Новости

«Библиотека Малого театра» И.А.Бондарский ЩЕПКИНЫ История рода в письмах, документах, воспоминаниях, фотографиях

«Библиотека Малого театра»

И.А.Бондарский
ЩЕПКИНЫ
История рода в письмах, документах, воспоминаниях, фотографиях


В серии «Библиотека Малого театра» вышла новая книга.

Архивный материал, имеющий отношение к Михаилу Семеновичу Щепкину и его семье, обширен и находится в фондах многих хранилищ России, в личных коллекциях, в том числе у потомков великого артиста. На их основе написано и издано немало исследований. Однако и ныне, как оказалось, возможно обнаружить архивные документы разного рода, позволяющие выявить новые, ранее не известные страницы истории славной семьи. Честь открытия неведомых прежде документов принадлежит одному из представителей щепкинского рода Игорю Алексеевичу Бондарскому. Найденные им письма, документы и фотографии, обработанные и систематизированные, составили оригинальную книгу, сложенную, на первый взгляд, из разрозненных частей, но накрепко связанных именем: Щепкины. Предлагая читателю сей труд, где представлена родословная рода Щепкиных, автор предстает в нем знающим биографом, чутким исследователем и увлеченным писателем, стремящимся поделиться с читателем ценнейшими находками, помогающим разобраться в обширном материале.

Ответственный редактор серии «Библиотека Малого театра» - В.В.Подгородинский
Консультант – О.М.Сарнова
Редакторы – А.В.Кучина и М.В.Яньшина




