Новости

АЛЕКСАНДР ЗВЯГИНЦЕВ О СВОЕЙ ПЬЕСЕ «ПОСЛЕДНИЙ ИДОЛ»

АЛЕКСАНДР ЗВЯГИНЦЕВ О СВОЕЙ ПЬЕСЕ «ПОСЛЕДНИЙ ИДОЛ»

В основе пьесы лежат темы, которые иногда принято называть вечными. Они являются таковыми потому, что люди всех времен и поколений обречены переживать подобное. И вывернуться из лап судьбы не удастся никому. Как там у Пушкина о людях? «Такой вам положен предел... Его ж никто не преступает...» Да, никто, только каждый переживает такое испытание в свой срок, по-своему, на свой лад, с ощущением, что это происходит только с тобой и не происходило раньше никогда. Такие конфликты будут повторяться всегда и всегда. И всегда будут остро современны. Потому что они вечные.

Сюжет пьесы построен на событиях, типичных для наших времен. Семья Иконниковых вынуждена покинуть дом, родовое гнездо, выстроенное недавно умершим Иконниковым-старшим. Его вдова Вера Александровна, страшно переживает происходящее — для нее это мучение, наказание за непонятную вину, но его наследники — братья Виктор и Максим — не предпринимают ничего, чтобы этого не случилось. Не могут? Не хотят? Не способны?

Кто-то неведомый, но могущественный сегодня, наложил свою тяжкую лапу на дом, в котором члены этой семьи жили, умирали, любили... Пришло горе, а помочь некому.

Ведь человек обычно не понимает свою судьбу в тот час, когда эта судьба решается. Понимание появляется задним числом, понимание, что миг был судьбоносный, решающий для жизни, а в те мгновения лишь смутный трепет охватывает, какой-то озноб страха перед предстоящим и нетерпение — пусть уж скорее все свершится, закончится, все равно как, только пусть закончится!

Воистину понимает, что происходит, лишь Вера Александровна, она чувствует, что с изгнанием из дома окончательно рушится ее семья, она в отчаянии, но не в силах ничего переменить.

Понимает все и ее внучка, дочь старшего сына Дунька, юная, но умная и вполне циничная особа, дитя своего времени, которая описывает происходящее так:

«Что тут у нас происходит? А-а... Просто распад империи. Вернее, падение дома Иконниковых, акт последний... После смерти деда этот дом остался единственным, что нас соединяло... А теперь — кранты... Скоро и видеться перестанем... Деда, который был главой и столпом рода, нет. Бабуля — потерявшийся во времени человек, который всем теперь только в тягость. Вот увидишь, кончится тем, что любимые сыновья сдадут ее в дом престарелых. Она это предчувствует и страшно боится... Думаешь, они никогда на такое не пойдут? Ха!.. Они же полные неудачники. Лузеры, все, что осталось от деда, спустившие... Папаша мой — свихнулся на ненависти к советской власти. Коммуняки, видишь ли, всю жизнь его погубили, вот он до сих только об этом и думает... А Максим, дяденька мой родимый, как был законченным раздолбаем в шестнадцать мальчишеских лет, так им и навсегда остался... А я?.. Я... Отрезанный ломоть. Но ломоть очень даже ничего себе... Вот сижу и жду своего рыцаря, который вернется из дальних стран и заберет меня с собой... Говорю же — распад. Куда ни ткни — тлен, лишь ошметки былого величия... А ведь оно было...»

Тут очень важная тема — происходящее в доме и с домом Иконниковых невольно накладывается на происходящее в стране и со всей страной. Ведь не зря сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». И дом, и царство падают от одной причины.

Дом Иконниковых разделился, потому что сыновья предали дело и память отца. Отец не был святым, праведником, в его жизни были грехи и ошибки, но сыновья не захотели взвалить на себя ответственность наследников, они предпочли стать посторонними. Как миллионы наших соотечественников. А за это приходится расплачиваться. Потому что тут грех предательства.

О том, почему предают самые близкие — дети, любимые люди, друзья — размышляет приехавший помочь с переездом, который так похож на паническое бегство, Игорь Неволин, школьный друг Максима, в которого с детства влюблена неистовая, готовая идти в своих страстях до конца Дунька. Он, живущий ныне за границей, пытается как-то помочь, что-то сделать — потому как Иконниковы для него свои, близкие, даже любимые люди — но у него ничего не получается. Нельзя спасти вопреки воле гибнущих, отказывающихся от борьбы, не способных на нее. Братья Иконниковы ничего не хотят знать даже о подозрениях, что их отец не погиб случайно, а был убит. И не испытывают никакого желания разобраться в этом. Библейское «Продай одежду свою и купи меч» — не про них.

