Новости

Уходящая натура и любовная тирания на сцене Малого театра 20 ноября на сцене филиала Малого театра была показана премьера спектакля «Старый добрый ансамбль» по пьесе чешского драматурга Иржи Губача.

Уходящая натура и любовная тирания на сцене Малого театра

В высшей степени знаменательное событие произошло 20 ноября на сцене филиала Малого театра: здесь была показана премьера спектакля «Старый добрый ансамбль» по пьесе чешского драматурга Иржи Губача. Знаменательна эта премьера тем, что не так часто самый традиционный из московских театров представляет на своей сцене пьесы современных драматургов. В послеперестроечное культурное безвременье театр, взяв курс на постановку исключительно классических пьес, почти полностью отказался от современного репертуара. Последним более или менее удачным опытом в этой области было представление «Пира победителей» А.Солженицына в 1995 году. Потом была постановка детективной пьесы С.Сондхайма и Д.Фурта «Хеппи энд» (2001 г.), но она не оставила значительного следа в истории театра и быстро была снята с репертуара.

Надо заметить, что, решившись на постановку «Старого доброго ансамбля», руководство театра сделало подарок не только зрителям, отвыкшим лицезреть любимых актеров в более или менее обычной одежде. Подарок был сделан и самим артистам: надо было видеть, с каким упоением они буквально купались в своих ролях, несмотря на заметное иногда премьерное волнение.

Пьеса рассчитана на артистов старшего поколения. Старики Малого театра – это ведь статья особая. В этом понятии кроется не просто указание на определенный возраст, а почетное звание, своеобразное признание заслуг. Для теперешнего Малого оно по-прежнему остается актуальным. Юрий Каюров, Анатолий Торопов, Афанасий Кочетков и Виктор Борцов в очередной раз доказали свое неоспоримое право носить это звание. Особенно радостно за А.Торопова, в последние годы не слишком избалованного большими и интересными ролями: спектакль открыл новые грани его актерского таланта, позволил ему раскрыться в полную силу.

Сюжет пьесы Губача незамысловат и трогателен: встречаются четверо друзей, Бог знает сколько уже лет не видевших друг друга, для того, чтобы сыграть, как в молодости, квартетом. Инициатором встречи оказывается Бедя (А.Торопов). Годы, конечно, вносят свои коррективы в их дружбу, которая, как кажется в отдельные моменты, готова вот-вот распасться, исчезнуть. Давняя ссора из-за женщины между бретером Шаней (А.Кочетков) и сдержанным, но иногда все же вздорным Пинтой (В.Борцов) при встрече разгорается с новой силой. И лишь пришедшее под самый занавес известие о смерти Марушки, которую они оба любили, которую так ждали и которая должна была расставить все по своим местам в их многолетнем соперничестве, заставило их забыть все обиды и заключить друг друга в объятия.

Движущей силой сюжетной линии Шаня – Пинта является, конечно, А.Кочетков. Актер очень точно показывает желание своего героя скрыться за маской эдакого индивидуалиста, скандалиста и забияки, играющего на очень подходящем инструменте – саксофоне. На встречу с друзьями Шаня сбегает из дома для престарелых, где, к слову сказать, участвует в соревнованиях на дальность плевка. Образ Шани, пожалуй, самый сложный в пьесе.

Другая сюжетная линия связана с Адиком, очень пластично и жизнерадостно сыгранным Юрием Каюровым. Он порхает по сцене, в нем столько юношеской непосредственности, наивности, не растерянной с годами. А ведь все это обаяние сохранилось в Адике несмотря на то, что ему каждый день приходится выступать на похоронах. «Жить надо, пока ты жив. В мире столько удивительных вещей! Каждое наше пробуждение – это как бы маленькое рождение. И мы должны этому радоваться!» – вот в чем для этого человека смысл жизни.

Адик оказывается включенным в специфический любовный треугольник. Жизнь этому персонажу постоянно осложняет его женушка Гермина (А.Евдокимова), от которой Адику приходится постоянно бегать. Да и как не убежать от человека, который заставляет тебя, как малого ребенка, каждый день выпивать по три литра молока! Но штука вся в том, что делает это Гермина не со зла, а от большой любви. Но и эта нескончаемая любовная тирания не может лишить Адика его жизнелюбия и, что еще важнее, дарить надежду другим. А.Евдокимовой удалось показать любовь своей героини к мужу, но некоторой жесткости ее Гермине все же не хватает.

Вместо умершей Марушки на свидание с незадачливыми музыкантами приезжает их старая знакомая Андула (Л.Юдина). Все есть у этой блестящей женщины, вот только любви нет. Но и в семьдесят лет, оказывается, можно искать любви. Из всей четверки Андула выбирает Адика, зовет его с собой в Рим. И хотя он вынужден отказаться, но так необходимую надежду на встречу он Андуле все же дарит. Эта сцена, очень трогательно разыгранная Юрием Каюровым и Лилией Юдиной, относится к безусловным шедеврам нового спектакля. Есть в нем еще один интересный персонаж – Бомбасик. Владимир Носик наделяет своего героя бесконечной преданностью и уважением к старшим товарищам.

