Новости

БОЕВОЙ ПОДАРОК МАЛОГО ТЕАТРА

БОЕВОЙ ПОДАРОК МАЛОГО ТЕАТРА



К 65-й годовщине эскадрильи «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ»



Сообщений в СМИ о судьбе самолетов с надписью на борту «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» и самое главное о тех, кто на них летал и воевал, я видел не очень много. Все, что мне попалось на глаза, в большей степени относилось к информации об 909 ИАП, где командиром был полковник Б.И. Литвинов, а замполитом майор Бероев.



В состав полка входила, летавшая на этих самолетах первая эскадрилья 1ИАЭ 909 ИАП, начавшая свой боевой путь в его составе на 3-м Белорусском фронте в октябре 1944 года. 909 ИАП входил в состав 130 ИАД с командиром полковником Ф.И. Шинкаренко. Два ее полка — 909ИАП и 168ИАП — были укомплектованы самолетами истребителями-бомбардировщиками ЯК-9(Б), а третий 409 ИАП истребителями ЯК-9. 12 таких самолетов ЯК9(Б), купленных на свои деньги, Малый театр подарил Советской Армии. Это и были самолеты 1ИАЭ 909 ИАП с надписью на борту «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ». По мере их выбывания в боях эскадрилья пополнялась другими самолетами без надписи. 12 самолетов «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» был вручены делегацией артистов Малого театра на подмосковном аэродроме Захарково 8 июня 1944 года (а не 18 августа, как в некоторых источниках), откомандированным туда самым лучшим и имеющим боевой опыт летчикам 909 ИАП. Все 12 машин на следующий день перелетели на аэродром под город Торопец. Возглавлял этот перелет летчик-испытатель ЛИИ инженер-капитан, фамилию которого я, к сожалению, не помню. После перелета он вернулся обратно. На самолеты были нанесены бортовые номера с 1, 2 до 11, 12. За каждой машиной был закреплен экипаж из летчика (командир), механика, моториста и вооруженца. Последние два, как правило, несли службу в нарядах. На этом аэродроме летчики и механики осваивали новую для всех технику и совершали полеты в прифронтовой зоне. Все 12 самолетов были закреплены за Первой ИАЭ 909 ИАП, командиром которой был назначен старший л-т Виктор Мелихов, а его замом старший л-т Иван Андреев. Эскадрилья была названа «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ»



командир эскадрильи старший лейтенант Виктор Мелихов




Постепенно, после окончания Великой Отечественной Войны имя эскадрильи закрепилось за всем личным составом 909 ИАП. Посему некоторые имена, встречавшиеся в других источниках мной не будут упомянуты, поскольку я поименно перечислю весь состав летчиков и механиков, которые были первоначально закреплены за каждым из этих 12 самолетов. Информацию я привожу по моим записям 30-40-летней давности, поэтому могут быть несущественные неточности в части званий и других мелких моментов.



1-е звено 1 ИАЭ 909 ИАП

(в порядке написания: хвостовой № самолета, летчик, механик).

1 — ст.л-т Виктор Мелихов КОМЭСК , ст.серж Петр Костюхин — ст.механик

2 — л-т Петр Тарасенко, старшина Петр Баранов — механик

3 — ст.л-т Иван Андреев Зам.КОМЭСК , старшина Василий Скрипченко — механик

4 — л-т Николай Кобликов, ст.серж Борис Шостак — механик



2-е звено

5 — ст. л-т Аркадий Камай – командир звена, старшина Иван Зюзюкин — ст.механик

6 — л-т Николай Егоров, ст.серж. Владимир Иткин — механик

7 — л-т Алексей Паков , ст.серж. Петр Дядюра — механик

8 — л-т Михаил Федотов, ст.серж. Геннадий Малюгин — механик



3-е звено

9 — ст.л-т Константин Разумнов командир звена, ст.серж. Алексей Котелевцев — ст.механик

10 — л-т Иван Головинский, ст.серж. Николай Деревянко — механик

11 — л-т Павел Максимов, ст.серж. Василий Цехмистренко — механик

12 — л-т Николай Марченко, старшина Павел Бойцов — механик




заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Иван Андреев



Помимо этого в эскадрильи были:

старший техник эскадрильи тех.л-т Алексей Купцов

техник эскадрильи по вооружению тех.л-т Василий Марченко

механики по вооружению: старшина Яков Швейцер и ст.серж Владимир Кокозев

механик по электрооборудованию: ст.серж Анатолий Путилов

механик по радиооборудованию: ст.серж Михаил Донцов

механик по приборам: старшина Алексей Дядиченко

парашютоукладчица: ефрейтор Тамара Штыканова



В основном это те, кто непосредственно начал воевать на 12 самолетах «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» и обеспечивал полеты.