Напряжение сюжета создается постоянно возникающими новыми обстоятельствами, связанными с судьбой дома. Оказывается, можно не спешить с отъездом, можно найти иной выход, если, правда, дорог тебе твой дом. Потом выясняется, что в администрации поселка теперь заправляет молодая бизнес-вумен Инга Завидонова, а ведь в юности она страстно была влюблена в Максима. Она могла бы многое сделать для Иконниковых... Но для этого нужно, чтобы Максим убедил ее в этом, но ведь тогда, в юности, он очень грубо, хамски порвал с ней, Инга даже пыталась кончить жизнь самоубийством, вряд ли она его простила... А потом вдруг выясняется, что в оставленный Иконниковыми дом займут их ближайшие друзья Юсины... И это еще один акт предательства. Ведь несколько лет назад Иконников-старший буквально спас Юсина от тюрьмы и бандитов...

Одновременно разворачивается трагикомический сюжет с огромным бюстом покойного — наследники просто не знают, что с ним делать. Бюст превращается в неясный символ чего-то важного и огромного, символ, с которым не так легко расстаться. А тут еще появляется местная сторожиха Клава, которая хочет забрать бюст себе домой. Как выяснится потом, у нее дочь от Иконникова-старшего.

Заканчивается эта сюжетная линия фантасмагорической сценой похорон бюста в саду, во время которых братья ссорятся и набрасываются друг на друга с кулаками... И если бы не Неволин, кто знает, чем бы все закончилось.

Финал печален, но не безнадежен. Родовое гнездо Иконниковых совершенно в духе времени по воле не простившей Максима Инги Завидоновой становится общежитием для гастарбайтеров, которым нет никакого дела до того, что здесь было, кто жил.

Но, как выясняется, сами Иконниковы все-таки не погубили себя окончательно — в финале они находят в себе силы противостоять тупому хамству и придти на помощь человеку, которому грозит смерть...

Значит, какие-то надежды остаются.


Дата публикации: 29.10.1013
АЛЕКСАНДР ЗВЯГИНЦЕВ О СВОЕЙ ПЬЕСЕ «ПОСЛЕДНИЙ ИДОЛ»

В основе пьесы лежат темы, которые иногда принято называть вечными. Они являются таковыми потому, что люди всех времен и поколений обречены переживать подобное. И вывернуться из лап судьбы не удастся никому. Как там у Пушкина о людях? «Такой вам положен предел... Его ж никто не преступает...» Да, никто, только каждый переживает такое испытание в свой срок, по-своему, на свой лад, с ощущением, что это происходит только с тобой и не происходило раньше никогда. Такие конфликты будут повторяться всегда и всегда. И всегда будут остро современны. Потому что они вечные.

Сюжет пьесы построен на событиях, типичных для наших времен. Семья Иконниковых вынуждена покинуть дом, родовое гнездо, выстроенное недавно умершим Иконниковым-старшим. Его вдова Вера Александровна, страшно переживает происходящее — для нее это мучение, наказание за непонятную вину, но его наследники — братья Виктор и Максим — не предпринимают ничего, чтобы этого не случилось. Не могут? Не хотят? Не способны?

Кто-то неведомый, но могущественный сегодня, наложил свою тяжкую лапу на дом, в котором члены этой семьи жили, умирали, любили... Пришло горе, а помочь некому.

Ведь человек обычно не понимает свою судьбу в тот час, когда эта судьба решается. Понимание появляется задним числом, понимание, что миг был судьбоносный, решающий для жизни, а в те мгновения лишь смутный трепет охватывает, какой-то озноб страха перед предстоящим и нетерпение — пусть уж скорее все свершится, закончится, все равно как, только пусть закончится!

Воистину понимает, что происходит, лишь Вера Александровна, она чувствует, что с изгнанием из дома окончательно рушится ее семья, она в отчаянии, но не в силах ничего переменить.

