Новости

МЕЖДУ НАШИМИ ТЕАТРАМИ -«КРОВНОЕ» РОДСТВО

МЕЖДУ НАШИМИ ТЕАТРАМИ -«КРОВНОЕ» РОДСТВО

Это первый визит Малого театра в Курск, приурочен он к 980-летию нашего города и 220-летию драматического театра. Кроме того, эти два театра имеют и «кровное» родство: именно на курской сцене начинали свой творческий путь такие великие актеры, как Михаил Щепкин и Николай Рыбаков, продолжившие свою карьеру в Малом. К тому же оба театра – одни из старейших в России.

Малый привезет к нам три постановки (каждый спектакль будет исполнен два раза) – «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского.

В пресс-конференции, прошедшей заранее, участвовали художественный руководитель Курского драмтеатра народный артист России Юрий Бурэ-Небельсен, гости из Малого театра режиссер-постановщик, заведующий труппой, народный артист России Владимир Бейлис, заслуженный артист России Виктор Низовой, руководитель литературно-драматургической части Ольга Буткова, а также председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской, директор Курского драмтеатра Михаил Лобода и председатель комитета по социальной политике, образованию, здравоохранению, науке и культуре Курской областной думы Николай Панибратов.

Кто-то думает, что Малый отстал от жизни, кто-то считает его вообще анахронизмом, но этот театр можно назвать столпом классического драматического искусства. Курскому зрителю оно очень близко благодаря Юрию Бурэ и его предшественникам. Более того: и наш режиссер, и Владимир Бейлис учились у одного и того же педагога – ученицы гениального Станиславского Марии Кнебель. По словам Валерия Рудского, наш город уже устал от антреприз:

– Люди, не посвященные в театральную жизнь, могут подумать, что это и есть настоящее искусство. Потому очень важно, что будут настоящие гастроли, и наши зрители увидят полнокровные спектакли.

– Действительно, театр наш иногда называют музеем, хотя что плохого в музее? – сказал Владимир Бейлис. –Если зрители придут в «Модерн» на спектакль «Лес» или любой другой спектакль Островского, не зная пьесы, то будут думать, что так и было написано. И вот это самое ужасное: молодежь узнает гениальных русских авторов или через антрепризу, или по спектаклям постмодернистского толка, когда искажается текст, появляются какие-то странные декорации. И самое главное – это настолько модно, что этому подвержены многие театры.

Действительно, Малый театр как никакой другой старается, чтобы зритель окунулся в атмосферу соответствующей эпохи. Здесь не бывает «усеченных» составов, «усеченных» декораций. На гастролях все происходит так же, как «дома» – до последней мелочи. К сожалению, «благодаря» широко обсуждаемой сегодня театральной реформе мы можем лишиться такого великого достижения русской культуры, как репертуарный театр.

– Малый театр – и руководство, и актеры – против реформы по уничтожению театра. Когда к нам приезжают на гастроли иностранные артисты, они завидуют тому, что в России такой театр еще сохранился... – говорит Владимир Бейлис. – Нам предлагают три дня в неделю играть спектакли, а в остальное время сделать шоу, бары, кафе, чтобы актеры нашего театра были там официантами, приносили богатым людям кофе, воду. Да, наверное, мы бы зарабатывали больше, но... Театр не пойдет на это никогда, потому что это – разрушение... У нас очень много актеров снимается в кино, например, Виктор Низовой. Наши артисты, снимаясь в фильмах, таким образом рекламируют театр, чтобы зритель узнавал их. Мы не берем актеров-звезд для спектакля, чтобы поднять сборы, а выращиваем своих.

Кстати, Владимир Михайлович – режиссер-постановщик одного из спектаклей, которые к нам «приезжают» – «На всякого мудреца довольно простоты», а в двух из них играет Виктор Низовой – «Горе от ума» (Скалозуб) и «Правда хорошо, а счастье лучше» (Амос Панфилыч Барабошев). Что же касается выбранного репертуара, то, по словам Ольги Бутковой, эти два автора для Малого театра особенные: в «Горе от ума» Фамусова играл еще Михаил Щепкин, а вообще Малый называют домом Островского –в нем были поставлены все его пьесы. «На всякого мудреца…» идет уже десятый год с неизменными аншлагами. Эти спектакли были отмечены престижными театральными премиями, в них участвуют лучшие силы нашей труппы.

Задали гостям и другие вопросы.

– Часто вы выезжаете на гастроли?

Виктор НИЗОВОЙ: Раньше Малый ездил по всему Советскому Союзу, сейчас мы тоже выезжаем, но не на такие долгие сроки, как бы нам хотелось. Поэтому каждый выезд в новый город для нас – событие. Это новый зритель, новая атмосфера. И я рад, что наконец-то приезжаю в Курск.

– А что поездки дают артистам?

