Новости

САТАНЕ ДИКТУЕТ ГОЛОС АЛЬ ПАЧИНО

САТАНЕ ДИКТУЕТ ГОЛОС АЛЬ ПАЧИНО

Премьера музыкального спектакля о знаменитом Дон Жуане состоялась в московском Малом театре. В поэме Толстого, по которой поставлен спектакль, образ знаменитого сердцееда необычен. Это не развратник, а человек, ищущий любви, не находящий ее и оттого разочаровавшийся во всем. Постановку поучительной истории знатного кастильского гранда осуществил режиссер, чьим голосом на отечественном киноэкране говорят Том Хэнкс и Аль Пачино. В ролях — актеры, хорошо известные не только театралам, но и любителям отечественного кинематографа.

На этот раз «Дон Жуан» по пьесе Алексея Константиновича Толстого. Необходимо уточнение — автора «Упыря», литератора середины ХIХ века, а не его родственника и тезки Алексея Николаевича, автора «Золотого ключика», писателя начала и первой половины ХХ века. Постановку осуществил народный артист РФ Александр Клюквин, актер Малого театра, который много снимается в сериалах, но еще больше озвучил иностранных фильмов: его голосом говорят и Аль Пачино и Том Хэнкс.

Прототипом легендарного Дон Жуана считается аристократ из Севильи дон Хуан Тенорио. Его лихие похождения, остававшиеся безнаказанными не только благодаря удаче, но и участию близкого друга, короля Педро Кастильского, получившего прозвище Жестокий, наводили ужас на всю Севилью, пока монахи-францисканцы не наказали нечестивца. От имени молодой женщины они назначили ему свидание поздно ночью в церкви, где убили, отпустив потом друг другу этот грех, и распустили слух, что Хуан убит ожившей статуей.

Есть множество театральных и киноверсий этой легенды, как поэтических, так и в прозе. К теме обращались и Мольер, и Пушкин, но режиссер остановился на пьесе Алексея Толстого, потому что она малоизвестна, шла на театральных подмостках очень редко. К тому же художественный руководитель театра Юрий Соломин порекомендовал ему именно это произведение. Выбор вполне обоснован: другие пьесы Толстого, такие как «Смерть Иоанна Грозного», больше известная под названием «Царь Иоанн Грозный», «Царь Борис» и, конечно, «Царь Федор Иоаннович», успешно шли в театре, в особенности последняя. Худрук предложил Клюквину выступить в качестве режиссера по причинам, которые выяснятся после премьеры. Быть может, этот актер окажется прекрасным режиссером?

Два года работы над пьесой позади. «Дон Жуан» Алексея Толстого — драматическая поэма, больше предназначенная для чтения, чем для игры. Знатокам творчества писателя с первых минут спектакля стало ясно, что режиссеру пришлось пойти на значительные сокращения, чтобы сделать материал пригодным для современной сцены. Классический текст поэмы существенно переработан. Но при этом идея произведения сохранена, все с ног на голову не ставилось. Дон Жуан в поэме Толстого необычен — он не развратник, а человек, ищущий любви, не находящий ее и оттого разочаровавшийся во всем.

Накануне премьеры в разговорах за кулисами режиссер определил жанр своего спектакля как музыкальная трагедия, но с этим не согласен музыкальный руководитель постановки Григорий Гоберник, который считает его «музыкальной драмой» или «мистерией», что для музыкального спектакля — то, что нужно. В спор придется включиться зрителям, чтобы рассудить создателей спектакля…

Напоминаем, что Малый — один из немногих драматических театров, который имеет собственный оркестр, так что было бы грешно им не воспользоваться. В этом театре музыкальные спектакли сказки и водевили прежде любили и актеры, и зрители, но громких премьер в этом жанре не было давно.

