Новости

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В РАМКЕ ПОРТАЛА

СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В РАМКЕ ПОРТАЛА

Необычность и новизна книги, озаглавленной кратко и лаконично «Щепкины» (ответственный редактор серии «Библиотека Малого театра» В.В.Подгородинский, консультант О.М.Сарнова, редакторы А.В.Кучина, М.В.Яньшина), заключены в самом ее жанре. Это не мемуарная литература в чистом виде и не театроведческое исследование творчества великого артиста, коих существует уже немало. На сей раз перед нами история целого рода, тщательно и скрупулезно воссозданная на основе многочисленных писем, документов, воспоминаний и фотографий, многие из которых публикуются впервые. В книге изначально отсутствует какая-либо стилевая заданность, и потому в ней легко соединяются не слишком часто сочетаемые компоненты: научность и энциклопедизм соседствуют с эмоциональностью изложения и многочисленными свидетельствами в стиле эпистолярного жанра. Композиционная структура также весьма неоднородна: сугубо архивные материалы чередуются с образным описанием бытовых подробностей и деталей, ставших жизненным фоном не только в биографии знаменитой семьи, но и в истории страны в целом. Строгая систематизация генеалогического древа, воплотившаяся в четких графических схемах, мирно уживается с занимательным, художественным повествованием о судьбе одной из представительниц артистической династии Щепкиных. Однако, пожалуй, одна из самых привлекательных особенностей книги заключена в том, что она оставляет впечатление личного, родственного взгляда на предмет. От нее словно исходит ощущение теплоты семейного альбома, что немудрено, поскольку создана она одним из продолжателей рода – Игорем Алексеевичем Бондарским.

На презентации, прошедшей в Малом театре, автор рассказал об истории создания этого в прямом смысле слова увесистого и весомого труда, к тому же объединившего в работе членов разных ветвей щепкинского рода, представители которого также присутствовали в тот день в стенах Малого. Юрий Соломин, говоря об «артисте номер один», практически являвшемся и первым педагогом, и первым режиссером, которому доверял постановки своих пьес главный автор Дома Островского, вспоминал о добрых анекдотах про русского гения, ходивших в студенческой среде, и о забавных байках, касающихся его небывалого радушия и гостеприимства. Между тем все эти шуточные истории ничуть не умаляли галактической значимости фигуры Щепкина, и потому особенно важно, что именно в нынешние времена, когда интерес к мелким сплетням поглощает все и вся, появилась еще одна книга, с уважением и пиететом говорящая о великом артисте и человеке. Заместители художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский и Вера Максимова рассказали об этапах, предшествовавших появлению этого труда, а также отметили жанровые особенности книги, в серьезной и одновременно увлекательной манере открывшей с неожиданной стороны большого актера и широкообразованного человека, обладавшего небывалым многообразием интересов. На почти утраченный сегодня особый стиль московской речи, отразившийся в обширном эпистолярном материале, собранном на страницах нового издания, обратил внимание молодой артист театра Петр Абрамов, воспринявший книгу как «послание из прошлого».

Атмосферу этого прошлого создают как краткие свидетельства об императорских отличиях и поощрениях, касающиеся службы Михаила Семеновича Щепкина в Малом, так и подробные сведения о его предках и потомках, среди которых артисты и ученые, военные и государственные деятели. Немало новых черт добавляют к образу Щепкина-человека и свидетельства о том дружеском общении, которое связывало его с теми, кто составлял цвет тогдашней русской культуры – с Пушкиным и Гоголем, с Герценом и Тургеневым, с Белинским и Аксаковым. Наряду с описаниями точно подобранные фотографии дают представление о семейном укладе и усадебном быте тех лет. И если в первых частях книги в изложении биографических сведений преобладает достаточно жесткая документальная манера подачи материала, то выделенная в отдельную главу история жизни актрисы Александры Львовны Щепкиной читается скорее как роман, в котором есть место и личным переживаниям этой безусловно талантливой и неординарной женщины, и историческим реалиям: от времен Русско-японской войны до периода революционной ломки 1917 года, а также трудной, противоречивой действительности эмигрантской жизни, в конечном итоге превратившейся для Щепкиной в несколько горьких лет одиночества. Между тем судьбы представителей разных ветвей щепкинского рода складывались и складываются по-разному, в том числе и за пределами России, а представленная книга, словно крепкий ствол «развесистого древа», наверняка поможет им сохранить единство и общность своих исконных корней как в реальной жизни, так и на страницах истории русского театра.