Владимир БЕЙЛИС: Без гастролей театру плохо – он потихонечку будет умирать. Это нужно и актерам, и постановочной части – всему коллективу. Но все упирается в деньги. А так как Малый театр везет все вплоть до любой вещи, то это безумно дорого. Потому практикуются такие акции, как обменные гастроли или приглашение на городские праздники. Когда праздновали 60-летие Победы, мы на пароходе «Маркс» плыли до Волгограда. В каждом городе были остановки и выступления. Таким образом проехали всю Волгу. Сейчас нас приглашают в Баку. Вообще, каждый город, где мы были, принимал театр очень хорошо. Актеры с удовольствием играют, и мы получаем «питание» от встречи со зрителями. Я надеюсь, что так будет и в Курске.

– Говорят, что никого в Малом театре не отправляют на пенсию...

Владимир БЕЙЛИС: Когда директором был Михаил Царев, «убрали» шесть человек. Через два месяца вернули – это был такой эксперимент. Сейчас стараются никого не выводить. Например, у нас Татьяне Александровне Еремеевой – 99 лет. Она уже не выходит на сцену, но работает в театре. Наш руководитель Юрий Соломин надбавок не дает, но бюджетную часть зарплаты выплачивает всем. Например, Нелли Ивановна Корниенко, которая была ведущей актрисой Малого много лет, играла главные роли, отдала жизнь сцене – ну как ее уволить? Театр не бросает актеров...

Ольга БУТКОВА: «Старики» очень нужны театру – не только потому, что есть много ролей для них. Они осуществляют какую-то связь традиций, учат молодых, рассказывают о прежних днях, это живое звено, связывающее времена. К тому же сцена дает энергию. Сидеть дома – это страшно, когда становишься никому не нужен.

Владимир БЕЙЛИС: Когда мы пришли молодыми в театр, застали Бабочкина, Ильинского, Царева, Жарова – великих российских артистов, и традиции передаются дальше. И это замечательно!

Нынешние гастроли Малого театра будут обменными, вернее, перекрестными. Как уже сообщали «ГИ», курские актеры сыграют в Малом театре, но произойдет это немного позднее – с 25 по 30 сентября. Москвичи увидят наши спектакли «Жертвы века» Островского, «Тартюф» Мольера, «Слуга двух господ» Гольдони, «Семь криков в океане» Касоны, «В день свадьбы» Розова, «Ханума» Цагарели.


Марина ФЕДОРОВА
«Городские известия» (Курск), №72

Дата публикации: 28.06.2012
МЕЖДУ НАШИМИ ТЕАТРАМИ -«КРОВНОЕ» РОДСТВО

Это первый визит Малого театра в Курск, приурочен он к 980-летию нашего города и 220-летию драматического театра. Кроме того, эти два театра имеют и «кровное» родство: именно на курской сцене начинали свой творческий путь такие великие актеры, как Михаил Щепкин и Николай Рыбаков, продолжившие свою карьеру в Малом. К тому же оба театра – одни из старейших в России.

Малый привезет к нам три постановки (каждый спектакль будет исполнен два раза) – «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского.

В пресс-конференции, прошедшей заранее, участвовали художественный руководитель Курского драмтеатра народный артист России Юрий Бурэ-Небельсен, гости из Малого театра режиссер-постановщик, заведующий труппой, народный артист России Владимир Бейлис, заслуженный артист России Виктор Низовой, руководитель литературно-драматургической части Ольга Буткова, а также председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской, директор Курского драмтеатра Михаил Лобода и председатель комитета по социальной политике, образованию, здравоохранению, науке и культуре Курской областной думы Николай Панибратов.

Кто-то думает, что Малый отстал от жизни, кто-то считает его вообще анахронизмом, но этот театр можно назвать столпом классического драматического искусства. Курскому зрителю оно очень близко благодаря Юрию Бурэ и его предшественникам. Более того: и наш режиссер, и Владимир Бейлис учились у одного и того же педагога – ученицы гениального Станиславского Марии Кнебель. По словам Валерия Рудского, наш город уже устал от антреприз:

– Люди, не посвященные в театральную жизнь, могут подумать, что это и есть настоящее искусство. Потому очень важно, что будут настоящие гастроли, и наши зрители увидят полнокровные спектакли.

– Действительно, театр наш иногда называют музеем, хотя что плохого в музее? – сказал Владимир Бейлис. –Если зрители придут в «Модерн» на спектакль «Лес» или любой другой спектакль Островского, не зная пьесы, то будут думать, что так и было написано. И вот это самое ужасное: молодежь узнает гениальных русских авторов или через антрепризу, или по спектаклям постмодернистского толка, когда искажается текст, появляются какие-то странные декорации. И самое главное – это настолько модно, что этому подвержены многие театры.