А теперь вернемся на аэродром под городом Торопец. На нем происходило укомплектование кадрами и техникой 909 ИАП. Здесь в начале июня 1944 началась и моя служба в этом полку. До этого я прошел стажировку с мая 1943 года в 153 ИАП 1-ой гвардейской ИАД на Курской дуге, затем был в Аткарском запасном полку на самолетах ЯК-1, после чего с приличным опытом попал сюда. Здесь по совместительству с механиком самолета, я стал еще и комсоргом нашей эскадрильи. Учебно-боевая работа была не очень интенсивной в этот период, а в июле наш полк был перебазирован под Москву на аэродром у деревни Волосово. Здесь летным составом проводились интенсивные занятия по отработке методик бомбометания и стрельбы по наземным и воздушным целям, и другая боевая подготовка. Технический состав осваивал и доводил до ума новую для него технику. К осени, после инспекторской проверки, 909 ИАП в составе 130 ИАД был перебазирован в Литву под Мариамполь на аэродром Кетурвлоки. Отсюда начался боевой путь 12 самолетов «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» — мощного оружия, которым управляли летчики и готовили к выполнению боевых задач механики 1ИАЭ-909ИАП-130ИАД. Их пофамильный список мной приведен выше.



Не всем удалось дойти до самого радостного дня той героической эпопеи, до дня ПОБЕДЫ, что очень горько, но это жизнь. Далее они все будут перечислены поименно.

Боевая работа началась с совместных вылетов крупными соединениями наших ЯК-ов и ИЛ-ов для нанесения ударов по наземным объектам в районе Гумбинена. По мере продвижения линии фронта на запад боевые задачи усложнялись и разнообразились: от свободной охоты парами до массированных налетов составом всей дивизии. Фронт шел на запад и 909ИАП перебазировался на другие, как правило, временные-полевые аэродромы с землянками и прочими временными сооружениями. За время с октября 1944 г. по апрель 1945 г. наш полк базировался на следующих аэродромах: Кетурвлоки, Вештинец, Даркемен, Юргайтшен, Инстербург, Нойхаузен Гердауен. Все эти названия мной написаны по памяти и посему, поскольку я на карте их найти не смог, за правильность орфографии и очередность последовательности прошу простить.




Слева направо: Константин Разумнов, Михаил Федотов



Плотность боевых вылетов в зависимости от погоды доходила до пяти-шести в день. При этом машины к каждому вылету были полностью подготовлены. Заправлены: бензином, сжатым воздухом, водой, маслом; пополнен боекомплект пушек и пулеметов, установлены в бомболюки бомбы или кассеты с ПТАБами, проведен осмотр и устранены все появившиеся замечания. Технический состав работал так, чтобы ежедневно обеспечить к рассвету полную готовность самолета к выполнению боевого задания. Для этого необходимо было сделать все, что сказано выше, а также провести проверки работоспособности всего оборудования, прогреть двигатель и проверить его работу на всех режимах, провести регламентные работы, а при необходимости, мелкий ремонт и запись в формуляре самолета, где все подробно фиксировалось.



Иногда из боевых заданий летчики и самолеты не возвращались. Так, одним из первых не вернулся командир 2-го звена Аркадий Камай и самолет с хвостовым номером 5. К счастью Камай остался жив. Затем погиб Николай Егоров и самолет с номером 6. Погибли командир 3-го звена Константин Разумнов — самолет номер 9, и летчик Павел Максимов — самолет номер 11. Не вернулся летчик 2-го звена Михаил Федотов — самолет 8. Самой большой потерей для нашей эскадрильи было невозвращение на аэродром Инстербург из полета для штурмовки немецкого аэродрома 18 февраля 1945 года командира эскадрильи Виктора Мелихова и его ведомого Петра Тарасенко на самолетах 1 и 2, а также штурмана Вячеслава Бушмина. В этот день проводился налет на немецкий аэродром под городом Хайлигенбайль нашим 909 ИАП и 409 ИАП нашей дивизии. Погода была, как сейчас помню, кислая с очень низкой облачностью, и комэск со своим ведомым не вернулись. В этот же день был подбит самолет штурмана Вячеслава Бушмина, посадившего на этот немецкий аэродром свой подбитый самолет и расстреляв бегущих к нему немцев из пистолета, а одну пулю он пустил себе в голову. Последним, совсем немного не дождавшись победы, погиб летчик 2-го звена Алексей Паков — самолет 7.



