Новости

Водевили Чехова в Малом театре

Водевили Чехова в Малом театре

Малый театр показал на сцене филиала премьеру спектакля «Свадьба, Свадьба, Свадьба!» по водевилям Чехова. По свидетельству Романа Должанского, премьерная публика приняла немудреную постановку близко к сердцу.

Совсем недавно премьерой «Трех сестер» Малый театр завершил длившийся больше 20 лет чеховский проект: теперь на сцене «Дома Островского» идут все четыре главные пьесы главного русского драматурга. Их играют в историческом здании на Театральной площади. Постановку водевилей Чехова на сцене филиала, таким образом, можно считать послесловием к чеховскому циклу. От одноактных шуток гения, собственно говоря, никаких откровений ждать не следует: при всей остроте ситуаций и характеров основная задача постановки водевилей - развлечь и позабавить зрителя. Поэтому, должно быть, постановку поручили штатному очередному режиссеру Виталию Иванову. Господин Иванов - «технический», рабочий режиссер. Создать театральное событие ему не под силу. Но развести актеров по мизансценам, придумав им (или позволив им придумать себе) нехитрые приспособления, опыт позволяет.
Чаще всего драмтеатры составляют вечер из трех чеховских одноактовок. Основных водевилей четыре: «Свадьба», «Предложение», «Юбилей» и «Медведь». Отказавшись от
«Юбилея», режиссер Иванов оставил три пьесы, так или иначе связанные с матримониальной тематикой. Сначала играют историю о том, как сватовство едва не сорвалось из-за имущественного конфликта («Предложение»), потом - историю о том, как финансовый иск превратился в сватовство («Медведь»), а во втором действии - собственно «Свадьбу». Правда, выводить эту свадьбу из этих встреч не стоит: как бы ни ругались помещики в сюжетах о сватовстве, они все равно выглядят посимпатичнее, чем карикатурные мещане в «Свадьбе».
Однако сама тема законных брачных уз ориентированной на традиционные ценности публике Малого театра пришлась по душе: в начале второго акта, едва завидев жениха и
невесту в фате, зрители с облегчением зааплодировали. Видимо, забыли, что брачующиеся в «Свадьбе» стоят друг друга и союз их выглядит довольно уродливо.
Впрочем, не так уж важна в чеховских водевилях сквозная тема. Был бы кураж, была бы легкость, было бы обаяние. По этим показателям спектакль развивается по нисходящей.
Если «Предложение» сыграно актерами А.С.Потаповым, О.Г.Жевакиной и Г.В.Подгородинским (в программках Малого театра актеров именуют строго, без имен, как по ведомостям) остроумно и ненатужно, то уже «Медведя» спасать приходится самому «медведю», очень способному молодому артисту В.А.Низовому. А вот Е.Г.Харитонова (помещица Попова) и А.К.Вахтеров (ее слуга) утягивают водевиль в такую самодеятельность, что оторопь берет: с таким самозабвенно фальшивым, не знающим малейшей художественной рефлексии притворством теперь и в драмкружках не представляют. Надо с этим что-то делать, иначе в годину грядущей театральной реформы совестно, должно быть, Малому театру претендовать на звание национального достояния, а ведь он, без всякого сомнения, претендент номер один.
Неинтересной, к сожалению, получилась и «Свадьба». Во втором действии одни (возможно, подсознательно) подражают знаменитому фильму Исидора Анненского, другие ничему такому хорошему не подражают, но и внимания на себе не задерживают. Вот только свадебный «генерал» Ревунов-Караулов у народного артиста А.М.Торопова вышел запоминающимся. Что значит настоящая старая школа - сыграно с толком, с чувством, с расстановкой, хочешь не хочешь, а где положено - посмеешься, где надо - пожалеешь обманутого старика. Уходит актер со сцены под заслуженные аплодисменты. Вообще публика в Малом театре по-прежнему благодарная, неизбалованная, домашняя, держащая оборону от враждебных ветров и вихрей современности. «Тут показывают точно про тебя, - в антракте смеялась в мобильный телефон одна зрительница, - мужик пришел к бабе свататься, а вместо того они стали ругаться». То есть задело все-таки за живое. Ведь слово «водевиль» по одной из версий произошло от французского «голос города».