ПРЕДИСЛОВИЕ ЮРИЯ СОЛОМИНА

Уважаемый читатель!
Перед тобой новая книга из серии «Библиотека Малого театра» «Щепкины» — документы, письма, воспоминания об одном из самых замечательных людей России, гениальном актере М.С. Щепкине, его детях, внуках, правнуках, праправнуках. Все они на разных поприщах — актеры, ученые, государственные деятели — воплощали завет великого предка — духовное служение России.
Театральное искусство первой половины XIX в. являлось одним из центров интеллектуальной жизни общества, к которому с надеждой устремились люди, искавшие ответы на вопросы общественного и духовного значения. Они находили их в отдельных спектаклях, в игре актеров, в первую очередь Михаила Семеновича Щепкина, ставшего одним из самых ярких явлений русской культуры XIX в. Заслуга М.С. Щепкина перед театром состоит в утверждении художественного реализма в искусстве и в подходе к проблеме раскрытия законов актерского творчества. Его искусство носило просветительский, даже проповеднический характер. Но, пожалуй, помимо поиска законов развития сценического искусства, Михаила Семеновича волновал вопрос формирования нового артиста — образованного, творческого, мыслящего. Сам он учился всю жизнь, впитывая самое лучшее, что давала русская культура, и щедро делился знаниями с окружающими. О себе скромно замечал: «Я не сидел на скамьях студентов, но с гордостью скажу, что я много обязан Московскому университету в лице его преподавателей; одни научили меня мыслить, другие — глубоко понимать искусство». Именно Щепкин заложил основы профессионального и интеллектуального воспитания в Императорском театральном училище, и старейшая театральная школа в мире, которая в 2009 г. будет отмечать свое 200-летие, гордо носит его имя.
По верному суждению А.А. Кизеветтера, история русской сцены должна «признать Щепкина Лютером русского театра. Со всей мощью своих духовных сил он бросил вызов театральной средневековщине, освободил русскую сцену от ее порабощающих пут и открыл русским актерам широкую дорогу к истинной красоте и творческой свободе. Природа наделила Щепкина всеми данными, необходимыми для такого подвига: тонкий аналитический ум, глубоко чувствующее сердце и пламенная сила вдохновения, соразмерно соединенные друг с другом, — вот что такое был Щепкин как творец сценических образцов». Кроме того, как он писал своей ученице А.И. Шуберт: «в... искусстве авось не существует, наука и наука».
Москва щепкинской поры обладала изрядным достоинством: она имела просвещенную публику с изысканным вкусом, университетский круг общения, интерес к философской мысли. Все лучшее в мыслящей России первой половины XIX в., не миновало общества и знакомства Михаила Семеновича Щепкина. Дружеское расположение питал к нему А.С. Пушкин; с М.Ю. Лермонтовым знаменитый артист сблизился во время недолгого пребывания поэта в Москве; дружба М.С. Щепкина и Н.В. Гоголя известна всем, кто читал письма последнего; трудно переоценить роль дружбы М.С. Щепкина с А.И. Герценом. В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский были в доме Щепкина своими людьми, за его хлебосольным столом сиживали Н.П. Огарев и М.А Бакунин. Частым гостем бывал И.С. Тургенев, отзывавшийся о нем как о «великом артисте и человеке с большим умом и теплыми чувствами». В своей комедии «Нахлебник» центральную роль Кузовкина он писал для М.С. Щепкина. Словом, обширный круг друзей и знакомых Михаила Семеновича охватывал профессоров Московского и Петербургского университетов, литераторов, актеров, общественных деятелей.
Духовное притяжение личности М.С. Щепкина было столь значимым, что справедливо почитать его одним из самых плодотворных творческих и духовных двигателей общества, по отношению к которому уже современники применяли понятие «исторической личности». Он, Михайло Щепкин, рожденный в крепостном состоянии, получив освобождение, стал выдающимся артистом Императорского Малого театра и впоследствии хлопотал о возможности получения русскими артистами звания потомственного Почетного Гражданина, и сам завоевал его наравне с лучшими русскими фамилиями: Бахрушиных и Третьяковых.
Знаменательно, что столетие со дня рождения М.С. Щепкина отмечали в Обществе любителей Российской словесности, где присутствовали и артисты Малого театра. Ведущие профессора Московского университета чествовали память «идеального человека, гениального актера и влиятельного деятеля в литературно-общественной сфере». М.С. Щепкину, единственному из деятелей сценического искусства, воздвигли памятник, что было воспринято обществом как честь, оказанная всему артистическому сообществу. Наступивший XX век вобрал в себя отголоски общественной жизни М.С. Щепкина, впитал и развил творческие традиции великого мастера, его заветы свято чтил, в первую очередь, Малый театр. Благодатная почва взрастила семена, брошенные великим артистом: его творческий метод лег в основу системы К..С. Станиславского, а учение М.С. Щепкина и поныне питает творчество артистов всего мира.
Как показало время, миссия М.С. Щепкина на земле вышла за рамки театра — его судьба, как и судьбы его многочисленных потомков, тесно спаяна с историей России. Историк А.А. Кизеветтер в книге о знаменитом артисте высказал мысль о том, что «вся жизнь Щепкина была отдана театру, но театр не составлял всей его жизни. И от этого его сценическое творчество только выигрывало в своем размахе и своей свежести. (...) Эта-то черта и сделала из Щепкина преобразователя и новатора на избранном им сценическом поприще». Воистину, не только театр заполнял жизнь Михаила Семеновича, семья и друзья были столь же важны для него, сколь и профессия. Дети и внуки М.С. Щепкина первыми поняли значимость наследия артиста для общества и России: раньше других они стали бережно собирать воспоминания современников, письма и документы Щепкина, неоднократно публиковать их. Сказались плоды воспитания Щепкина передавшего им круг своего общения — так мировоззрение и просветительские задачи окружения артиста стали духовным миром обитания его потомков.
Еще при жизни М.С. Щепкина начали издавать главы «Записок», где первые строки написаны рукой А.С. Пушкина. Щепкин писал: «Мои записки будут иметь одно достоинство — истину. (...) Время, этот великий учитель, указал мне необходимость передать людям многое, чему я был свидетелем: оно будет дорисовывать тот век и образ мыслей людей тогдашнего времени». В 1864 г. его сын Николай Михайлович опубликовал первую книгу об отце; его внук М.А. Щепкин в 1914 г. — другую, дополненную новым материалом и первой опубликованной родословной, — тем самым продолжилась традиция, заложенная в их сознание мудрым предком. «Воспоминания» невестки М.С. Щепкина — А.В. Щепкиной (урожденной Станкевич) продолжили добрый фамильный обычай, собрав большой материал о самом артисте, образе жизни семьи, детях, друзьях. И вот новое исследование «Щепкины» — долгая, плодотворная работа праправнука Щепкина, профессора И.А. Бондарского. Огромную помощь исследователю оказали сотрудники Дома-музея М.С. Щепкина под руководством А.В. Кучиной.
Хочется обратить внимание нынешнего поколения на тот факт, что личность рождается в деятельности, в способности на поступок, не типичный для большинства людей своего круга. М.С. Щепкин был единственным Русским, посетившим А.И. Герцена в его «добровольном изгнании». Только М.С. Щепкин не побоялся навестить своего друга И.С.Тургенева, сосланного в Спасское-Лутовиново за некролог на смерть Н.В. Гоголя. Только М.С. Щепкин не побоялся отправиться в Нижний Новгород на встречу с возвращающимся из ссылки опальным Т.Г. Шевченко.
Значимость личности М.С. Щепкина подчеркнул А.И. Герцен: «Пустеет Москва... и патриархальное лицо Щепкина исчезло... а оно было крепко вплетено во все воспоминания нашего московского круга... Его все любили без ума: дамы и студенты, пожилые люди и девочки. Его появление вносило покой, его добродушный упрек останавливал злые споры, его кроткая улыбка любящего старика заставляла улыбаться, его безграничная способность извинять другого, находить облегчающие причины — была школой гуманности.
И притом он был великий артист. Артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре, его воспроизведения были без малейшей фразы, без аффектации, без шаржа».
Предлагая читателю новую книгу, мы отдаем дань величию русского артиста, ставшего родоначальником многочисленных потомков, которые внесли огромный вклад в развитие культуры своего отечества.