«Старый добрый ансамбль» поставлен Владиславом Константиновым, для которого эта встреча с драматургией Иржи Губача уже не первая: здесь же, на сцене филиала идет в его постановке пьеса Губача «Корсиканка». Новый спектакль режиссеру удалось превратить в настоящую лирическую комедию. Все сыграно легко и без нажима, хотя герои и не теряют своей характерности, выпуклости. Артистам оставлено достаточно места, чтобы раскрыть свою художническую индивидуальность. «Ансамбль» стал актерским спектаклем в лучшем смысле этого слова. В своем предпремьерном интервью В.Константинов отметил, что его главной задачей было «вытащить молодую сущность самих актеров». И это ему, надо честно признать, удалось в полной мере. Лиричность комедии подчеркивается и прекрасными запоминающимися мотивами, сочиненными композитором Григорием Гоберником. Заканчивается спектакль, а про себя напеваешь:

«…И контрабас жалел не раз,

Что он не скрипка, а контрабас…»

Пьеса Губача «Старый добрый ансамбль» уже однажды ставилась в Малом. Однако театралам со стажем она может быть памятна под названием «Незрелая малина». В постановке 1984 г., осуществленной А.Бурдонским, играли Е.Самойлов (Адик), И.Любезнов (Шаня), В.Кенигсон (Бедя), А.Смирнов (Пинта) и И.Ликсо (Андула). Тогда спектакль Малого театра воспринимался, безусловно, на фоне мхатовской постановки пьесы О.Заградника «Соло для часов с боем» с блистательными М.Яншиным, О.Андровской, М.Прудкиным, А.Грибовым и В.Станицыным. Разница между пьесами огромна, но главное, чем, на мой взгляд, они отличаются, так это трактовкой общей темы уходящего поколения: минорной у Заградника и мажорной у Губача.

Ближайшие спектакли состоятся 30 ноября, 4, 10, 20 и 28 декабря на сцене филиала театра, который расположен по адресу: ул. Большая Ордынка, д. 69 (м. «Добрынинская»). Билеты можно заказать на сайте Малого театра или приобрести в кассе театра (237-31-81).


Максим РЕДИН, 25 ноября, 11:07

http://www.utro.ru/articles/2003/11/25/253024.shtml





Дата публикации: 26.11.2003
Уходящая натура и любовная тирания на сцене Малого театра

В высшей степени знаменательное событие произошло 20 ноября на сцене филиала Малого театра: здесь была показана премьера спектакля «Старый добрый ансамбль» по пьесе чешского драматурга Иржи Губача. Знаменательна эта премьера тем, что не так часто самый традиционный из московских театров представляет на своей сцене пьесы современных драматургов. В послеперестроечное культурное безвременье театр, взяв курс на постановку исключительно классических пьес, почти полностью отказался от современного репертуара. Последним более или менее удачным опытом в этой области было представление «Пира победителей» А.Солженицына в 1995 году. Потом была постановка детективной пьесы С.Сондхайма и Д.Фурта «Хеппи энд» (2001 г.), но она не оставила значительного следа в истории театра и быстро была снята с репертуара.

Надо заметить, что, решившись на постановку «Старого доброго ансамбля», руководство театра сделало подарок не только зрителям, отвыкшим лицезреть любимых актеров в более или менее обычной одежде. Подарок был сделан и самим артистам: надо было видеть, с каким упоением они буквально купались в своих ролях, несмотря на заметное иногда премьерное волнение.

Пьеса рассчитана на артистов старшего поколения. Старики Малого театра – это ведь статья особая. В этом понятии кроется не просто указание на определенный возраст, а почетное звание, своеобразное признание заслуг. Для теперешнего Малого оно по-прежнему остается актуальным. Юрий Каюров, Анатолий Торопов, Афанасий Кочетков и Виктор Борцов в очередной раз доказали свое неоспоримое право носить это звание. Особенно радостно за А.Торопова, в последние годы не слишком избалованного большими и интересными ролями: спектакль открыл новые грани его актерского таланта, позволил ему раскрыться в полную силу.

Сюжет пьесы Губача незамысловат и трогателен: встречаются четверо друзей, Бог знает сколько уже лет не видевших друг друга, для того, чтобы сыграть, как в молодости, квартетом. Инициатором встречи оказывается Бедя (А.Торопов). Годы, конечно, вносят свои коррективы в их дружбу, которая, как кажется в отдельные моменты, готова вот-вот распасться, исчезнуть. Давняя ссора из-за женщины между бретером Шаней (А.Кочетков) и сдержанным, но иногда все же вздорным Пинтой (В.Борцов) при встрече разгорается с новой силой. И лишь пришедшее под самый занавес известие о смерти Марушки, которую они оба любили, которую так ждали и которая должна была расставить все по своим местам в их многолетнем соперничестве, заставило их забыть все обиды и заключить друг друга в объятия.

