Новости

ТЕАТРАЛЬНАЯ МЕККА КАВКАЗА

ТЕАТРАЛЬНАЯ МЕККА КАВКАЗА

Разъехались гости Дагестана — участники II Международного фестиваля русских театров республик Северного Кавказа и стран Каспийско-Черноморского региона, которые за восемь календарных дней показали одиннадцать спектаклей, явив собой необыкновенное зрелище талантов людей разных национальностей, объединенных волшебной силой русского театрального искусства.

Потухли софиты, умолкли аплодисменты, задернут занавес всех театральных площадок Махачкалы. Но зритель вновь и вновь образно возвращается к ярким событиям тех дней, перед глазами проходят запомнившиеся сцены из спектаклей, лица харизматичных артистов, которые силой своего таланта заставляли слушать, безоговорочно принимать и быть участником предложенных ими обстоятельств, сопереживать, восхищаться, размышлять и в конце концов полюбить их, таких пламенных, искренних, могущих поднять со дна души самые потаенные чувства. Благодарные дагестанцы заполняли фестивальные залы и всячески проявляли свою признательность артистам, режиссерам не только охапками цветов и бурными аплодисментами, но и восхищенно говорили высокими эпитетами, характеризуя свое состояние после спектакля.

Много одобрительных, благодарных слов участники фестиваля и его организаторы услышали и от именитого жюри, в составе которого были «сливки» театральной критики России, которые работали напряженно весь фестиваль, смотрели и разбирали «по косточкам» показанные работы театров. Их оценки спектаклей были разными, но все они сошлись во мнении, что фестивалю быть, более того, он необходим для достижения нового уровня культурного диалога, демонстрации единства и общности гуманистических ценностей различных культур.

Вот мнения организаторов и критиков о II Международном фестивале театров в Махачкале.

Президент Республики Дагестан Муху Алиев:
- Дагестан не зря называют театральной Меккой Кавказа, в нашей республике самое большое количество национальных театров, детский театр. В национальных республиках русские театры играли и продолжают играть огромную культурно-просветительскую роль. Они приобщают народы к традициям русского и мирового классического искусства, служат основой для развития профессиональных национальных театров и тем самым способствуют сохранению и приумножению нашего культурного наследия.
Фестиваль стал не только ярким событием в культурной жизни всего Дагестана, но и вехой в истории театрального искусства, миссия которого как никогда востребована современной жизнью.

Министр культуры Российской Федерации А.Авдеев:
- Знаменательно, что фестиваль прошел в многонациональной республике и становится традиционным, способствуя созданию единого культурного пространства страны.
Фестиваль выполняет и миротворческую миссию, что очень важно для такого региона, как Северный Кавказ. Благодаря фестивалю возникает уникальная возможность непосредственного профессионального общения и знакомства с новыми идеями и направлениями в области сценического искусства.

Председатель Союза театральных деятелей России, народный артист России А.Калягин:
- Мы все знаем, как сегодня необходимы взаимопонимание и искренний интерес друг к другу. Фестиваль поможет открыть новые имена, получить яркие театральные впечатления.

Президент Ассоциации русских театров РФ «Март», художественный руководитель академического Малого театра России, народный артист СССР Ю.Соломин:
- Прекрасно, что, несмотря на сегодняшние сложности в нашей жизни, есть Театр. Знаменательно, что, когда Создатель, пролетая над маленьким клочком горной местности под названием Дагестан, населил ее большим количеством народов, не забыл их наградить театральными генами.
Неслучайно именно в Дагестане 11 государственных театров, 8 из которых — национальные. Далеко за пределами республики известны творческие достижения Аварского, Кумыкского, Лакского и Даргинского театров. В мае этого года на очень представительном фестивале в чеховском Мелихово спектакль «Дядя Ваня» Русского драматического театра Дагестана был признан лучшим. Именно в Махачкале прошли два фестиваля русских театров. Это был замечательный праздник театрального искусства.
От души благодарю Президента республики Муху Алиева и всех, благодаря кому состоялся второй фестиваль русских театров в Махачкале.