2010 г.

Дата публикации: 23.09.2010
«Библиотека Малого театра»

И.А.Бондарский
ЩЕПКИНЫ
История рода в письмах, документах, воспоминаниях, фотографиях


В серии «Библиотека Малого театра» вышла новая книга.

Архивный материал, имеющий отношение к Михаилу Семеновичу Щепкину и его семье, обширен и находится в фондах многих хранилищ России, в личных коллекциях, в том числе у потомков великого артиста. На их основе написано и издано немало исследований. Однако и ныне, как оказалось, возможно обнаружить архивные документы разного рода, позволяющие выявить новые, ранее не известные страницы истории славной семьи. Честь открытия неведомых прежде документов принадлежит одному из представителей щепкинского рода Игорю Алексеевичу Бондарскому. Найденные им письма, документы и фотографии, обработанные и систематизированные, составили оригинальную книгу, сложенную, на первый взгляд, из разрозненных частей, но накрепко связанных именем: Щепкины. Предлагая читателю сей труд, где представлена родословная рода Щепкиных, автор предстает в нем знающим биографом, чутким исследователем и увлеченным писателем, стремящимся поделиться с читателем ценнейшими находками, помогающим разобраться в обширном материале.

Ответственный редактор серии «Библиотека Малого театра» - В.В.Подгородинский
Консультант – О.М.Сарнова
Редакторы – А.В.Кучина и М.В.Яньшина