Движущей силой сюжетной линии Шаня – Пинта является, конечно, А.Кочетков. Актер очень точно показывает желание своего героя скрыться за маской эдакого индивидуалиста, скандалиста и забияки, играющего на очень подходящем инструменте – саксофоне. На встречу с друзьями Шаня сбегает из дома для престарелых, где, к слову сказать, участвует в соревнованиях на дальность плевка. Образ Шани, пожалуй, самый сложный в пьесе.

Другая сюжетная линия связана с Адиком, очень пластично и жизнерадостно сыгранным Юрием Каюровым. Он порхает по сцене, в нем столько юношеской непосредственности, наивности, не растерянной с годами. А ведь все это обаяние сохранилось в Адике несмотря на то, что ему каждый день приходится выступать на похоронах. «Жить надо, пока ты жив. В мире столько удивительных вещей! Каждое наше пробуждение – это как бы маленькое рождение. И мы должны этому радоваться!» – вот в чем для этого человека смысл жизни.

Адик оказывается включенным в специфический любовный треугольник. Жизнь этому персонажу постоянно осложняет его женушка Гермина (А.Евдокимова), от которой Адику приходится постоянно бегать. Да и как не убежать от человека, который заставляет тебя, как малого ребенка, каждый день выпивать по три литра молока! Но штука вся в том, что делает это Гермина не со зла, а от большой любви. Но и эта нескончаемая любовная тирания не может лишить Адика его жизнелюбия и, что еще важнее, дарить надежду другим. А.Евдокимовой удалось показать любовь своей героини к мужу, но некоторой жесткости ее Гермине все же не хватает.

Вместо умершей Марушки на свидание с незадачливыми музыкантами приезжает их старая знакомая Андула (Л.Юдина). Все есть у этой блестящей женщины, вот только любви нет. Но и в семьдесят лет, оказывается, можно искать любви. Из всей четверки Андула выбирает Адика, зовет его с собой в Рим. И хотя он вынужден отказаться, но так необходимую надежду на встречу он Андуле все же дарит. Эта сцена, очень трогательно разыгранная Юрием Каюровым и Лилией Юдиной, относится к безусловным шедеврам нового спектакля. Есть в нем еще один интересный персонаж – Бомбасик. Владимир Носик наделяет своего героя бесконечной преданностью и уважением к старшим товарищам.

«Старый добрый ансамбль» поставлен Владиславом Константиновым, для которого эта встреча с драматургией Иржи Губача уже не первая: здесь же, на сцене филиала идет в его постановке пьеса Губача «Корсиканка». Новый спектакль режиссеру удалось превратить в настоящую лирическую комедию. Все сыграно легко и без нажима, хотя герои и не теряют своей характерности, выпуклости. Артистам оставлено достаточно места, чтобы раскрыть свою художническую индивидуальность. «Ансамбль» стал актерским спектаклем в лучшем смысле этого слова. В своем предпремьерном интервью В.Константинов отметил, что его главной задачей было «вытащить молодую сущность самих актеров». И это ему, надо честно признать, удалось в полной мере. Лиричность комедии подчеркивается и прекрасными запоминающимися мотивами, сочиненными композитором Григорием Гоберником. Заканчивается спектакль, а про себя напеваешь:

«…И контрабас жалел не раз,

Что он не скрипка, а контрабас…»

Пьеса Губача «Старый добрый ансамбль» уже однажды ставилась в Малом. Однако театралам со стажем она может быть памятна под названием «Незрелая малина». В постановке 1984 г., осуществленной А.Бурдонским, играли Е.Самойлов (Адик), И.Любезнов (Шаня), В.Кенигсон (Бедя), А.Смирнов (Пинта) и И.Ликсо (Андула). Тогда спектакль Малого театра воспринимался, безусловно, на фоне мхатовской постановки пьесы О.Заградника «Соло для часов с боем» с блистательными М.Яншиным, О.Андровской, М.Прудкиным, А.Грибовым и В.Станицыным. Разница между пьесами огромна, но главное, чем, на мой взгляд, они отличаются, так это трактовкой общей темы уходящего поколения: минорной у Заградника и мажорной у Губача.

Ближайшие спектакли состоятся 30 ноября, 4, 10, 20 и 28 декабря на сцене филиала театра, который расположен по адресу: ул. Большая Ордынка, д. 69 (м. «Добрынинская»). Билеты можно заказать на сайте Малого театра или приобрести в кассе театра (237-31-81).


Максим РЕДИН, 25 ноября, 11:07

http://www.utro.ru/articles/2003/11/25/253024.shtml





Дата публикации: 26.11.2003