Валерий Подгородинский, руководитель группы критиков-театроведов на фестивале, заслуженный деятель искусств РФ:
- Фестиваль удался, и говорить по этому поводу — лишнее. Настолько это очевидно. В отличие от первого фестиваля, появились новые краски: моноспектакли, мастер-классы для актеров национальных театров Дагестана, студентов отделения культуры ДГУ. Фестиваль открыл новые имена. О том, что актер С.-Петербургского Большого драматического театра им.Г.Товстоногова М.Морозов талантлив, я знал, но в Махачкале он показал себя большим артистом, поднимающим глубины творчества. А как выступил А.Левшин, создатель парижского театра «Летний снег»! На его выступлении случилась экстремальная ситуация — потух свет. Левшин в полной темноте смог овладеть залом, и более двух часов длился музыкально-поэтический вечер при полной гармонии зрителя и актера. Самой высокой похвалы заслуживает дагестанский зритель, который помогал актеру справиться с неординарной ситуацией. В Дагестане любят театр, понимают его и жаждут искусства.
Некоторые участники фестиваля, что называется, выпали из гнезда, не приехали в Махачкалу, побоялись информационных сообщений о сложной обстановке в республике. Но это, как ни странно, сослужило хорошую службу. Окно в программе заполнил Кумыкский театр. И, о чудо! Мы увидели спектакль — замечательный «Дон Кихот» — и познакомились с одним из лучших артистов не только на Северном Кавказе, но и в стране — И.Акудиновым. Это открытие фестиваля! Поэтому я предлагаю впредь показывать один из национальных театров в качестве гостя.
Говорю о своих пожеланиях на будущее, потому что мы исключаем любые опасения по поводу дальнейшей судьбы фестиваля. Он есть, он заявил о себе здорово, ему жить и здравствовать. И уже сейчас, мы еще не разъехались, но уже думаем о работе третьего фестиваля в Дагестане.
Еще хочется, чтобы представители участников фестиваля оставались до его окончания. Не так, как сейчас, – каждый коллектив отработал свой спектакль и уехал. Пусть хотя бы кто-то останется, чтобы «пропитаться» фестивалем, ведь здесь проходит очень много полезного для профессиональной деятельности, мастерства и человеческих контактов.
Нам, критикам, понравилось внимание к фестивалю со стороны руководства республики, минкультуры, рядовых организаторов и, конечно же, зрителей — они замечательные.

При той значимости фестиваля для театрального искусства не только отдельного региона, но и всей страны, недостало внимания федеральных каналов телевидения и канала
«Культура». Впредь мы подключимся к этому, а пока наша группа критиков непременно расскажет о фестивале в печатных и электронных СМИ.
Константин Щербаков, заслуженный деятель искусств РФ, критик театра и кино:
- Фестиваль готовился в трудных условиях. Сообщения по телевидению практически каждый день об обстановке в республике многих напугали, и осуждать их за отказ приехать нельзя. Возвратившись в Москву, скажу всем: «Плюньте на картинки на экране». Это один из самых спокойных фестивалей, какие я видел, а повидал их немало. Здесь комфортные условия для работы. Если бы в городе не было спокойной обстановки, то и фестиваль бы не смог состояться.
Фестиваль, конечно же, потерял из-за того, что некоторые не приехали, но включился невидимый «мотор», который позволил нам увидеть спектакль Кумыкского театра, — безусловное украшение фестиваля. Участие театров Москвы и Питера позволило увидеть лучшие их спектакли.
Махачкала — интегрирующее культурное начало Кавказа и очень важно, что мы все здесь собрались. Здесь, на фестивале, вырабатывается новая модель человеческих отношений, и, если бы она распространилась на другие виды отношений, было бы здорово.