ПРЕДИСЛОВИЕ ЮРИЯ СОЛОМИНА

Уважаемый читатель!
Перед тобой новая книга из серии «Библиотека Малого театра» «Щепкины» — документы, письма, воспоминания об одном из самых замечательных людей России, гениальном актере М.С. Щепкине, его детях, внуках, правнуках, праправнуках. Все они на разных поприщах — актеры, ученые, государственные деятели — воплощали завет великого предка — духовное служение России.
Театральное искусство первой половины XIX в. являлось одним из центров интеллектуальной жизни общества, к которому с надеждой устремились люди, искавшие ответы на вопросы общественного и духовного значения. Они находили их в отдельных спектаклях, в игре актеров, в первую очередь Михаила Семеновича Щепкина, ставшего одним из самых ярких явлений русской культуры XIX в. Заслуга М.С. Щепкина перед театром состоит в утверждении художественного реализма в искусстве и в подходе к проблеме раскрытия законов актерского творчества. Его искусство носило просветительский, даже проповеднический характер. Но, пожалуй, помимо поиска законов развития сценического искусства, Михаила Семеновича волновал вопрос формирования нового артиста — образованного, творческого, мыслящего. Сам он учился всю жизнь, впитывая самое лучшее, что давала русская культура, и щедро делился знаниями с окружающими. О себе скромно замечал: «Я не сидел на скамьях студентов, но с гордостью скажу, что я много обязан Московскому университету в лице его преподавателей; одни научили меня мыслить, другие — глубоко понимать искусство». Именно Щепкин заложил основы профессионального и интеллектуального воспитания в Императорском театральном училище, и старейшая театральная школа в мире, которая в 2009 г. будет отмечать свое 200-летие, гордо носит его имя.
По верному суждению А.А. Кизеветтера, история русской сцены должна «признать Щепкина Лютером русского театра. Со всей мощью своих духовных сил он бросил вызов театральной средневековщине, освободил русскую сцену от ее порабощающих пут и открыл русским актерам широкую дорогу к истинной красоте и творческой свободе. Природа наделила Щепкина всеми данными, необходимыми для такого подвига: тонкий аналитический ум, глубоко чувствующее сердце и пламенная сила вдохновения, соразмерно соединенные друг с другом, — вот что такое был Щепкин как творец сценических образцов». Кроме того, как он писал своей ученице А.И. Шуберт: «в... искусстве авось не существует, наука и наука».
Москва щепкинской поры обладала изрядным достоинством: она имела просвещенную публику с изысканным вкусом, университетский круг общения, интерес к философской мысли. Все лучшее в мыслящей России первой половины XIX в., не миновало общества и знакомства Михаила Семеновича Щепкина. Дружеское расположение питал к нему А.С. Пушкин; с М.Ю. Лермонтовым знаменитый артист сблизился во время недолгого пребывания поэта в Москве; дружба М.С. Щепкина и Н.В. Гоголя известна всем, кто читал письма последнего; трудно переоценить роль дружбы М.С. Щепкина с А.И. Герценом. В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский были в доме Щепкина своими людьми, за его хлебосольным столом сиживали Н.П. Огарев и М.А Бакунин. Частым гостем бывал И.С. Тургенев, отзывавшийся о нем как о «великом артисте и человеке с большим умом и теплыми чувствами». В своей комедии «Нахлебник» центральную роль Кузовкина он писал для М.С. Щепкина. Словом, обширный круг друзей и знакомых Михаила Семеновича охватывал профессоров Московского и Петербургского университетов, литераторов, актеров, общественных деятелей.
Духовное притяжение личности М.С. Щепкина было столь значимым, что справедливо почитать его одним из самых плодотворных творческих и духовных двигателей общества, по отношению к которому уже современники применяли понятие «исторической личности». Он, Михайло Щепкин, рожденный в крепостном состоянии, получив освобождение, стал выдающимся артистом Императорского Малого театра и впоследствии хлопотал о возможности получения русскими артистами звания потомственного Почетного Гражданина, и сам завоевал его наравне с лучшими русскими фамилиями: Бахрушиных и Третьяковых.