Для автора музыки к этому спектаклю, композитора Эдуарда Глейзера, «Дон Жуан» — вторая большая работа в Малом театре. Первой стал спектакль «Усилия любви» по Шекспиру. Он также написал музыку к фильму «Мальтийский крест», в котором снимался известный деятель кино Александр Иншаков, в прошлом каскадер, а затем актер и продюсер. Музыка в «Дон Жуане» легкая, напоминает испанскую. Но этнографии в спектакле нет: эта история в трактовке русского писателя, поэта и драматурга могла случиться когда угодно и с кем угодно.

Главную роль Дон Жуана исполнил молодой артист Алексей Фаддеев, больше известный московским театралам. В кино он тоже снимался, и довольно много, но пока в основном в эпизодических ролях. Вот только в недавно вышедшем на экраны фильме «Рысь» он в одной из главных ролей.

В роли Анны — Ольга Абрамова, эта эффектная актриса только три года назад окончила Театральное училище им. Щепкина, где училась на курсе Юрия Соломина, затем она была принята в труппу театра. В роли Сатаны — Борис Невзоров, которому на днях исполнилось шестьдесят, его долго представлять не надо, он снялся более чем в девяносто фильмах, в том числе в фильме 1982 года «Россия молодая». Командора играет Александр Ермаков, театральный актер, в кино засветившийся довольно мало, он похож на звезду Голливуда талантливого, но неказистого Томми Ли Джонса.

При постановке спектакля много внимания было уделено зрелищности: сценографии, костюмам, свету, танцам. Все-таки мюзиклов в Москве уже ставилось много — и хуже того, что привозили из-за границы, делать было нельзя. Балетмейстер спектакля — Любовь Парфенюк.

Так что тем, кто успел соскучиться по музыке и песням, есть смысл сходить в Малый. Помимо прочего их ждет интересная драматургия. Ну и, конечно, самое главное — встреча с Алексеем Толстым, полноправным представителем золотого века русской поэзии. Наверняка, как все поэты, он писал о себе, рассказывая знаменитую, трагическую историю.

Юрий Енцов
Правда.ру, 31 января 2011 года



Дата публикации: 01.02.2011
САТАНЕ ДИКТУЕТ ГОЛОС АЛЬ ПАЧИНО

Премьера музыкального спектакля о знаменитом Дон Жуане состоялась в московском Малом театре. В поэме Толстого, по которой поставлен спектакль, образ знаменитого сердцееда необычен. Это не развратник, а человек, ищущий любви, не находящий ее и оттого разочаровавшийся во всем. Постановку поучительной истории знатного кастильского гранда осуществил режиссер, чьим голосом на отечественном киноэкране говорят Том Хэнкс и Аль Пачино. В ролях — актеры, хорошо известные не только театралам, но и любителям отечественного кинематографа.

На этот раз «Дон Жуан» по пьесе Алексея Константиновича Толстого. Необходимо уточнение — автора «Упыря», литератора середины ХIХ века, а не его родственника и тезки Алексея Николаевича, автора «Золотого ключика», писателя начала и первой половины ХХ века. Постановку осуществил народный артист РФ Александр Клюквин, актер Малого театра, который много снимается в сериалах, но еще больше озвучил иностранных фильмов: его голосом говорят и Аль Пачино и Том Хэнкс.

Прототипом легендарного Дон Жуана считается аристократ из Севильи дон Хуан Тенорио. Его лихие похождения, остававшиеся безнаказанными не только благодаря удаче, но и участию близкого друга, короля Педро Кастильского, получившего прозвище Жестокий, наводили ужас на всю Севилью, пока монахи-францисканцы не наказали нечестивца. От имени молодой женщины они назначили ему свидание поздно ночью в церкви, где убили, отпустив потом друг другу этот грех, и распустили слух, что Хуан убит ожившей статуей.