Николай Жегин, заслуженный работник культуры РФ, старейшина театральной критики:
- Мы уже ведем речь о третьем фестивале, потому что Международный фестиваль в Махачкале — это уже процесс общероссийского масштаба, и это ценно. Фестиваль — это съезд театров, где себя показывают и других смотрят. Если театрам этого не делать, то перспектива театрального искусства будет туманной.
Спектакли были разными: к одним были претензии, другими — восхищались. Формат фестиваля необходимо сохранить. Это должен быть форум русских театров. Но на сей раз гость фестиваля — Кумыкский театр, не испортил праздник.
Кавказ — это наследие разных событий, и не каждый национальный театр комфортно чувствует себя в другой республике. А Дагестан — это общий дом для всех, невзирая на национальности. Уж очень хорошее это место — Дагестан.
Фестиваль преподал нам определенные уроки. Например, Калужский театр может поделиться опытом воспитания молодой смены. Еще недавно это был стареющий по своему кадровому составу театр, сегодня он привез молодежный спектакль.
Хотелось бы, чтобы фестиваль в Махачкале радовал не только содержанием, но и формой — красочной рекламой и всем тем, что делает его узнаваемым. Надо шире использовать Интернет для его пользователей — любителей театра в мире. Я заметил, что и руководство дагестанских театров не имеет возможности пользоваться электронной информацией, электронной почтой. Это надо исправлять срочно.

Ольга Буткова, театральный критик, зав.литературной частью Малого театра России:
- Фестиваль — уникальная возможность общения, подпитки новыми впечатлениями, возможность не вариться в собственном соку, расширить свой кругозор не только театрам — участникам, но и зрителям. Я с удовольствием напишу о своих впечатлениях о фестивале, который удивил меня приятными неожиданностями, в нескольких московских печатных изданиях. Я в восторге от зрителя, организаторов фестиваля, от людей, с которыми общалась. Как хорошо, что есть такой замечательный праздник театрального искусства в Дагестане!

Автор: Светлана Кривоносова
«Дагестанская правда», 14 октября 2009 года

Дата публикации: 14.10.2009
ТЕАТРАЛЬНАЯ МЕККА КАВКАЗА

Разъехались гости Дагестана — участники II Международного фестиваля русских театров республик Северного Кавказа и стран Каспийско-Черноморского региона, которые за восемь календарных дней показали одиннадцать спектаклей, явив собой необыкновенное зрелище талантов людей разных национальностей, объединенных волшебной силой русского театрального искусства.

Потухли софиты, умолкли аплодисменты, задернут занавес всех театральных площадок Махачкалы. Но зритель вновь и вновь образно возвращается к ярким событиям тех дней, перед глазами проходят запомнившиеся сцены из спектаклей, лица харизматичных артистов, которые силой своего таланта заставляли слушать, безоговорочно принимать и быть участником предложенных ими обстоятельств, сопереживать, восхищаться, размышлять и в конце концов полюбить их, таких пламенных, искренних, могущих поднять со дна души самые потаенные чувства. Благодарные дагестанцы заполняли фестивальные залы и всячески проявляли свою признательность артистам, режиссерам не только охапками цветов и бурными аплодисментами, но и восхищенно говорили высокими эпитетами, характеризуя свое состояние после спектакля.

Много одобрительных, благодарных слов участники фестиваля и его организаторы услышали и от именитого жюри, в составе которого были «сливки» театральной критики России, которые работали напряженно весь фестиваль, смотрели и разбирали «по косточкам» показанные работы театров. Их оценки спектаклей были разными, но все они сошлись во мнении, что фестивалю быть, более того, он необходим для достижения нового уровня культурного диалога, демонстрации единства и общности гуманистических ценностей различных культур.

Вот мнения организаторов и критиков о II Международном фестивале театров в Махачкале.