Понимает все и ее внучка, дочь старшего сына Дунька, юная, но умная и вполне циничная особа, дитя своего времени, которая описывает происходящее так:

«Что тут у нас происходит? А-а... Просто распад империи. Вернее, падение дома Иконниковых, акт последний... После смерти деда этот дом остался единственным, что нас соединяло... А теперь — кранты... Скоро и видеться перестанем... Деда, который был главой и столпом рода, нет. Бабуля — потерявшийся во времени человек, который всем теперь только в тягость. Вот увидишь, кончится тем, что любимые сыновья сдадут ее в дом престарелых. Она это предчувствует и страшно боится... Думаешь, они никогда на такое не пойдут? Ха!.. Они же полные неудачники. Лузеры, все, что осталось от деда, спустившие... Папаша мой — свихнулся на ненависти к советской власти. Коммуняки, видишь ли, всю жизнь его погубили, вот он до сих только об этом и думает... А Максим, дяденька мой родимый, как был законченным раздолбаем в шестнадцать мальчишеских лет, так им и навсегда остался... А я?.. Я... Отрезанный ломоть. Но ломоть очень даже ничего себе... Вот сижу и жду своего рыцаря, который вернется из дальних стран и заберет меня с собой... Говорю же — распад. Куда ни ткни — тлен, лишь ошметки былого величия... А ведь оно было...»

Тут очень важная тема — происходящее в доме и с домом Иконниковых невольно накладывается на происходящее в стране и со всей страной. Ведь не зря сказано: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». И дом, и царство падают от одной причины.

Дом Иконниковых разделился, потому что сыновья предали дело и память отца. Отец не был святым, праведником, в его жизни были грехи и ошибки, но сыновья не захотели взвалить на себя ответственность наследников, они предпочли стать посторонними. Как миллионы наших соотечественников. А за это приходится расплачиваться. Потому что тут грех предательства.

О том, почему предают самые близкие — дети, любимые люди, друзья — размышляет приехавший помочь с переездом, который так похож на паническое бегство, Игорь Неволин, школьный друг Максима, в которого с детства влюблена неистовая, готовая идти в своих страстях до конца Дунька. Он, живущий ныне за границей, пытается как-то помочь, что-то сделать — потому как Иконниковы для него свои, близкие, даже любимые люди — но у него ничего не получается. Нельзя спасти вопреки воле гибнущих, отказывающихся от борьбы, не способных на нее. Братья Иконниковы ничего не хотят знать даже о подозрениях, что их отец не погиб случайно, а был убит. И не испытывают никакого желания разобраться в этом. Библейское «Продай одежду свою и купи меч» — не про них.

Напряжение сюжета создается постоянно возникающими новыми обстоятельствами, связанными с судьбой дома. Оказывается, можно не спешить с отъездом, можно найти иной выход, если, правда, дорог тебе твой дом. Потом выясняется, что в администрации поселка теперь заправляет молодая бизнес-вумен Инга Завидонова, а ведь в юности она страстно была влюблена в Максима. Она могла бы многое сделать для Иконниковых... Но для этого нужно, чтобы Максим убедил ее в этом, но ведь тогда, в юности, он очень грубо, хамски порвал с ней, Инга даже пыталась кончить жизнь самоубийством, вряд ли она его простила... А потом вдруг выясняется, что в оставленный Иконниковыми дом займут их ближайшие друзья Юсины... И это еще один акт предательства. Ведь несколько лет назад Иконников-старший буквально спас Юсина от тюрьмы и бандитов...

Одновременно разворачивается трагикомический сюжет с огромным бюстом покойного — наследники просто не знают, что с ним делать. Бюст превращается в неясный символ чего-то важного и огромного, символ, с которым не так легко расстаться. А тут еще появляется местная сторожиха Клава, которая хочет забрать бюст себе домой. Как выяснится потом, у нее дочь от Иконникова-старшего.

Заканчивается эта сюжетная линия фантасмагорической сценой похорон бюста в саду, во время которых братья ссорятся и набрасываются друг на друга с кулаками... И если бы не Неволин, кто знает, чем бы все закончилось.

Финал печален, но не безнадежен. Родовое гнездо Иконниковых совершенно в духе времени по воле не простившей Максима Инги Завидоновой становится общежитием для гастарбайтеров, которым нет никакого дела до того, что здесь было, кто жил.

Но, как выясняется, сами Иконниковы все-таки не погубили себя окончательно — в финале они находят в себе силы противостоять тупому хамству и придти на помощь человеку, которому грозит смерть...

Значит, какие-то надежды остаются.


Дата публикации: 29.10.1013