Новости

Свадебный фарш Водевили Чехова в Малом театре Троекратная «Свадьба», предложенная постановщиком Виталием Ивановым, — образец добротного спектакля, без особых претензий.

Свадебный фарш

Водевили Чехова в Малом театре


Малый театр, в свое время не принявший «новую драму», предложенную доктором Чеховым, в последние годы не устает отдавать долги и даже негласно соперничать с МХТ имени Чехова в количестве репертуарных названий по произведениям этого драматурга. В Малом недавнего прошлого умудрились поставить все большие пьесы Чехова, включая «Лешего», и теперь вот взялись за малые формы. Собственно, наверное, только этим и можно объяснить причину появления на сцене филиала театра спектакля «Свадьба, свадьба, свадьба!» по чеховским водевилям «Предложение», «Медведь» и непосредственно «Свадьбе». Конечно, и после этого можно задать провокационный вопрос: а чего такого нового и сценически свежего вы хотели предложить зрителям? Ведь пьесы-то, безусловно, хорошие, но заигранные донельзя. Другое дело, что в отношении Малого театра подобные вопросы зачастую неуместны: здесь просто берут качественную драматургию и ставят ее так, как автор написал. Строго по тексту и без каких-либо изысков, в том числе и режиссерских. Откровения если и можно изредка встретить, то лишь в актерской игре. Редкое исключение — спектакли Сергея Женовача, где не форсированно, но угадывается режиссерско-актерский поиск.
Троекратная «Свадьба», предложенная постановщиком Виталием Ивановым, — образец добротного спектакля, без особых претензий. Иногда подумаешь: а на что, собственно, можно претендовать в интерпретации этих чеховских анекдотов? Но вспомнишь постановки Валерия Фокина или Алексея Левинского и поймешь, что все-таки можно. Но не обязательно. Зато визуально спектакль Малого театра весьма красив благодаря изобретательной сценографии Александра Глазунова. Какие уж тут «малые формы» — самый настоящий большой стиль, приметы которого варьируются в каждом из эпизодов.
Вот вам уголок старой усадьбы. Расписной задник уводит в садово-лесные кущи, в центре — круглая беседка, за которой бежит ручеек. По нему же вдруг выплывет на сцену на лодочке... Чацкий. Простите, Иван Васильевич Ломов — Глеб Подгородинский в черном фраке и при полном параде. Ну как тут не вспомнить явление другого «фрачного» героя молодого артиста? Оказалось, что Глеб Подгородинский — сколь герой, столь и замечательный характерный артист. Его Ломов — явная кульминация всего спектакля, хотя и пришедшаяся на самое начало. Явившийся с определенными матримониальными намерениями по отношению к молоденькой и чрезмерно хозяйственной Наталье Степановне (Ольга Жевакина), он на деле же пылает страстью к собственным хворобам, которым несть числа. Ломов — Подгородинский то картинно хватается за сердце, то вдруг начинает припадать на обе ноги, то заламывает руки, весь корчится, кривится, пока не хлопнется в обморок. И все это так темпераментно и смешно, что, право же, привлекает куда больше собственно спора о принадлежности Воловьих лужков, «роли» которых исполняют лукошки с ягодами. Впрочем, дело кончается если и не «семейным счастием», то уж явно первой свадьбой — папенька Чубуков (Александр Потапов) отчаянно соединяет руки неугомонных спорщиков.
Закрывшийся было занавес тут же открывается вновь — перед нами изысканная гостиная в стиле модерн вдовы Поповой (Елена Харитонова), полная всяческих дамских штучек, пуфиков, этажерочек и прочего. Вот в эту-то хрупкую красоту и вломится «медведь» Смирнов (коронное амплуа Виктора Низового, из которого ему пока не удается вырваться), походя круша, давя и отрывая все вокруг. Бьются вазы, ломаются стулья, от громового голоса дрожат стены и трясется верный слуга Лука (Александр Вахтеров). Но будьте уверены, что бойкая Попова — Харитонова, переодевшись едва ли не кавалерист-девицей, одержит победу, мимоходом «подстрелив» портрет мужа-покойника.
Прогарцевав бодрым свадебным маршем по двум водевилям, к началу третьего, собственно «Свадьбы», спектакль почему-то заметно утомился и сбавил темп. Разве что сохранился, даже еще более увеличился, сценографический масштаб. Огромный зал богатого ресторана с рисованными музыкантами на хорах под управлением живого дирижера, пышность и блеск — и мельтешение скучных, не слишком выразительных обывателей, которые порой и не смешны вовсе. Только важность плюгавенького жениха Апломбова (Алексей Кудинович) повергает в комический трепет, да ложный генерал Ревунов-Караулов (Анатолий Торопов) способен спровоцировать момент сочувствия. Все же остальное, равно как и все остальные, весьма традиционно, чтобы не сказать банально. Поневоле подумаешь: одной «Свадьбой» больше, одной меньше, какая разница?
Имя Чехова на афише, конечно, дело хорошее, особенно для театра, пропагандирующего классическое наследие. Но и у публики сегодня тоже есть выбор: какого Чехова предпочесть, традиционного или в современной обработке. Каждому — свое.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура» №47 (7455) 2 — 8 декабря 2004г.