Как правило, у летчиков могил нет. Падающий самолет-истребитель зарывается в землю на 4-5 метров, что и становится их безымянной могилой. Давайте мысленно с благодарностью поклонимся тем, кто не вернулся.

Боевые потери эскадрильи пополнялись летчиками и самолетами ЯК-9, истребителями без бомбовых люков.

Командиром эскадрильи был назначен майор Конатоп, командиром 2-го звена летчик старший л-т Павел Щербо, а механиком на его машину я, Владимир Иткин. Кто стал командиром 3-го звена, я не помню. Вместо выбывших, прибыли летчики: Валентин Смирнов, Николай Голиков, Михаил Дегтярь и другие.




Слева направо сидят: Иван Головинский, Николай Егоров

стоят: Петр Тарасенко, Николай Кобликов, Николай Марченко



На этом можно было бы и закончить, но тогда картина с оставшимися в строю самолетами из числа 12 была бы не полной. Через некоторое время после окончания войны личный состав эскадрильи и полка 909ИАП был переведен в другие авиационные части, а самолеты из Нойхаузена (Гурьевск), где мы встретили Победу, были перегнаны на другой аэродром, законсервированы и оставлены на длительное хранение, в чем я от 909 ИАП по указанию инженера полка инженер-майора Третьякова, как ждущий демобилизации, принял непосредственное участие. В феврале 1946 г. я был демобилизован.



Впоследствии Малым театром и усилиями председателя совета ветеранов 909 ИАП Александром Андреевичем Батизатом были организованы три встречи артистов театра с бывшими летчиками нашего полка. Об этих встречах на ТВ были передачи. Первой я не видел. А вторая надоумила меня записать в блокнот по памяти то, что я здесь изложил. На третью я был приглашен и о ней моя следующая статья.



В июне 2009 года исполняется 65 лет эскадрильи «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» и было бы очень хорошо еще раз вспомнить о подарке театра и тех, кто на нем громил зарвавшихся фашистов. Большое им спасибо и вечная память тем, кто не вернулся: Виктору Мелихову, Константину Разумнову, Николаю Егорову, Павлу Максимову, Алексею Пакову, Петру Тарасенко, Михаилу Федотову.



Мысленно я с благодарностью присоединяюсь к тем, кто помянет ВАС и ВАШ бессмертный ПОДВИГ.



Владимир Михайлович Иткин


Дата публикации: 10.06.2009

БОЕВОЙ ПОДАРОК МАЛОГО ТЕАТРА



К 65-й годовщине эскадрильи «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ»



Сообщений в СМИ о судьбе самолетов с надписью на борту «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» и самое главное о тех, кто на них летал и воевал, я видел не очень много. Все, что мне попалось на глаза, в большей степени относилось к информации об 909 ИАП, где командиром был полковник Б.И. Литвинов, а замполитом майор Бероев.



В состав полка входила, летавшая на этих самолетах первая эскадрилья 1ИАЭ 909 ИАП, начавшая свой боевой путь в его составе на 3-м Белорусском фронте в октябре 1944 года. 909 ИАП входил в состав 130 ИАД с командиром полковником Ф.И. Шинкаренко. Два ее полка — 909ИАП и 168ИАП — были укомплектованы самолетами истребителями-бомбардировщиками ЯК-9(Б), а третий 409 ИАП истребителями ЯК-9. 12 таких самолетов ЯК9(Б), купленных на свои деньги, Малый театр подарил Советской Армии. Это и были самолеты 1ИАЭ 909 ИАП с надписью на борту «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ». По мере их выбывания в боях эскадрилья пополнялась другими самолетами без надписи. 12 самолетов «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» был вручены делегацией артистов Малого театра на подмосковном аэродроме Захарково 8 июня 1944 года (а не 18 августа, как в некоторых источниках), откомандированным туда самым лучшим и имеющим боевой опыт летчикам 909 ИАП. Все 12 машин на следующий день перелетели на аэродром под город Торопец. Возглавлял этот перелет летчик-испытатель ЛИИ инженер-капитан, фамилию которого я, к сожалению, не помню. После перелета он вернулся обратно. На самолеты были нанесены бортовые номера с 1, 2 до 11, 12. За каждой машиной был закреплен экипаж из летчика (командир), механика, моториста и вооруженца. Последние два, как правило, несли службу в нарядах. На этом аэродроме летчики и механики осваивали новую для всех технику и совершали полеты в прифронтовой зоне. Все 12 самолетов были закреплены за Первой ИАЭ 909 ИАП, командиром которой был назначен старший л-т Виктор Мелихов, а его замом старший л-т Иван Андреев. Эскадрилья была названа «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ»



командир эскадрильи старший лейтенант Виктор Мелихов




Постепенно, после окончания Великой Отечественной Войны имя эскадрильи закрепилось за всем личным составом 909 ИАП. Посему некоторые имена, встречавшиеся в других источниках мной не будут упомянуты, поскольку я поименно перечислю весь состав летчиков и механиков, которые были первоначально закреплены за каждым из этих 12 самолетов. Информацию я привожу по моим записям 30-40-летней давности, поэтому могут быть несущественные неточности в части званий и других мелких моментов.