Действительно, Малый театр как никакой другой старается, чтобы зритель окунулся в атмосферу соответствующей эпохи. Здесь не бывает «усеченных» составов, «усеченных» декораций. На гастролях все происходит так же, как «дома» – до последней мелочи. К сожалению, «благодаря» широко обсуждаемой сегодня театральной реформе мы можем лишиться такого великого достижения русской культуры, как репертуарный театр.

– Малый театр – и руководство, и актеры – против реформы по уничтожению театра. Когда к нам приезжают на гастроли иностранные артисты, они завидуют тому, что в России такой театр еще сохранился... – говорит Владимир Бейлис. – Нам предлагают три дня в неделю играть спектакли, а в остальное время сделать шоу, бары, кафе, чтобы актеры нашего театра были там официантами, приносили богатым людям кофе, воду. Да, наверное, мы бы зарабатывали больше, но... Театр не пойдет на это никогда, потому что это – разрушение... У нас очень много актеров снимается в кино, например, Виктор Низовой. Наши артисты, снимаясь в фильмах, таким образом рекламируют театр, чтобы зритель узнавал их. Мы не берем актеров-звезд для спектакля, чтобы поднять сборы, а выращиваем своих.

Кстати, Владимир Михайлович – режиссер-постановщик одного из спектаклей, которые к нам «приезжают» – «На всякого мудреца довольно простоты», а в двух из них играет Виктор Низовой – «Горе от ума» (Скалозуб) и «Правда хорошо, а счастье лучше» (Амос Панфилыч Барабошев). Что же касается выбранного репертуара, то, по словам Ольги Бутковой, эти два автора для Малого театра особенные: в «Горе от ума» Фамусова играл еще Михаил Щепкин, а вообще Малый называют домом Островского –в нем были поставлены все его пьесы. «На всякого мудреца…» идет уже десятый год с неизменными аншлагами. Эти спектакли были отмечены престижными театральными премиями, в них участвуют лучшие силы нашей труппы.

Задали гостям и другие вопросы.

– Часто вы выезжаете на гастроли?

Виктор НИЗОВОЙ: Раньше Малый ездил по всему Советскому Союзу, сейчас мы тоже выезжаем, но не на такие долгие сроки, как бы нам хотелось. Поэтому каждый выезд в новый город для нас – событие. Это новый зритель, новая атмосфера. И я рад, что наконец-то приезжаю в Курск.

– А что поездки дают артистам?

Владимир БЕЙЛИС: Без гастролей театру плохо – он потихонечку будет умирать. Это нужно и актерам, и постановочной части – всему коллективу. Но все упирается в деньги. А так как Малый театр везет все вплоть до любой вещи, то это безумно дорого. Потому практикуются такие акции, как обменные гастроли или приглашение на городские праздники. Когда праздновали 60-летие Победы, мы на пароходе «Маркс» плыли до Волгограда. В каждом городе были остановки и выступления. Таким образом проехали всю Волгу. Сейчас нас приглашают в Баку. Вообще, каждый город, где мы были, принимал театр очень хорошо. Актеры с удовольствием играют, и мы получаем «питание» от встречи со зрителями. Я надеюсь, что так будет и в Курске.

– Говорят, что никого в Малом театре не отправляют на пенсию...

Владимир БЕЙЛИС: Когда директором был Михаил Царев, «убрали» шесть человек. Через два месяца вернули – это был такой эксперимент. Сейчас стараются никого не выводить. Например, у нас Татьяне Александровне Еремеевой – 99 лет. Она уже не выходит на сцену, но работает в театре. Наш руководитель Юрий Соломин надбавок не дает, но бюджетную часть зарплаты выплачивает всем. Например, Нелли Ивановна Корниенко, которая была ведущей актрисой Малого много лет, играла главные роли, отдала жизнь сцене – ну как ее уволить? Театр не бросает актеров...

Ольга БУТКОВА: «Старики» очень нужны театру – не только потому, что есть много ролей для них. Они осуществляют какую-то связь традиций, учат молодых, рассказывают о прежних днях, это живое звено, связывающее времена. К тому же сцена дает энергию. Сидеть дома – это страшно, когда становишься никому не нужен.

Владимир БЕЙЛИС: Когда мы пришли молодыми в театр, застали Бабочкина, Ильинского, Царева, Жарова – великих российских артистов, и традиции передаются дальше. И это замечательно!

Нынешние гастроли Малого театра будут обменными, вернее, перекрестными. Как уже сообщали «ГИ», курские актеры сыграют в Малом театре, но произойдет это немного позднее – с 25 по 30 сентября. Москвичи увидят наши спектакли «Жертвы века» Островского, «Тартюф» Мольера, «Слуга двух господ» Гольдони, «Семь криков в океане» Касоны, «В день свадьбы» Розова, «Ханума» Цагарели.


Марина ФЕДОРОВА
«Городские известия» (Курск), №72

Дата публикации: 28.06.2012