Газета «КоммерсантЪ-Daily» номер 217 от 2004/11/19

Дата публикации: 19.11.2004
Водевили Чехова в Малом театре

Малый театр показал на сцене филиала премьеру спектакля «Свадьба, Свадьба, Свадьба!» по водевилям Чехова. По свидетельству Романа Должанского, премьерная публика приняла немудреную постановку близко к сердцу.

Совсем недавно премьерой «Трех сестер» Малый театр завершил длившийся больше 20 лет чеховский проект: теперь на сцене «Дома Островского» идут все четыре главные пьесы главного русского драматурга. Их играют в историческом здании на Театральной площади. Постановку водевилей Чехова на сцене филиала, таким образом, можно считать послесловием к чеховскому циклу. От одноактных шуток гения, собственно говоря, никаких откровений ждать не следует: при всей остроте ситуаций и характеров основная задача постановки водевилей - развлечь и позабавить зрителя. Поэтому, должно быть, постановку поручили штатному очередному режиссеру Виталию Иванову. Господин Иванов - «технический», рабочий режиссер. Создать театральное событие ему не под силу. Но развести актеров по мизансценам, придумав им (или позволив им придумать себе) нехитрые приспособления, опыт позволяет.
Чаще всего драмтеатры составляют вечер из трех чеховских одноактовок. Основных водевилей четыре: «Свадьба», «Предложение», «Юбилей» и «Медведь». Отказавшись от
«Юбилея», режиссер Иванов оставил три пьесы, так или иначе связанные с матримониальной тематикой. Сначала играют историю о том, как сватовство едва не сорвалось из-за имущественного конфликта («Предложение»), потом - историю о том, как финансовый иск превратился в сватовство («Медведь»), а во втором действии - собственно «Свадьбу». Правда, выводить эту свадьбу из этих встреч не стоит: как бы ни ругались помещики в сюжетах о сватовстве, они все равно выглядят посимпатичнее, чем карикатурные мещане в «Свадьбе».
Однако сама тема законных брачных уз ориентированной на традиционные ценности публике Малого театра пришлась по душе: в начале второго акта, едва завидев жениха и
невесту в фате, зрители с облегчением зааплодировали. Видимо, забыли, что брачующиеся в «Свадьбе» стоят друг друга и союз их выглядит довольно уродливо.
Впрочем, не так уж важна в чеховских водевилях сквозная тема. Был бы кураж, была бы легкость, было бы обаяние. По этим показателям спектакль развивается по нисходящей.
Если «Предложение» сыграно актерами А.С.Потаповым, О.Г.Жевакиной и Г.В.Подгородинским (в программках Малого театра актеров именуют строго, без имен, как по ведомостям) остроумно и ненатужно, то уже «Медведя» спасать приходится самому «медведю», очень способному молодому артисту В.А.Низовому. А вот Е.Г.Харитонова (помещица Попова) и А.К.Вахтеров (ее слуга) утягивают водевиль в такую самодеятельность, что оторопь берет: с таким самозабвенно фальшивым, не знающим малейшей художественной рефлексии притворством теперь и в драмкружках не представляют. Надо с этим что-то делать, иначе в годину грядущей театральной реформы совестно, должно быть, Малому театру претендовать на звание национального достояния, а ведь он, без всякого сомнения, претендент номер один.
Неинтересной, к сожалению, получилась и «Свадьба». Во втором действии одни (возможно, подсознательно) подражают знаменитому фильму Исидора Анненского, другие ничему такому хорошему не подражают, но и внимания на себе не задерживают. Вот только свадебный «генерал» Ревунов-Караулов у народного артиста А.М.Торопова вышел запоминающимся. Что значит настоящая старая школа - сыграно с толком, с чувством, с расстановкой, хочешь не хочешь, а где положено - посмеешься, где надо - пожалеешь обманутого старика. Уходит актер со сцены под заслуженные аплодисменты. Вообще публика в Малом театре по-прежнему благодарная, неизбалованная, домашняя, держащая оборону от враждебных ветров и вихрей современности. «Тут показывают точно про тебя, - в антракте смеялась в мобильный телефон одна зрительница, - мужик пришел к бабе свататься, а вместо того они стали ругаться». То есть задело все-таки за живое. Ведь слово «водевиль» по одной из версий произошло от французского «голос города».

Газета «КоммерсантЪ-Daily» номер 217 от 2004/11/19

Дата публикации: 19.11.2004