Дата публикации: 06.12.2004
Свадебный фарш

Водевили Чехова в Малом театре


Малый театр, в свое время не принявший «новую драму», предложенную доктором Чеховым, в последние годы не устает отдавать долги и даже негласно соперничать с МХТ имени Чехова в количестве репертуарных названий по произведениям этого драматурга. В Малом недавнего прошлого умудрились поставить все большие пьесы Чехова, включая «Лешего», и теперь вот взялись за малые формы. Собственно, наверное, только этим и можно объяснить причину появления на сцене филиала театра спектакля «Свадьба, свадьба, свадьба!» по чеховским водевилям «Предложение», «Медведь» и непосредственно «Свадьбе». Конечно, и после этого можно задать провокационный вопрос: а чего такого нового и сценически свежего вы хотели предложить зрителям? Ведь пьесы-то, безусловно, хорошие, но заигранные донельзя. Другое дело, что в отношении Малого театра подобные вопросы зачастую неуместны: здесь просто берут качественную драматургию и ставят ее так, как автор написал. Строго по тексту и без каких-либо изысков, в том числе и режиссерских. Откровения если и можно изредка встретить, то лишь в актерской игре. Редкое исключение — спектакли Сергея Женовача, где не форсированно, но угадывается режиссерско-актерский поиск.
Троекратная «Свадьба», предложенная постановщиком Виталием Ивановым, — образец добротного спектакля, без особых претензий. Иногда подумаешь: а на что, собственно, можно претендовать в интерпретации этих чеховских анекдотов? Но вспомнишь постановки Валерия Фокина или Алексея Левинского и поймешь, что все-таки можно. Но не обязательно. Зато визуально спектакль Малого театра весьма красив благодаря изобретательной сценографии Александра Глазунова. Какие уж тут «малые формы» — самый настоящий большой стиль, приметы которого варьируются в каждом из эпизодов.
Вот вам уголок старой усадьбы. Расписной задник уводит в садово-лесные кущи, в центре — круглая беседка, за которой бежит ручеек. По нему же вдруг выплывет на сцену на лодочке... Чацкий. Простите, Иван Васильевич Ломов — Глеб Подгородинский в черном фраке и при полном параде. Ну как тут не вспомнить явление другого «фрачного» героя молодого артиста? Оказалось, что Глеб Подгородинский — сколь герой, столь и замечательный характерный артист. Его Ломов — явная кульминация всего спектакля, хотя и пришедшаяся на самое начало. Явившийся с определенными матримониальными намерениями по отношению к молоденькой и чрезмерно хозяйственной Наталье Степановне (Ольга Жевакина), он на деле же пылает страстью к собственным хворобам, которым несть числа. Ломов — Подгородинский то картинно хватается за сердце, то вдруг начинает припадать на обе ноги, то заламывает руки, весь корчится, кривится, пока не хлопнется в обморок. И все это так темпераментно и смешно, что, право же, привлекает куда больше собственно спора о принадлежности Воловьих лужков, «роли» которых исполняют лукошки с ягодами. Впрочем, дело кончается если и не «семейным счастием», то уж явно первой свадьбой — папенька Чубуков (Александр Потапов) отчаянно соединяет руки неугомонных спорщиков.
Закрывшийся было занавес тут же открывается вновь — перед нами изысканная гостиная в стиле модерн вдовы Поповой (Елена Харитонова), полная всяческих дамских штучек, пуфиков, этажерочек и прочего. Вот в эту-то хрупкую красоту и вломится «медведь» Смирнов (коронное амплуа Виктора Низового, из которого ему пока не удается вырваться), походя круша, давя и отрывая все вокруг. Бьются вазы, ломаются стулья, от громового голоса дрожат стены и трясется верный слуга Лука (Александр Вахтеров). Но будьте уверены, что бойкая Попова — Харитонова, переодевшись едва ли не кавалерист-девицей, одержит победу, мимоходом «подстрелив» портрет мужа-покойника.
Прогарцевав бодрым свадебным маршем по двум водевилям, к началу третьего, собственно «Свадьбы», спектакль почему-то заметно утомился и сбавил темп. Разве что сохранился, даже еще более увеличился, сценографический масштаб. Огромный зал богатого ресторана с рисованными музыкантами на хорах под управлением живого дирижера, пышность и блеск — и мельтешение скучных, не слишком выразительных обывателей, которые порой и не смешны вовсе. Только важность плюгавенького жениха Апломбова (Алексей Кудинович) повергает в комический трепет, да ложный генерал Ревунов-Караулов (Анатолий Торопов) способен спровоцировать момент сочувствия. Все же остальное, равно как и все остальные, весьма традиционно, чтобы не сказать банально. Поневоле подумаешь: одной «Свадьбой» больше, одной меньше, какая разница?
Имя Чехова на афише, конечно, дело хорошее, особенно для театра, пропагандирующего классическое наследие. Но и у публики сегодня тоже есть выбор: какого Чехова предпочесть, традиционного или в современной обработке. Каждому — свое.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура» №47 (7455) 2 — 8 декабря 2004г.

Дата публикации: 06.12.2004