Марина ГАЕВСКАЯ
«Культура», 20 января 2011 года


Дата публикации: 07.02.2011
СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В РАМКЕ ПОРТАЛА

Необычность и новизна книги, озаглавленной кратко и лаконично «Щепкины» (ответственный редактор серии «Библиотека Малого театра» В.В.Подгородинский, консультант О.М.Сарнова, редакторы А.В.Кучина, М.В.Яньшина), заключены в самом ее жанре. Это не мемуарная литература в чистом виде и не театроведческое исследование творчества великого артиста, коих существует уже немало. На сей раз перед нами история целого рода, тщательно и скрупулезно воссозданная на основе многочисленных писем, документов, воспоминаний и фотографий, многие из которых публикуются впервые. В книге изначально отсутствует какая-либо стилевая заданность, и потому в ней легко соединяются не слишком часто сочетаемые компоненты: научность и энциклопедизм соседствуют с эмоциональностью изложения и многочисленными свидетельствами в стиле эпистолярного жанра. Композиционная структура также весьма неоднородна: сугубо архивные материалы чередуются с образным описанием бытовых подробностей и деталей, ставших жизненным фоном не только в биографии знаменитой семьи, но и в истории страны в целом. Строгая систематизация генеалогического древа, воплотившаяся в четких графических схемах, мирно уживается с занимательным, художественным повествованием о судьбе одной из представительниц артистической династии Щепкиных. Однако, пожалуй, одна из самых привлекательных особенностей книги заключена в том, что она оставляет впечатление личного, родственного взгляда на предмет. От нее словно исходит ощущение теплоты семейного альбома, что немудрено, поскольку создана она одним из продолжателей рода – Игорем Алексеевичем Бондарским.

На презентации, прошедшей в Малом театре, автор рассказал об истории создания этого в прямом смысле слова увесистого и весомого труда, к тому же объединившего в работе членов разных ветвей щепкинского рода, представители которого также присутствовали в тот день в стенах Малого. Юрий Соломин, говоря об «артисте номер один», практически являвшемся и первым педагогом, и первым режиссером, которому доверял постановки своих пьес главный автор Дома Островского, вспоминал о добрых анекдотах про русского гения, ходивших в студенческой среде, и о забавных байках, касающихся его небывалого радушия и гостеприимства. Между тем все эти шуточные истории ничуть не умаляли галактической значимости фигуры Щепкина, и потому особенно важно, что именно в нынешние времена, когда интерес к мелким сплетням поглощает все и вся, появилась еще одна книга, с уважением и пиететом говорящая о великом артисте и человеке. Заместители художественного руководителя Малого театра Валерий Подгородинский и Вера Максимова рассказали об этапах, предшествовавших появлению этого труда, а также отметили жанровые особенности книги, в серьезной и одновременно увлекательной манере открывшей с неожиданной стороны большого актера и широкообразованного человека, обладавшего небывалым многообразием интересов. На почти утраченный сегодня особый стиль московской речи, отразившийся в обширном эпистолярном материале, собранном на страницах нового издания, обратил внимание молодой артист театра Петр Абрамов, воспринявший книгу как «послание из прошлого».

Атмосферу этого прошлого создают как краткие свидетельства об императорских отличиях и поощрениях, касающиеся службы Михаила Семеновича Щепкина в Малом, так и подробные сведения о его предках и потомках, среди которых артисты и ученые, военные и государственные деятели. Немало новых черт добавляют к образу Щепкина-человека и свидетельства о том дружеском общении, которое связывало его с теми, кто составлял цвет тогдашней русской культуры – с Пушкиным и Гоголем, с Герценом и Тургеневым, с Белинским и Аксаковым. Наряду с описаниями точно подобранные фотографии дают представление о семейном укладе и усадебном быте тех лет. И если в первых частях книги в изложении биографических сведений преобладает достаточно жесткая документальная манера подачи материала, то выделенная в отдельную главу история жизни актрисы Александры Львовны Щепкиной читается скорее как роман, в котором есть место и личным переживаниям этой безусловно талантливой и неординарной женщины, и историческим реалиям: от времен Русско-японской войны до периода революционной ломки 1917 года, а также трудной, противоречивой действительности эмигрантской жизни, в конечном итоге превратившейся для Щепкиной в несколько горьких лет одиночества. Между тем судьбы представителей разных ветвей щепкинского рода складывались и складываются по-разному, в том числе и за пределами России, а представленная книга, словно крепкий ствол «развесистого древа», наверняка поможет им сохранить единство и общность своих исконных корней как в реальной жизни, так и на страницах истории русского театра.

Марина ГАЕВСКАЯ
«Культура», 20 января 2011 года


Дата публикации: 07.02.2011