Знаменательно, что столетие со дня рождения М.С. Щепкина отмечали в Обществе любителей Российской словесности, где присутствовали и артисты Малого театра. Ведущие профессора Московского университета чествовали память «идеального человека, гениального актера и влиятельного деятеля в литературно-общественной сфере». М.С. Щепкину, единственному из деятелей сценического искусства, воздвигли памятник, что было воспринято обществом как честь, оказанная всему артистическому сообществу. Наступивший XX век вобрал в себя отголоски общественной жизни М.С. Щепкина, впитал и развил творческие традиции великого мастера, его заветы свято чтил, в первую очередь, Малый театр. Благодатная почва взрастила семена, брошенные великим артистом: его творческий метод лег в основу системы К..С. Станиславского, а учение М.С. Щепкина и поныне питает творчество артистов всего мира.
Как показало время, миссия М.С. Щепкина на земле вышла за рамки театра — его судьба, как и судьбы его многочисленных потомков, тесно спаяна с историей России. Историк А.А. Кизеветтер в книге о знаменитом артисте высказал мысль о том, что «вся жизнь Щепкина была отдана театру, но театр не составлял всей его жизни. И от этого его сценическое творчество только выигрывало в своем размахе и своей свежести. (...) Эта-то черта и сделала из Щепкина преобразователя и новатора на избранном им сценическом поприще». Воистину, не только театр заполнял жизнь Михаила Семеновича, семья и друзья были столь же важны для него, сколь и профессия. Дети и внуки М.С. Щепкина первыми поняли значимость наследия артиста для общества и России: раньше других они стали бережно собирать воспоминания современников, письма и документы Щепкина, неоднократно публиковать их. Сказались плоды воспитания Щепкина передавшего им круг своего общения — так мировоззрение и просветительские задачи окружения артиста стали духовным миром обитания его потомков.
Еще при жизни М.С. Щепкина начали издавать главы «Записок», где первые строки написаны рукой А.С. Пушкина. Щепкин писал: «Мои записки будут иметь одно достоинство — истину. (...) Время, этот великий учитель, указал мне необходимость передать людям многое, чему я был свидетелем: оно будет дорисовывать тот век и образ мыслей людей тогдашнего времени». В 1864 г. его сын Николай Михайлович опубликовал первую книгу об отце; его внук М.А. Щепкин в 1914 г. — другую, дополненную новым материалом и первой опубликованной родословной, — тем самым продолжилась традиция, заложенная в их сознание мудрым предком. «Воспоминания» невестки М.С. Щепкина — А.В. Щепкиной (урожденной Станкевич) продолжили добрый фамильный обычай, собрав большой материал о самом артисте, образе жизни семьи, детях, друзьях. И вот новое исследование «Щепкины» — долгая, плодотворная работа праправнука Щепкина, профессора И.А. Бондарского. Огромную помощь исследователю оказали сотрудники Дома-музея М.С. Щепкина под руководством А.В. Кучиной.
Хочется обратить внимание нынешнего поколения на тот факт, что личность рождается в деятельности, в способности на поступок, не типичный для большинства людей своего круга. М.С. Щепкин был единственным Русским, посетившим А.И. Герцена в его «добровольном изгнании». Только М.С. Щепкин не побоялся навестить своего друга И.С.Тургенева, сосланного в Спасское-Лутовиново за некролог на смерть Н.В. Гоголя. Только М.С. Щепкин не побоялся отправиться в Нижний Новгород на встречу с возвращающимся из ссылки опальным Т.Г. Шевченко.
Значимость личности М.С. Щепкина подчеркнул А.И. Герцен: «Пустеет Москва... и патриархальное лицо Щепкина исчезло... а оно было крепко вплетено во все воспоминания нашего московского круга... Его все любили без ума: дамы и студенты, пожилые люди и девочки. Его появление вносило покой, его добродушный упрек останавливал злые споры, его кроткая улыбка любящего старика заставляла улыбаться, его безграничная способность извинять другого, находить облегчающие причины — была школой гуманности.
И притом он был великий артист. Артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре, его воспроизведения были без малейшей фразы, без аффектации, без шаржа».
Предлагая читателю новую книгу, мы отдаем дань величию русского артиста, ставшего родоначальником многочисленных потомков, которые внесли огромный вклад в развитие культуры своего отечества.

2010 г.

Дата публикации: 23.09.2010