Президент Республики Дагестан Муху Алиев:
- Дагестан не зря называют театральной Меккой Кавказа, в нашей республике самое большое количество национальных театров, детский театр. В национальных республиках русские театры играли и продолжают играть огромную культурно-просветительскую роль. Они приобщают народы к традициям русского и мирового классического искусства, служат основой для развития профессиональных национальных театров и тем самым способствуют сохранению и приумножению нашего культурного наследия.
Фестиваль стал не только ярким событием в культурной жизни всего Дагестана, но и вехой в истории театрального искусства, миссия которого как никогда востребована современной жизнью.

Министр культуры Российской Федерации А.Авдеев:
- Знаменательно, что фестиваль прошел в многонациональной республике и становится традиционным, способствуя созданию единого культурного пространства страны.
Фестиваль выполняет и миротворческую миссию, что очень важно для такого региона, как Северный Кавказ. Благодаря фестивалю возникает уникальная возможность непосредственного профессионального общения и знакомства с новыми идеями и направлениями в области сценического искусства.

Председатель Союза театральных деятелей России, народный артист России А.Калягин:
- Мы все знаем, как сегодня необходимы взаимопонимание и искренний интерес друг к другу. Фестиваль поможет открыть новые имена, получить яркие театральные впечатления.

Президент Ассоциации русских театров РФ «Март», художественный руководитель академического Малого театра России, народный артист СССР Ю.Соломин:
- Прекрасно, что, несмотря на сегодняшние сложности в нашей жизни, есть Театр. Знаменательно, что, когда Создатель, пролетая над маленьким клочком горной местности под названием Дагестан, населил ее большим количеством народов, не забыл их наградить театральными генами.
Неслучайно именно в Дагестане 11 государственных театров, 8 из которых — национальные. Далеко за пределами республики известны творческие достижения Аварского, Кумыкского, Лакского и Даргинского театров. В мае этого года на очень представительном фестивале в чеховском Мелихово спектакль «Дядя Ваня» Русского драматического театра Дагестана был признан лучшим. Именно в Махачкале прошли два фестиваля русских театров. Это был замечательный праздник театрального искусства.
От души благодарю Президента республики Муху Алиева и всех, благодаря кому состоялся второй фестиваль русских театров в Махачкале.

Валерий Подгородинский, руководитель группы критиков-театроведов на фестивале, заслуженный деятель искусств РФ:
- Фестиваль удался, и говорить по этому поводу — лишнее. Настолько это очевидно. В отличие от первого фестиваля, появились новые краски: моноспектакли, мастер-классы для актеров национальных театров Дагестана, студентов отделения культуры ДГУ. Фестиваль открыл новые имена. О том, что актер С.-Петербургского Большого драматического театра им.Г.Товстоногова М.Морозов талантлив, я знал, но в Махачкале он показал себя большим артистом, поднимающим глубины творчества. А как выступил А.Левшин, создатель парижского театра «Летний снег»! На его выступлении случилась экстремальная ситуация — потух свет. Левшин в полной темноте смог овладеть залом, и более двух часов длился музыкально-поэтический вечер при полной гармонии зрителя и актера. Самой высокой похвалы заслуживает дагестанский зритель, который помогал актеру справиться с неординарной ситуацией. В Дагестане любят театр, понимают его и жаждут искусства.
Некоторые участники фестиваля, что называется, выпали из гнезда, не приехали в Махачкалу, побоялись информационных сообщений о сложной обстановке в республике. Но это, как ни странно, сослужило хорошую службу. Окно в программе заполнил Кумыкский театр. И, о чудо! Мы увидели спектакль — замечательный «Дон Кихот» — и познакомились с одним из лучших артистов не только на Северном Кавказе, но и в стране — И.Акудиновым. Это открытие фестиваля! Поэтому я предлагаю впредь показывать один из национальных театров в качестве гостя.
Говорю о своих пожеланиях на будущее, потому что мы исключаем любые опасения по поводу дальнейшей судьбы фестиваля. Он есть, он заявил о себе здорово, ему жить и здравствовать. И уже сейчас, мы еще не разъехались, но уже думаем о работе третьего фестиваля в Дагестане.
Еще хочется, чтобы представители участников фестиваля оставались до его окончания. Не так, как сейчас, – каждый коллектив отработал свой спектакль и уехал. Пусть хотя бы кто-то останется, чтобы «пропитаться» фестивалем, ведь здесь проходит очень много полезного для профессиональной деятельности, мастерства и человеческих контактов.
Нам, критикам, понравилось внимание к фестивалю со стороны руководства республики, минкультуры, рядовых организаторов и, конечно же, зрителей — они замечательные.

