Новости

17 ноября 2004 года премьера спектакля «Свадьба, свадьба, свадьба» А.П.Чехова ГРУСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА СМЕШНУЮ ЖИЗНЬ

17 ноября 2004 года премьера спектакля «Свадьба, свадьба, свадьба» А.П.Чехова

ГРУСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА СМЕШНУЮ ЖИЗНЬ

Рассказывает режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Виталий Николаевич Иванов

Мы делаем ошибку, когда говорим «чеховские водевили». Антон Павлович Чехов не называл свои смешные пьесы водевилями. Он их называл шутками или сценами. Это не такая уж серьезная ошибка, но водевиль требует определенных сценических решений, музыкальных, пластических. И по своей внутренней структуре это совсем другой стиль и жанр. Итак, Малый театр ставит драматургию Чехова — три короткие, одноактные пьесы.
По этим пьесам были сняты кинофильмы, в которых играли замечательные артисты. Но я изо всех сил старался отвлечься от очарования этих фильмов, созданных во время войны, в Алма-Ате, в самое тревожное для России время. Они были призваны вдохновить людей, поднять им настроение. Сегодня мы читаем короткие пьесы Чехова немножко по-другому. И возникает вопрос – зачем и о чем он писал свои «шутки». И я понял, что здесь есть размышление на одну серьезную тему: как мы, россияне, потеряли вишневый сад? Чехов говорит об этом в каждой своей пьесе с болью, с любовью к людям, которые, конфликтуя друг с другом, занимаются такой ерундой, их беспокоят такие пустяковые вещи…
Чехов смотрит на нас с иронией. Почти все свои драматические произведения он называет комедиями. «Чайка» — комедия, а там самоубийство. В чем же комедия? Горький говорил о Чехове: удивительно гармоничный человек прошел мимо нас, посмотрел на нас грустными глазами и сказал добрым, тихим, бархатным голосом: «Скверно вы живете, господа!»
Это тот самый случай, как Пушкин сказал о «Горе от ума» Грибоедова: «В этой странной пьесе один положительный герой – автор». И здесь тоже один положительный персонаж – Антон Павлович, из зрительного зала смотрящий и говорящий всем нам: «Братцы, вот так ни в коем случае нельзя. Посмотрите на себя – все вы хорошие люди, но чем вы занимаетесь, чем вы живете, на что вы тратите, сжигаете собственную жизнь?»
Антон Павлович тратил собственные, заработанные своим трудом деньги на школы, на зарплаты учителям, в демисезонном пальто прокатил через всю Россию, участвуя в переписи населения. Но он не требовал от других таких же поступков. Видя человеческую жадность, мелочность, глупость, недальновидность, он мог только иронично сожалеть, соболезновать. И вот он писал свои пьесы-шутки – с легкой иронией, добрым взглядом на персонажей. И сегодня мы понимаем, что в этих смешных вещицах кроется драма и даже трагедия.
Спектакль не может дать на все ответ, но может поставить вопрос… Когда в «Свадьбе» жестко, слаженно, точно выходят танцевать греки – хочется задать вопрос русским людям: мужики, вы где? Где же ваша любовь к Родине? Почему греки так прекрасно танцуют на вашем празднике, а вы вокруг пьяные… Кто из зрителей поймет этот вопрос – хорошо, не поймет – увидит красивый танец. Но мне хотелось, чтобы большая часть зрителей все-таки поняла, больно бы стало. Мы же тоже все это умеем. Но только почему у нас нет потребности так танцевать, так любить Россию, как любят греки свою маленькую страну?
Три миниатюры о любви и браке – «Предложение», «Медведь», «Свадьба». Мне кажется, они и о том, как много уродливого и случайного в человеческих отношениях, когда люди без любви соединяют свои судьбы. Брак, освященный церковью, — важнейшее событие в жизни, а все происходит самым диким и нелепым образом. И понятно, что люди не проведут жизнь в любви и согласии. Не только в «Свадьбе», где у жениха откровенно корыстное отношение, но и в «Предложении» понятно, что эти двое будут ругаться до конца дней своих. В «Медведе» можно порадоваться за влюбленную пару, что они нашли друг друга, но оба пришли к любви очень сложным путем. Здесь тема напоминает о моем предыдущем спектакле, «Усилиях любви» — не пытайся изменить природу, не ломай ее. С природой шутить нельзя, она мудрее тебя и все равно возьмет свое. Смирнов и Попова встретились, произошла вспышка, и дай Бог, чтобы у них все получилось…