1-е звено 1 ИАЭ 909 ИАП

(в порядке написания: хвостовой № самолета, летчик, механик).

1 — ст.л-т Виктор Мелихов КОМЭСК , ст.серж Петр Костюхин — ст.механик

2 — л-т Петр Тарасенко, старшина Петр Баранов — механик

3 — ст.л-т Иван Андреев Зам.КОМЭСК , старшина Василий Скрипченко — механик

4 — л-т Николай Кобликов, ст.серж Борис Шостак — механик



2-е звено

5 — ст. л-т Аркадий Камай – командир звена, старшина Иван Зюзюкин — ст.механик

6 — л-т Николай Егоров, ст.серж. Владимир Иткин — механик

7 — л-т Алексей Паков , ст.серж. Петр Дядюра — механик

8 — л-т Михаил Федотов, ст.серж. Геннадий Малюгин — механик



3-е звено

9 — ст.л-т Константин Разумнов командир звена, ст.серж. Алексей Котелевцев — ст.механик

10 — л-т Иван Головинский, ст.серж. Николай Деревянко — механик

11 — л-т Павел Максимов, ст.серж. Василий Цехмистренко — механик

12 — л-т Николай Марченко, старшина Павел Бойцов — механик




заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Иван Андреев



Помимо этого в эскадрильи были:

старший техник эскадрильи тех.л-т Алексей Купцов

техник эскадрильи по вооружению тех.л-т Василий Марченко

механики по вооружению: старшина Яков Швейцер и ст.серж Владимир Кокозев

механик по электрооборудованию: ст.серж Анатолий Путилов

механик по радиооборудованию: ст.серж Михаил Донцов

механик по приборам: старшина Алексей Дядиченко

парашютоукладчица: ефрейтор Тамара Штыканова



В основном это те, кто непосредственно начал воевать на 12 самолетах «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» и обеспечивал полеты.



А теперь вернемся на аэродром под городом Торопец. На нем происходило укомплектование кадрами и техникой 909 ИАП. Здесь в начале июня 1944 началась и моя служба в этом полку. До этого я прошел стажировку с мая 1943 года в 153 ИАП 1-ой гвардейской ИАД на Курской дуге, затем был в Аткарском запасном полку на самолетах ЯК-1, после чего с приличным опытом попал сюда. Здесь по совместительству с механиком самолета, я стал еще и комсоргом нашей эскадрильи. Учебно-боевая работа была не очень интенсивной в этот период, а в июле наш полк был перебазирован под Москву на аэродром у деревни Волосово. Здесь летным составом проводились интенсивные занятия по отработке методик бомбометания и стрельбы по наземным и воздушным целям, и другая боевая подготовка. Технический состав осваивал и доводил до ума новую для него технику. К осени, после инспекторской проверки, 909 ИАП в составе 130 ИАД был перебазирован в Литву под Мариамполь на аэродром Кетурвлоки. Отсюда начался боевой путь 12 самолетов «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» — мощного оружия, которым управляли летчики и готовили к выполнению боевых задач механики 1ИАЭ-909ИАП-130ИАД. Их пофамильный список мной приведен выше.



Не всем удалось дойти до самого радостного дня той героической эпопеи, до дня ПОБЕДЫ, что очень горько, но это жизнь. Далее они все будут перечислены поименно.

Боевая работа началась с совместных вылетов крупными соединениями наших ЯК-ов и ИЛ-ов для нанесения ударов по наземным объектам в районе Гумбинена. По мере продвижения линии фронта на запад боевые задачи усложнялись и разнообразились: от свободной охоты парами до массированных налетов составом всей дивизии. Фронт шел на запад и 909ИАП перебазировался на другие, как правило, временные-полевые аэродромы с землянками и прочими временными сооружениями. За время с октября 1944 г. по апрель 1945 г. наш полк базировался на следующих аэродромах: Кетурвлоки, Вештинец, Даркемен, Юргайтшен, Инстербург, Нойхаузен Гердауен. Все эти названия мной написаны по памяти и посему, поскольку я на карте их найти не смог, за правильность орфографии и очередность последовательности прошу простить.