При той значимости фестиваля для театрального искусства не только отдельного региона, но и всей страны, недостало внимания федеральных каналов телевидения и канала
«Культура». Впредь мы подключимся к этому, а пока наша группа критиков непременно расскажет о фестивале в печатных и электронных СМИ.
Константин Щербаков, заслуженный деятель искусств РФ, критик театра и кино:
- Фестиваль готовился в трудных условиях. Сообщения по телевидению практически каждый день об обстановке в республике многих напугали, и осуждать их за отказ приехать нельзя. Возвратившись в Москву, скажу всем: «Плюньте на картинки на экране». Это один из самых спокойных фестивалей, какие я видел, а повидал их немало. Здесь комфортные условия для работы. Если бы в городе не было спокойной обстановки, то и фестиваль бы не смог состояться.
Фестиваль, конечно же, потерял из-за того, что некоторые не приехали, но включился невидимый «мотор», который позволил нам увидеть спектакль Кумыкского театра, — безусловное украшение фестиваля. Участие театров Москвы и Питера позволило увидеть лучшие их спектакли.
Махачкала — интегрирующее культурное начало Кавказа и очень важно, что мы все здесь собрались. Здесь, на фестивале, вырабатывается новая модель человеческих отношений, и, если бы она распространилась на другие виды отношений, было бы здорово.

Николай Жегин, заслуженный работник культуры РФ, старейшина театральной критики:
- Мы уже ведем речь о третьем фестивале, потому что Международный фестиваль в Махачкале — это уже процесс общероссийского масштаба, и это ценно. Фестиваль — это съезд театров, где себя показывают и других смотрят. Если театрам этого не делать, то перспектива театрального искусства будет туманной.
Спектакли были разными: к одним были претензии, другими — восхищались. Формат фестиваля необходимо сохранить. Это должен быть форум русских театров. Но на сей раз гость фестиваля — Кумыкский театр, не испортил праздник.
Кавказ — это наследие разных событий, и не каждый национальный театр комфортно чувствует себя в другой республике. А Дагестан — это общий дом для всех, невзирая на национальности. Уж очень хорошее это место — Дагестан.
Фестиваль преподал нам определенные уроки. Например, Калужский театр может поделиться опытом воспитания молодой смены. Еще недавно это был стареющий по своему кадровому составу театр, сегодня он привез молодежный спектакль.
Хотелось бы, чтобы фестиваль в Махачкале радовал не только содержанием, но и формой — красочной рекламой и всем тем, что делает его узнаваемым. Надо шире использовать Интернет для его пользователей — любителей театра в мире. Я заметил, что и руководство дагестанских театров не имеет возможности пользоваться электронной информацией, электронной почтой. Это надо исправлять срочно.

Ольга Буткова, театральный критик, зав.литературной частью Малого театра России:
- Фестиваль — уникальная возможность общения, подпитки новыми впечатлениями, возможность не вариться в собственном соку, расширить свой кругозор не только театрам — участникам, но и зрителям. Я с удовольствием напишу о своих впечатлениях о фестивале, который удивил меня приятными неожиданностями, в нескольких московских печатных изданиях. Я в восторге от зрителя, организаторов фестиваля, от людей, с которыми общалась. Как хорошо, что есть такой замечательный праздник театрального искусства в Дагестане!

Автор: Светлана Кривоносова
«Дагестанская правда», 14 октября 2009 года

Дата публикации: 14.10.2009