Новости

ОБВАЛ ПАМЯТИ

ОБВАЛ ПАМЯТИ

«Безумный, безумный Генрих». Малый театр

Честно говоря, сегодня творческие особенности письма, стиля и интеллектуального направления того или иного драматурга как-то отходят на второй план. Если что-то и интересует режиссера вкупе с театром, так это сюжет, который будет подан на сцене, согласно пониманию конкретного постановщика. Наверное, в этом есть некий резон, если спектакль ориентирован на обычного зрителя и не претендует на концептуальные свершения. Для иного найдутся и иные подмостки, а также продвинутая публика. Спектакль Малого театра «Безумный, безумный Генрих» по пьесе Луиджи Пиранделло «Генрих IV» в постановке Владимира Бейлиса сделан по первому рецепту.

Пиранделло в 80-х годах минувшего столетия частенько появлялся на столичных сценах, и тогда-то в нем как раз искали что-то отличное от традиционной драматургии, от типичного хода событий и привычного образа мыслей. Достаточно вспомнить хотя бы «Шестеро персонажей в поисках автора» Анатолия Васильева, ставших в свое время сценическим событием. Да и сам Владимир Бейлис с этим автором знаком. Сегодня же приходишь, например, в Театр имени Пушкина на спектакль Михаила Бычкова «Человек, зверь и добродетель» и спустя три часа уходишь с явным ощущением незатейливой бульварной пьески, предназначенной для антрепризного чеса.

В Малом театре, по счастью, этого не случилось. Хотя все своеобразие пиранделловской драматургии тоже ушло без следа - поставлен вполне традиционный спектакль с налетом сценического «романтизма». Нельзя сказать, чтобы пьеса от этого выиграла, наоборот, в ней чуялся перебор шумной риторики и утомительная многословность, которую в подобной ситуации без особого греха можно было бы купировать. Кстати, так называемая театральность Пиранделло - вещь сомнительная. Что греха таить, во многих его пьесах персонажи и события - не более чем иллюстрация интеллектуальной авторской концепции на тему души и маски, подлинности бытия и мнимости существования и т.д. Если же режиссер дарует им абсолютную самостоятельность и самодостаточность, превращая их из «категорий» в живых людей, то они моментально начинают казаться вымученно-претенциозными, странными и устремленными к умозрительным проблемам, мало интересным современному зрителю. И если говорить о грани между безумием и нормальностью (о чем, собственно, и идет речь в пьесе), то, кажется, в период работы над подобным произведением стоит стать хоть чуточку «сумасшедшим».

По крайней мере, в сценографии Эдуарда Кочергина этот внебытовой, иллюзорный уровень существования угадывается. Причудливые островерхие ширмы, поворачиваясь вокруг своей оси, постоянно трансформируют одно и то же место действия. Огромный диск, подвешенный над сценой, вспыхивает десятками звездочек. Ну и, конечно же, музыкально-атмосферный аккомпанемент композитора Григория Гоберника рождает нужное настроение. Причем все это вращается, зажигается и звучит, словно повинуясь чьей-то неведомой воле, хотя и в, безусловно, нужный момент. И странным образом диссонирует с абсолютно традиционным поведением актеров.

Изысканный сюжет о том, как некий молодой человек, упав с лошади, на несколько лет вместе со своим поврежденным сознанием остался в ХI столетии, в эпохе германского короля Генриха IV (обретя же нормальность, предпочел это не афишировать), сегодня обращен в некий психиатрический сеанс. Проводит его доктор Дженони (С.Вещев), вместе с которым в замке спустя 20 лет собрались участники той костюмированной кавалькады: прежняя возлюбленная Генриха Матильда (О.Пашкова), ее нынешний любовник барон Тито (В.Петров), а также дочь Матильды Фрида (А.Иванова), поразительно похожая на мать. Путем психиатрических экспериментов доктор и Ко намереваются вернуть мнимому Генриху IV рассудок, не догадываясь о том, что он давно уже дурачит всех.

И далее запутанного сюжета вся эта история не идет. Пиранделловские подтексты и нюансы, безмолвные прозрения и узнавания тонут в бытовом поведении, жеманно-истерических интонациях Матильды, типовых актерских проходах по сцене туда-сюда и тому подобных банальных вещах. Единственный человек, который смог бы на ином, не всегда даже вербальном уровне, высветлить эту мрачную историю, конечно же, сам Генрих IV - Вячеслав Езепов.

