Новости

«Листая старые подшивки» ЗАГОВОР ЧУВСТВ

«Листая старые подшивки»

ЗАГОВОР ЧУВСТВ

Каких-то 2-3 года назад некоторые критики списывали этот театр в лавку древностей, причисляли его к музейному антиквариату, не имеющему ничего общего с живым творческим процессом. И вот поди ж ты, одна премьера здесь следует за другой: «Чайка», «Лес», «Коварство и любовь».

Как будто «прорвало» режиссера Юрия Соломина, а вместе с ним и его артистов, понявших в эти трудные времена, что Дом Островского - это их крепость. Вот и критики стали чаще захаживать «на огонек», объясняя свой поворот на 180 градусов тем, что наследие великого Михаила Щепкина по-прежнему живет в стенах Императорского театра. Что же касается публики, то она реагирует на постановки с восторгом. Люди, устав от нервных перегрузок, потянулись к вечным истинам, тому незыблемому, что составляет вечный смысл бытия, отраженный в классических произведениях. На фоне раздерганных антрепризами трупп других театральных суденышек этот корабль оказался непотопляем, потому что его лоцманы знают, как пройти мимо айсбергов в бушующем океане коммерции.

Вот и последний спектакль «традиционалиста» Юрия Соломина «Коварство и любовь» поразил всех своим современным звучанием. Шиллер пришелся ко двору нашему политизированному времени с его вечными импичментами и парламентскими баталиями. Классик потому и остается классиком, что рассматривает человека (на какой бы он ни был политической высоте) во всем противоречии его характера. Предлагает разобраться: что у него от Бога, а что - от дьявола.

Для Шиллера и постановщика спектакля нет ничего страшнее бездуховных монстров, распоряжающихся судьбами миллионов людей. Президент Фон Вальтер в исполнении Валерия Баринова - прирожденный мастер закулисных политических игр. Путем козней и интриг он расчистил себе место у трона и теперь, когда все конкуренты уничтожены, мог бы насладиться победой. Но не тут-то было! Оказывается, его родное чадо Фердинанд влюблен в мещанку Луизу, дочь бедного музыканта, и мечтает на ней жениться. Карьера президента поставлена под угрозу. Извечный конфликт отцов и детей налицо, но он выходит за рамки семейного - тут замешана политика, а она, как известно, не любит сантиментов. Говорят: миром правит красота. Но на земле большинство людей подчиняется силе, и только избранные противостоят ей. К ним Шиллер причислял романтиков и в первую очередь своих любимых героев Фердинанда и Луизу (в спектакле их играют Василий Зотов и Татьяна Скиба).

Возлюбленные выбирают смерть как освобождение от лживой и страшной жизни, где любовь продается и покупается, а человеческое достоинство втаптывается в грязь.
Печальную, я бы сказала, душераздирающую историю поведал нам Малый театр. Что может быть ужаснее, когда отцы переживают своих детей и при этом не понимают, почему Бог избрал для них такую кару?

И все-таки земной шарик вертится, и романтика не изчезла из нашей жизни. В противном случае люди перестали бы сочинять музыку и писать стихи, восторгаться красотой и верить в любовь. Да и сам основоположник немецкой литературы XVIII века был неисправимым идеалистом, создав теорию «Эстетического воспитания», как один из способов достижения справедливого общества.

В течение 70 лет нам внушали, что мы строим то самое справедливое общество. Но потом разубедили и сказали, что в эпоху демократии каждый человек свободен и поэтому сам выбирает, по какому пути ему идти. Малый театр выбрал свой путь еще 175 лет назад, избрав своим лозунгом: «сеять разумное, доброе, вечное» и с улыбкой царям правду говорить.

Любовь ЛЕБЕДИНА.
«Труд», 21.01.1999

Дата публикации: 08.12.2005
«Листая старые подшивки»

ЗАГОВОР ЧУВСТВ

Каких-то 2-3 года назад некоторые критики списывали этот театр в лавку древностей, причисляли его к музейному антиквариату, не имеющему ничего общего с живым творческим процессом. И вот поди ж ты, одна премьера здесь следует за другой: «Чайка», «Лес», «Коварство и любовь».

Как будто «прорвало» режиссера Юрия Соломина, а вместе с ним и его артистов, понявших в эти трудные времена, что Дом Островского - это их крепость. Вот и критики стали чаще захаживать «на огонек», объясняя свой поворот на 180 градусов тем, что наследие великого Михаила Щепкина по-прежнему живет в стенах Императорского театра. Что же касается публики, то она реагирует на постановки с восторгом. Люди, устав от нервных перегрузок, потянулись к вечным истинам, тому незыблемому, что составляет вечный смысл бытия, отраженный в классических произведениях. На фоне раздерганных антрепризами трупп других театральных суденышек этот корабль оказался непотопляем, потому что его лоцманы знают, как пройти мимо айсбергов в бушующем океане коммерции.

Вот и последний спектакль «традиционалиста» Юрия Соломина «Коварство и любовь» поразил всех своим современным звучанием. Шиллер пришелся ко двору нашему политизированному времени с его вечными импичментами и парламентскими баталиями. Классик потому и остается классиком, что рассматривает человека (на какой бы он ни был политической высоте) во всем противоречии его характера. Предлагает разобраться: что у него от Бога, а что - от дьявола.

Для Шиллера и постановщика спектакля нет ничего страшнее бездуховных монстров, распоряжающихся судьбами миллионов людей. Президент Фон Вальтер в исполнении Валерия Баринова - прирожденный мастер закулисных политических игр. Путем козней и интриг он расчистил себе место у трона и теперь, когда все конкуренты уничтожены, мог бы насладиться победой. Но не тут-то было! Оказывается, его родное чадо Фердинанд влюблен в мещанку Луизу, дочь бедного музыканта, и мечтает на ней жениться. Карьера президента поставлена под угрозу. Извечный конфликт отцов и детей налицо, но он выходит за рамки семейного - тут замешана политика, а она, как известно, не любит сантиментов. Говорят: миром правит красота. Но на земле большинство людей подчиняется силе, и только избранные противостоят ей. К ним Шиллер причислял романтиков и в первую очередь своих любимых героев Фердинанда и Луизу (в спектакле их играют Василий Зотов и Татьяна Скиба).

Возлюбленные выбирают смерть как освобождение от лживой и страшной жизни, где любовь продается и покупается, а человеческое достоинство втаптывается в грязь.
Печальную, я бы сказала, душераздирающую историю поведал нам Малый театр. Что может быть ужаснее, когда отцы переживают своих детей и при этом не понимают, почему Бог избрал для них такую кару?

И все-таки земной шарик вертится, и романтика не изчезла из нашей жизни. В противном случае люди перестали бы сочинять музыку и писать стихи, восторгаться красотой и верить в любовь. Да и сам основоположник немецкой литературы XVIII века был неисправимым идеалистом, создав теорию «Эстетического воспитания», как один из способов достижения справедливого общества.

В течение 70 лет нам внушали, что мы строим то самое справедливое общество. Но потом разубедили и сказали, что в эпоху демократии каждый человек свободен и поэтому сам выбирает, по какому пути ему идти. Малый театр выбрал свой путь еще 175 лет назад, избрав своим лозунгом: «сеять разумное, доброе, вечное» и с улыбкой царям правду говорить.

Любовь ЛЕБЕДИНА.
«Труд», 21.01.1999

Дата публикации: 08.12.2005