Слева направо: Константин Разумнов, Михаил Федотов



Плотность боевых вылетов в зависимости от погоды доходила до пяти-шести в день. При этом машины к каждому вылету были полностью подготовлены. Заправлены: бензином, сжатым воздухом, водой, маслом; пополнен боекомплект пушек и пулеметов, установлены в бомболюки бомбы или кассеты с ПТАБами, проведен осмотр и устранены все появившиеся замечания. Технический состав работал так, чтобы ежедневно обеспечить к рассвету полную готовность самолета к выполнению боевого задания. Для этого необходимо было сделать все, что сказано выше, а также провести проверки работоспособности всего оборудования, прогреть двигатель и проверить его работу на всех режимах, провести регламентные работы, а при необходимости, мелкий ремонт и запись в формуляре самолета, где все подробно фиксировалось.



Иногда из боевых заданий летчики и самолеты не возвращались. Так, одним из первых не вернулся командир 2-го звена Аркадий Камай и самолет с хвостовым номером 5. К счастью Камай остался жив. Затем погиб Николай Егоров и самолет с номером 6. Погибли командир 3-го звена Константин Разумнов — самолет номер 9, и летчик Павел Максимов — самолет номер 11. Не вернулся летчик 2-го звена Михаил Федотов — самолет 8. Самой большой потерей для нашей эскадрильи было невозвращение на аэродром Инстербург из полета для штурмовки немецкого аэродрома 18 февраля 1945 года командира эскадрильи Виктора Мелихова и его ведомого Петра Тарасенко на самолетах 1 и 2, а также штурмана Вячеслава Бушмина. В этот день проводился налет на немецкий аэродром под городом Хайлигенбайль нашим 909 ИАП и 409 ИАП нашей дивизии. Погода была, как сейчас помню, кислая с очень низкой облачностью, и комэск со своим ведомым не вернулись. В этот же день был подбит самолет штурмана Вячеслава Бушмина, посадившего на этот немецкий аэродром свой подбитый самолет и расстреляв бегущих к нему немцев из пистолета, а одну пулю он пустил себе в голову. Последним, совсем немного не дождавшись победы, погиб летчик 2-го звена Алексей Паков — самолет 7.



Как правило, у летчиков могил нет. Падающий самолет-истребитель зарывается в землю на 4-5 метров, что и становится их безымянной могилой. Давайте мысленно с благодарностью поклонимся тем, кто не вернулся.

Боевые потери эскадрильи пополнялись летчиками и самолетами ЯК-9, истребителями без бомбовых люков.

Командиром эскадрильи был назначен майор Конатоп, командиром 2-го звена летчик старший л-т Павел Щербо, а механиком на его машину я, Владимир Иткин. Кто стал командиром 3-го звена, я не помню. Вместо выбывших, прибыли летчики: Валентин Смирнов, Николай Голиков, Михаил Дегтярь и другие.




Слева направо сидят: Иван Головинский, Николай Егоров

стоят: Петр Тарасенко, Николай Кобликов, Николай Марченко



На этом можно было бы и закончить, но тогда картина с оставшимися в строю самолетами из числа 12 была бы не полной. Через некоторое время после окончания войны личный состав эскадрильи и полка 909ИАП был переведен в другие авиационные части, а самолеты из Нойхаузена (Гурьевск), где мы встретили Победу, были перегнаны на другой аэродром, законсервированы и оставлены на длительное хранение, в чем я от 909 ИАП по указанию инженера полка инженер-майора Третьякова, как ждущий демобилизации, принял непосредственное участие. В феврале 1946 г. я был демобилизован.



Впоследствии Малым театром и усилиями председателя совета ветеранов 909 ИАП Александром Андреевичем Батизатом были организованы три встречи артистов театра с бывшими летчиками нашего полка. Об этих встречах на ТВ были передачи. Первой я не видел. А вторая надоумила меня записать в блокнот по памяти то, что я здесь изложил. На третью я был приглашен и о ней моя следующая статья.



В июне 2009 года исполняется 65 лет эскадрильи «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ» и было бы очень хорошо еще раз вспомнить о подарке театра и тех, кто на нем громил зарвавшихся фашистов. Большое им спасибо и вечная память тем, кто не вернулся: Виктору Мелихову, Константину Разумнову, Николаю Егорову, Павлу Максимову, Алексею Пакову, Петру Тарасенко, Михаилу Федотову.



Мысленно я с благодарностью присоединяюсь к тем, кто помянет ВАС и ВАШ бессмертный ПОДВИГ.



Владимир Михайлович Иткин


Дата публикации: 10.06.2009