь московский театр начинался, а можно и на Ордынку, в Замоскворечье, куда уже давно распространился достойнейший филиал Малого. Организм единый, таланты одни и те же, только сцены и залы разные. Но взаимно дополняющие друг друга! И если, скажем, на основной сцене нынешний год — год памяти Чехова в связи со столетием его ухода из земной жизни — ознаменовался впечатляющими «Тремя сестрами», немедленно востребованными в Японии, то на сцене филиала теперь заблистал-забурлил еще один чеховский спектакль — «Свадьба, свадьба, свадьба!».

Скажете, нет у Чехова пьесы под таким названием. Верно. Однако «Свадьба» — то у него есть. «Сцена в одном действии», как назвал ее сам писатель. А добавить к ней две написанные годом ранее «сиены-шутки» — «Медведь» и «Предложение», как сделал это режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств России Виталий Иванов, — и получится полноформатный спектакль. Представленный в эти дни на радость публике, он завершил полное собрание постановок чеховских пьес в Малом театре.
Я вас не обману, сказав, что вы будете смеяться на этом спектакле так, как давным-давно уже не смеялись. Но, думаю, не обману также, предсказывая некоторую грусть и неожиданно серьезную задумчивость в финале, «под занавес».
В специально приуроченном к премьере выпуске газеты Малого театра Виталий Николаевич Иванов напоминает: почти все свои драматические произведения Чехов называл комедиями, даже, например, «Чайку», где происходит самоубийство. И напоминает режиссер слова Горького о Чехове: удивительно гармоничный человек прошел мимо нас, посмотрел на нас грустными глазами и сказал добрым, тихим, бархатным голосом: «Скверно вы живете, господа!»
Вот что стало ключом к постановке чеховских одноактных сцен Виталием Ивановым. На мой взгляд, ключом — единственно верным.
Ведь это отнюдь не схоластически-теоретическое, а сущностное разногласие зафиксировано в том же выпуске театральной газеты. Если в приведенном здесь отрывке из книги Б. Зингермана говорится о «чеховских водевилях», то постановщик спектакля в Малом утверждает: «Мы делаем ошибку, когда говорим «чеховские водевили». Антон Павлович Чехов не называл свои смешные пьесы водевилями... Это не такая уж серьезная ошибка, но водевиль требует определенных сценических решений, музыкальных, пластических. И по своей внутренней структуре это совсем другой стиль и жанр».
Полностью согласен! Да не про то ли говорил и Лев Толстой, отзываясь на одну из сценических чеховских шуток, кстати, с успехом шедшую тогда в Малом театре: «Предложение» — обусловленный комизм. Нет в нем французской бессмысленной неожиданности».
Позволю себе несколько продолжить. Нынче, когда именно стихия бессмысленной, бездумной, пошлой развлекаловки (зачастую — «ниже пояса») буквально затопила нас, когда она во всех видах, формах и жанрах хлещет с телеэкрана, переполняет эстраду, заливает драматический и музыкальный театр, вспомнить основы чеховского, гоголевского и вообще классического русского комизма чрезвычайно необходимо.
В конце концов, мы сейчас перед реальной угрозой того, что он совсем исчезнет с русской сцены, вытесненный и подмененный чем-то другим. Так, в московском театре «Школа современной пьесы» давно идет спектакль «А чой-то ты во фраке?» — по чеховскому «Предложению». По-своему талантливый спектакль, с талантливыми актерами, но ведь это — не Чехов, а режиссер Райхельгауз. И разве Чехов — в оперетте (!) «Чайка» композитора Журбина?
Новый спектакль Малого очень чеховский, и в этом — главная заслуга его постановщика, художника А.Глазунова, композитора А.Иванова, работников всех театральных цехов, участвовавших в создании зрительного и звукового образа спектакля. Форма альбома чеховских времен, со стилизованными заставками и оживающими картинами, соединяет три разных сюжета в нечто единое и органично развивающееся на сцене.
Тема любви и брака — от предложения до свадьбы. Через захватывающую людскую суету, мелочность и жадность. Через невероятную, казалось бы, вспышку живого человеческого чувств! в «Медведе». И все это движется, весьма динамично, по нарастающей, достигая своего рода апогея в «Свадьбе», в сцене феерического и такого дружного греческого ганца, которому режиссер правомерно придал большой идейный смысл: «Хочется задать вопрос русским людям: мужики, где вы? Где же ваша любовь к Родине? Почему греки так прекрасно танцуют на вашем празднике, а вы вокруг пьяные...»
Смею заверить создателей спектакля: эта их мысль, по-моему, доходит до зрителей. Как и другая мысль, тоже очень важная и современная: ну нельзя же с такой упоенностью, всепоглошенностью и энтузиазмом отдаваться собственническим страстям! Тут первенствует открывающее сценическую композицию «Предложение» с тремя просто-таки блестящими актерскими работами — Глеба Подгородинского, народного артиста России Александра Потапова и юной Ольги Жевакиной. Право, они словно соревнуются друг с другом в этой отточенности юмора, легкости диалогов, резких и виртуозных перепадах настроения, вызывающих хохот зрительного зала. А для молодого Г.Подгородинского, который уже заявил о себе рядом крупных и интересных работ, включая Чацкого, эта его роль открыла новые возможности: такою уморительного экцентризма от нею трудно было ожидать.
Нелегкая задача у заслуженной артистки России Елены Харитоновой и Виктора Низового. Все-таки многим памятны великие Ольга Андровская и Михаил Жаров в фильме «Медведь» — одном из лучших по чеховским пьесам. Но молодые актеры Малого театра и здесь оказываются на высоте. Не подражают, находят собственные психологические ходы, выразительные средства, и всё получается очень убедительно.
Вообще, спектакль — целый букет актерских талантов. В завершающей «Свадьбе» это народные артисты России Виталий Коняев, Алевтина Евдокимова, Анатолий Торопов, заслуженные артисты Алексей Кудинович и Светлана Аманова, Владимир Дубровский и Кирилл Демин, Виктор Бунаков и артист Дмитрий Кознов... Ансамбль получился замечательный. Мне показалось только, что общий шум и гам свадебного действа, его пестрота и суета несколько приглушают и поглощают индивидуальную яркость собравшихся здесь персонажей. По-моему, каждый из них мог бы раскрыться еще эффектнее, с еще большей личной выразительностью. Материал-то какой Чехов дает!
Впрочем, прекрасный спектакль лишь начинает свою сценическую жизнь, которая, убежден, будет у него долгой и счастливой. Так что, не сомневаюсь, многое со временем засияет дополнительными красками. Ведь Малин есть Малый — это высочайшая и непреходящая требовательность к своей работе.

Виктор КОЖЕМЯКО.
«Правда» 24-27 декабря 2004 г.

Дата публикации: 29.12.2004