Новости

ЧИСТАЯ ДУША ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА

ЧИСТАЯ ДУША ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА

Есть люди, для которых жизнь без движения невозможна. Таким был Виталий Дмитриевич Доронин. Он работал в театрах Саратова, Ленинграда, затем приехал в Москву. В Театре сатиры раскрылось его уникальное комедийное дарование. Колоссальный успех актеру принесло исполнение роли колхозника Курочкина в спектакле «Свадьба с приданым» Н.Дьяконова. Когда же, три года спустя, по спектаклю был снят фильм, Доронина в этой роли узнала и полюбила вся страна.

Курочкин в исполнении Доронина оказался простодушным и немного честолюбивым парнем. Постановщик спектакля Борис Равенских позволил актеру быть на сцене чуточку театральнее, чем его партнерам. Доронин прекрасно воспользовался этим. Характер получился ярким, предельно искренним. Помогла блестящая актерская техника.

Шли годы. Доронин много и интересно работал. Но в сознании людей по-прежнему оставался Курочкиным. Увидят его фотографию в журнале: «Курочкин», встретят на улице — опять: «Курочкин». А ведь фамилия «Курочкин» не раз встречалась на экране. Артист Малого театра Виктор Борцов, большой эрудит и поклонник искусства Виталия Дмитриевича, насчитал в кино нескольких «Курочкиных». И всех их играли хорошие актеры. Только кто этих «Курочкиных» теперь помнит? А вот Ку-рочкина-Доронина помнят все. Как же надо было сыграть этого простого парня, чтобы запомниться навсегда? Да так, как это сделал Виталий Доронин.

Театр сатиры играл задорную «Свадьбу с приданым», и публика стремилась посмотреть спектакль. Захваченные талантливой игрой Доронина и его партнеров, зрители забывали, пусть на время, о повседневных трудностях.

В первые годы творческой жизни Доронин не только активно работал в театре, но и много снимался в кино. Кино приносило широкую известность. Фильмы с участием Доронина -«Боксеры», «Беспокойное хозяйство», «Центр нападения» -смотрела вся страна. Киногерои Доронина были мужественны, красивы, от них веяло душевной щедростью. Их знали и любили зрители.
Другое дело — театр, по-настоящему доступный лишь жителям столиц. А ведь именно в театре наиболее полно раскрылся талант Доронина. Вот почему в редакцию приходят письма с просьбой рассказать о судьбе артиста на сцене.

Работал Доронин всегда много. Его движение к новому, неизведанному никогда не прекращалось. Благополучное положение в Театре сатиры с характеристикой «Блестящий комедийный актер» мало его устраивало. Доронин хотел испы-• тать себя в сложных драматических ролях. И вскоре оказался в Малом театре. Старейшая русская сцена блистала тогда яркими дарованиями. Но не затерялся в ней Доронин. Первым его ответственным экзаменом в Малом театре оказалась роль Никиты в спектакле того же Бориса Равенских «Власть тьмы». Она принесла артисту грандиозный успех. Никита в исполнении Доронина был типично русской натурой, мучительно искавшим применение своей разудалой силе. Погрязший в грехе, он ни на минуту не прекращал внутренней борьбы со злом, признавался в содеянном. И Доронин играл это как нравственную исповедь. В течение многих лет, спектакль «Власть тьмы» собирал полные залы. Показывали его и за рубежом. И одна из парижских газет так оценила игру артиста: «Доронин — русский колосс!»

Превосходно играл Доронин Борейко («Порт-Артур»), Шван-дю («Любовь Яровая»), Тихона («Гроза»), Купьелло («Рождество в доме синьора Купьелло»), ... Это были работы высокой актерской пробы.

А однажды Виталий Дмитриевич тяжело заболел. Вышел из театра со спектакля «Власть тьмы», взволнованный и разгоряченный. Но не нашел театральной машины. Довольно долго простоял под сильным ветром. А ночью начался воспалительный процесс, опасный для жизни. Огромную силу воли проявил больной. Помогли близкие, поддержали друзья.