Дата публикации: 17.11.2004
17 ноября 2004 года премьера спектакля «Свадьба, свадьба, свадьба» А.П.Чехова

ГРУСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА СМЕШНУЮ ЖИЗНЬ

Рассказывает режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Виталий Николаевич Иванов

Мы делаем ошибку, когда говорим «чеховские водевили». Антон Павлович Чехов не называл свои смешные пьесы водевилями. Он их называл шутками или сценами. Это не такая уж серьезная ошибка, но водевиль требует определенных сценических решений, музыкальных, пластических. И по своей внутренней структуре это совсем другой стиль и жанр. Итак, Малый театр ставит драматургию Чехова — три короткие, одноактные пьесы.
По этим пьесам были сняты кинофильмы, в которых играли замечательные артисты. Но я изо всех сил старался отвлечься от очарования этих фильмов, созданных во время войны, в Алма-Ате, в самое тревожное для России время. Они были призваны вдохновить людей, поднять им настроение. Сегодня мы читаем короткие пьесы Чехова немножко по-другому. И возникает вопрос – зачем и о чем он писал свои «шутки». И я понял, что здесь есть размышление на одну серьезную тему: как мы, россияне, потеряли вишневый сад? Чехов говорит об этом в каждой своей пьесе с болью, с любовью к людям, которые, конфликтуя друг с другом, занимаются такой ерундой, их беспокоят такие пустяковые вещи…
Чехов смотрит на нас с иронией. Почти все свои драматические произведения он называет комедиями. «Чайка» — комедия, а там самоубийство. В чем же комедия? Горький говорил о Чехове: удивительно гармоничный человек прошел мимо нас, посмотрел на нас грустными глазами и сказал добрым, тихим, бархатным голосом: «Скверно вы живете, господа!»
Это тот самый случай, как Пушкин сказал о «Горе от ума» Грибоедова: «В этой странной пьесе один положительный герой – автор». И здесь тоже один положительный персонаж – Антон Павлович, из зрительного зала смотрящий и говорящий всем нам: «Братцы, вот так ни в коем случае нельзя. Посмотрите на себя – все вы хорошие люди, но чем вы занимаетесь, чем вы живете, на что вы тратите, сжигаете собственную жизнь?»
Антон Павлович тратил собственные, заработанные своим трудом деньги на школы, на зарплаты учителям, в демисезонном пальто прокатил через всю Россию, участвуя в переписи населения. Но он не требовал от других таких же поступков. Видя человеческую жадность, мелочность, глупость, недальновидность, он мог только иронично сожалеть, соболезновать. И вот он писал свои пьесы-шутки – с легкой иронией, добрым взглядом на персонажей. И сегодня мы понимаем, что в этих смешных вещицах кроется драма и даже трагедия.
Спектакль не может дать на все ответ, но может поставить вопрос… Когда в «Свадьбе» жестко, слаженно, точно выходят танцевать греки – хочется задать вопрос русским людям: мужики, вы где? Где же ваша любовь к Родине? Почему греки так прекрасно танцуют на вашем празднике, а вы вокруг пьяные… Кто из зрителей поймет этот вопрос – хорошо, не поймет – увидит красивый танец. Но мне хотелось, чтобы большая часть зрителей все-таки поняла, больно бы стало. Мы же тоже все это умеем. Но только почему у нас нет потребности так танцевать, так любить Россию, как любят греки свою маленькую страну?
Три миниатюры о любви и браке – «Предложение», «Медведь», «Свадьба». Мне кажется, они и о том, как много уродливого и случайного в человеческих отношениях, когда люди без любви соединяют свои судьбы. Брак, освященный церковью, — важнейшее событие в жизни, а все происходит самым диким и нелепым образом. И понятно, что люди не проведут жизнь в любви и согласии. Не только в «Свадьбе», где у жениха откровенно корыстное отношение, но и в «Предложении» понятно, что эти двое будут ругаться до конца дней своих. В «Медведе» можно порадоваться за влюбленную пару, что они нашли друг друга, но оба пришли к любви очень сложным путем. Здесь тема напоминает о моем предыдущем спектакле, «Усилиях любви» — не пытайся изменить природу, не ломай ее. С природой шутить нельзя, она мудрее тебя и все равно возьмет свое. Смирнов и Попова встретились, произошла вспышка, и дай Бог, чтобы у них все получилось…

Дата публикации: 17.11.2004