Есть множество театральных и киноверсий этой легенды, как поэтических, так и в прозе. К теме обращались и Мольер, и Пушкин, но режиссер остановился на пьесе Алексея Толстого, потому что она малоизвестна, шла на театральных подмостках очень редко. К тому же художественный руководитель театра Юрий Соломин порекомендовал ему именно это произведение. Выбор вполне обоснован: другие пьесы Толстого, такие как «Смерть Иоанна Грозного», больше известная под названием «Царь Иоанн Грозный», «Царь Борис» и, конечно, «Царь Федор Иоаннович», успешно шли в театре, в особенности последняя. Худрук предложил Клюквину выступить в качестве режиссера по причинам, которые выяснятся после премьеры. Быть может, этот актер окажется прекрасным режиссером?

Два года работы над пьесой позади. «Дон Жуан» Алексея Толстого — драматическая поэма, больше предназначенная для чтения, чем для игры. Знатокам творчества писателя с первых минут спектакля стало ясно, что режиссеру пришлось пойти на значительные сокращения, чтобы сделать материал пригодным для современной сцены. Классический текст поэмы существенно переработан. Но при этом идея произведения сохранена, все с ног на голову не ставилось. Дон Жуан в поэме Толстого необычен — он не развратник, а человек, ищущий любви, не находящий ее и оттого разочаровавшийся во всем.

Накануне премьеры в разговорах за кулисами режиссер определил жанр своего спектакля как музыкальная трагедия, но с этим не согласен музыкальный руководитель постановки Григорий Гоберник, который считает его «музыкальной драмой» или «мистерией», что для музыкального спектакля — то, что нужно. В спор придется включиться зрителям, чтобы рассудить создателей спектакля…

Напоминаем, что Малый — один из немногих драматических театров, который имеет собственный оркестр, так что было бы грешно им не воспользоваться. В этом театре музыкальные спектакли сказки и водевили прежде любили и актеры, и зрители, но громких премьер в этом жанре не было давно.

Для автора музыки к этому спектаклю, композитора Эдуарда Глейзера, «Дон Жуан» — вторая большая работа в Малом театре. Первой стал спектакль «Усилия любви» по Шекспиру. Он также написал музыку к фильму «Мальтийский крест», в котором снимался известный деятель кино Александр Иншаков, в прошлом каскадер, а затем актер и продюсер. Музыка в «Дон Жуане» легкая, напоминает испанскую. Но этнографии в спектакле нет: эта история в трактовке русского писателя, поэта и драматурга могла случиться когда угодно и с кем угодно.

Главную роль Дон Жуана исполнил молодой артист Алексей Фаддеев, больше известный московским театралам. В кино он тоже снимался, и довольно много, но пока в основном в эпизодических ролях. Вот только в недавно вышедшем на экраны фильме «Рысь» он в одной из главных ролей.

В роли Анны — Ольга Абрамова, эта эффектная актриса только три года назад окончила Театральное училище им. Щепкина, где училась на курсе Юрия Соломина, затем она была принята в труппу театра. В роли Сатаны — Борис Невзоров, которому на днях исполнилось шестьдесят, его долго представлять не надо, он снялся более чем в девяносто фильмах, в том числе в фильме 1982 года «Россия молодая». Командора играет Александр Ермаков, театральный актер, в кино засветившийся довольно мало, он похож на звезду Голливуда талантливого, но неказистого Томми Ли Джонса.

При постановке спектакля много внимания было уделено зрелищности: сценографии, костюмам, свету, танцам. Все-таки мюзиклов в Москве уже ставилось много — и хуже того, что привозили из-за границы, делать было нельзя. Балетмейстер спектакля — Любовь Парфенюк.

Так что тем, кто успел соскучиться по музыке и песням, есть смысл сходить в Малый. Помимо прочего их ждет интересная драматургия. Ну и, конечно, самое главное — встреча с Алексеем Толстым, полноправным представителем золотого века русской поэзии. Наверняка, как все поэты, он писал о себе, рассказывая знаменитую, трагическую историю.

Юрий Енцов
Правда.ру, 31 января 2011 года



Дата публикации: 01.02.2011