И снова Доронин в поиске. Внезапно загорелся он ролью царя Федора из трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Принес пьесу Борису Равенских, но на заветную роль тот назначил другого артиста. Это было настоящим предательством. И одному Богу известно, что пережил тогда Виталий Дмитриевич. Но добр был этот человек. Не держал зла он и на Бориса Ивановича. Однажды позвонил Доронину Иннокентий Смоктуновский (это ему вручил режиссер роль Царя) и предложил Виталию Дмитриевичу играть Федора в очередь. Доронин поблагодарил, но отказался. Он — чистая душа — не знал компромиссов и умел радоваться удачам других.

Умел и не останавливаться. И вот — новый высочайший актерский взлёт: гениальное исполнение образа Иудушки в спектакле «Господа Головлевы». Редкостное обаяние личности артиста сливается с жутковатой мерзостью характера щедринского персонажа и приносит феноменальный результат. Это было явление в театральном искусстве. Зал не хотел отпускать актера. Доронину дружно аплодировали его партнеры. Так принимают только великих мастеров. «Господа Головлевы» шли триумфально. Но после четвертого представления Виталий Дмитриевич внезапно заболел, а ещё через месяц — 20 июня 1976 года — его не стало.

...На двери квартиры в Мансуровском переулке, где жил артист, по-прежнему сохраняется табличка: «Виталий Дмитриевич Доронин». Дверь открывает вдова Доронина — Констанция Роек, талантливейшая актриса Малого театра. Многое напоминает здесь о былом. Одну из комнат наполовину заполняет рояль. Виталий Дмитриевич играл на нем. Был он исключительно музыкальным человеком, а в молодости даже руководил джазовым коллективом. На стенах — фотографии любимого мужа, семейные снимки: счастливые родители с маленькой Аленкой. Быстро бежит время. Елена выросла и стала хорошей актрисой. Как в своё время родители (болезнь заставила Констанцию Францевну оставить сцену), служит сегодня Елена Доронина Малому театру. В Малом театре работал и её муж — Александр Юрьевич Овчинников. Саша ушел из жизни в расцвете сил и таланта. Можно себе представить, сколько пережила семья... Но род Дорониных-Овчинниковых продолжается. Никогда не видела своего знаменитого деда Настя Овчинникова, но знает о нем всё, знает и гордится им. Учится она в школе-студии МХАТа, изучает театральную экономику.

Александр ШЕВЛЯКОВ

Дата публикации: 13.11.1909
ЧИСТАЯ ДУША ВИТАЛИЯ ДОРОНИНА

Есть люди, для которых жизнь без движения невозможна. Таким был Виталий Дмитриевич Доронин. Он работал в театрах Саратова, Ленинграда, затем приехал в Москву. В Театре сатиры раскрылось его уникальное комедийное дарование. Колоссальный успех актеру принесло исполнение роли колхозника Курочкина в спектакле «Свадьба с приданым» Н.Дьяконова. Когда же, три года спустя, по спектаклю был снят фильм, Доронина в этой роли узнала и полюбила вся страна.

Курочкин в исполнении Доронина оказался простодушным и немного честолюбивым парнем. Постановщик спектакля Борис Равенских позволил актеру быть на сцене чуточку театральнее, чем его партнерам. Доронин прекрасно воспользовался этим. Характер получился ярким, предельно искренним. Помогла блестящая актерская техника.

Шли годы. Доронин много и интересно работал. Но в сознании людей по-прежнему оставался Курочкиным. Увидят его фотографию в журнале: «Курочкин», встретят на улице — опять: «Курочкин». А ведь фамилия «Курочкин» не раз встречалась на экране. Артист Малого театра Виктор Борцов, большой эрудит и поклонник искусства Виталия Дмитриевича, насчитал в кино нескольких «Курочкиных». И всех их играли хорошие актеры. Только кто этих «Курочкиных» теперь помнит? А вот Ку-рочкина-Доронина помнят все. Как же надо было сыграть этого простого парня, чтобы запомниться навсегда? Да так, как это сделал Виталий Доронин.

Театр сатиры играл задорную «Свадьбу с приданым», и публика стремилась посмотреть спектакль. Захваченные талантливой игрой Доронина и его партнеров, зрители забывали, пусть на время, о повседневных трудностях.

В первые годы творческой жизни Доронин не только активно работал в театре, но и много снимался в кино. Кино приносило широкую известность. Фильмы с участием Доронина -«Боксеры», «Беспокойное хозяйство», «Центр нападения» -смотрела вся страна. Киногерои Доронина были мужественны, красивы, от них веяло душевной щедростью. Их знали и любили зрители.
Другое дело — театр, по-настоящему доступный лишь жителям столиц. А ведь именно в театре наиболее полно раскрылся талант Доронина. Вот почему в редакцию приходят письма с просьбой рассказать о судьбе артиста на сцене.

Работал Доронин всегда много. Его движение к новому, неизведанному никогда не прекращалось. Благополучное положение в Театре сатиры с характеристикой «Блестящий комедийный актер» мало его устраивало. Доронин хотел испы-• тать себя в сложных драматических ролях. И вскоре оказался в Малом театре. Старейшая русская сцена блистала тогда яркими дарованиями. Но не затерялся в ней Доронин. Первым его ответственным экзаменом в Малом театре оказалась роль Никиты в спектакле того же Бориса Равенских «Власть тьмы». Она принесла артисту грандиозный успех. Никита в исполнении Доронина был типично русской натурой, мучительно искавшим применение своей разудалой силе. Погрязший в грехе, он ни на минуту не прекращал внутренней борьбы со злом, признавался в содеянном. И Доронин играл это как нравственную исповедь. В течение многих лет, спектакль «Власть тьмы» собирал полные залы. Показывали его и за рубежом. И одна из парижских газет так оценила игру артиста: «Доронин — русский колосс!»

Превосходно играл Доронин Борейко («Порт-Артур»), Шван-дю («Любовь Яровая»), Тихона («Гроза»), Купьелло («Рождество в доме синьора Купьелло»), ... Это были работы высокой актерской пробы.

А однажды Виталий Дмитриевич тяжело заболел. Вышел из театра со спектакля «Власть тьмы», взволнованный и разгоряченный. Но не нашел театральной машины. Довольно долго простоял под сильным ветром. А ночью начался воспалительный процесс, опасный для жизни. Огромную силу воли проявил больной. Помогли близкие, поддержали друзья.

И снова Доронин в поиске. Внезапно загорелся он ролью царя Федора из трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Принес пьесу Борису Равенских, но на заветную роль тот назначил другого артиста. Это было настоящим предательством. И одному Богу известно, что пережил тогда Виталий Дмитриевич. Но добр был этот человек. Не держал зла он и на Бориса Ивановича. Однажды позвонил Доронину Иннокентий Смоктуновский (это ему вручил режиссер роль Царя) и предложил Виталию Дмитриевичу играть Федора в очередь. Доронин поблагодарил, но отказался. Он — чистая душа — не знал компромиссов и умел радоваться удачам других.

Умел и не останавливаться. И вот — новый высочайший актерский взлёт: гениальное исполнение образа Иудушки в спектакле «Господа Головлевы». Редкостное обаяние личности артиста сливается с жутковатой мерзостью характера щедринского персонажа и приносит феноменальный результат. Это было явление в театральном искусстве. Зал не хотел отпускать актера. Доронину дружно аплодировали его партнеры. Так принимают только великих мастеров. «Господа Головлевы» шли триумфально. Но после четвертого представления Виталий Дмитриевич внезапно заболел, а ещё через месяц — 20 июня 1976 года — его не стало.

...На двери квартиры в Мансуровском переулке, где жил артист, по-прежнему сохраняется табличка: «Виталий Дмитриевич Доронин». Дверь открывает вдова Доронина — Констанция Роек, талантливейшая актриса Малого театра. Многое напоминает здесь о былом. Одну из комнат наполовину заполняет рояль. Виталий Дмитриевич играл на нем. Был он исключительно музыкальным человеком, а в молодости даже руководил джазовым коллективом. На стенах — фотографии любимого мужа, семейные снимки: счастливые родители с маленькой Аленкой. Быстро бежит время. Елена выросла и стала хорошей актрисой. Как в своё время родители (болезнь заставила Констанцию Францевну оставить сцену), служит сегодня Елена Доронина Малому театру. В Малом театре работал и её муж — Александр Юрьевич Овчинников. Саша ушел из жизни в расцвете сил и таланта. Можно себе представить, сколько пережила семья... Но род Дорониных-Овчинниковых продолжается. Никогда не видела своего знаменитого деда Настя Овчинникова, но знает о нем всё, знает и гордится им. Учится она в школе-студии МХАТа, изучает театральную экономику.

Александр ШЕВЛЯКОВ

Дата публикации: 13.11.1909