И тут, конечно, стоит честно признать - артист опоздал к этой роли лет на 20. Нет, он и сегодня играет ее замечательно, темпераментно, на эмоциональном подъеме. Но меняются смыслы. Генрих - Езепов предстает человеком, умудренным всяческим жизненным опытом, в том числе и тем, который принесло с собой безумие, как ни парадоксально это прозвучит. Любовные мотивы - не более чем воспоминание и не сулят продолжения. У этого Генриха все в прошлом, и все уже понято. Он, ей-богу, ближе к какому-нибудь королю Лиру, нежели к неуспокоенному пиранделловскому персонажу. Он играет комедианта с нарумяненными щеками, заиканием и благоприобретенным нервным тиком. Его монологи звучны, осмысленны, но не выходят за уровень текста. И в этом не вина артиста, который делает все, что может, и делает по высшему разряду. Но сама история, увы, проясняется мало. Здесь вообще как бы две категории: банальное «общество» и попытка возрастного «романтического» героя, в котором эмоции смиряются рассудком...
Что же до публики, то она весьма сдержанна и аншлага не создает, несмотря на то, что со дня премьеры прошло совсем мало времени. С другой стороны, здесь нет столь шокирующих «обвалов», которые неприятно поразили в предшествующей «Касатке». И все же современный Малый театр оставляет немало вопросов, касающихся и режиссуры, и, увы, актерского уровня, и вообще некой умозрительной линии дальнейшего развития этого старейшего московского театра, которая сегодня явно выглядит пунктиром.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура» 29 января 2009 года


Дата публикации: 30.01.2009
ОБВАЛ ПАМЯТИ

«Безумный, безумный Генрих». Малый театр

Честно говоря, сегодня творческие особенности письма, стиля и интеллектуального направления того или иного драматурга как-то отходят на второй план. Если что-то и интересует режиссера вкупе с театром, так это сюжет, который будет подан на сцене, согласно пониманию конкретного постановщика. Наверное, в этом есть некий резон, если спектакль ориентирован на обычного зрителя и не претендует на концептуальные свершения. Для иного найдутся и иные подмостки, а также продвинутая публика. Спектакль Малого театра «Безумный, безумный Генрих» по пьесе Луиджи Пиранделло «Генрих IV» в постановке Владимира Бейлиса сделан по первому рецепту.

Пиранделло в 80-х годах минувшего столетия частенько появлялся на столичных сценах, и тогда-то в нем как раз искали что-то отличное от традиционной драматургии, от типичного хода событий и привычного образа мыслей. Достаточно вспомнить хотя бы «Шестеро персонажей в поисках автора» Анатолия Васильева, ставших в свое время сценическим событием. Да и сам Владимир Бейлис с этим автором знаком. Сегодня же приходишь, например, в Театр имени Пушкина на спектакль Михаила Бычкова «Человек, зверь и добродетель» и спустя три часа уходишь с явным ощущением незатейливой бульварной пьески, предназначенной для антрепризного чеса.

В Малом театре, по счастью, этого не случилось. Хотя все своеобразие пиранделловской драматургии тоже ушло без следа - поставлен вполне традиционный спектакль с налетом сценического «романтизма». Нельзя сказать, чтобы пьеса от этого выиграла, наоборот, в ней чуялся перебор шумной риторики и утомительная многословность, которую в подобной ситуации без особого греха можно было бы купировать. Кстати, так называемая театральность Пиранделло - вещь сомнительная. Что греха таить, во многих его пьесах персонажи и события - не более чем иллюстрация интеллектуальной авторской концепции на тему души и маски, подлинности бытия и мнимости существования и т.д. Если же режиссер дарует им абсолютную самостоятельность и самодостаточность, превращая их из «категорий» в живых людей, то они моментально начинают казаться вымученно-претенциозными, странными и устремленными к умозрительным проблемам, мало интересным современному зрителю. И если говорить о грани между безумием и нормальностью (о чем, собственно, и идет речь в пьесе), то, кажется, в период работы над подобным произведением стоит стать хоть чуточку «сумасшедшим».

По крайней мере, в сценографии Эдуарда Кочергина этот внебытовой, иллюзорный уровень существования угадывается. Причудливые островерхие ширмы, поворачиваясь вокруг своей оси, постоянно трансформируют одно и то же место действия. Огромный диск, подвешенный над сценой, вспыхивает десятками звездочек. Ну и, конечно же, музыкально-атмосферный аккомпанемент композитора Григория Гоберника рождает нужное настроение. Причем все это вращается, зажигается и звучит, словно повинуясь чьей-то неведомой воле, хотя и в, безусловно, нужный момент. И странным образом диссонирует с абсолютно традиционным поведением актеров.

Изысканный сюжет о том, как некий молодой человек, упав с лошади, на несколько лет вместе со своим поврежденным сознанием остался в ХI столетии, в эпохе германского короля Генриха IV (обретя же нормальность, предпочел это не афишировать), сегодня обращен в некий психиатрический сеанс. Проводит его доктор Дженони (С.Вещев), вместе с которым в замке спустя 20 лет собрались участники той костюмированной кавалькады: прежняя возлюбленная Генриха Матильда (О.Пашкова), ее нынешний любовник барон Тито (В.Петров), а также дочь Матильды Фрида (А.Иванова), поразительно похожая на мать. Путем психиатрических экспериментов доктор и Ко намереваются вернуть мнимому Генриху IV рассудок, не догадываясь о том, что он давно уже дурачит всех.

И далее запутанного сюжета вся эта история не идет. Пиранделловские подтексты и нюансы, безмолвные прозрения и узнавания тонут в бытовом поведении, жеманно-истерических интонациях Матильды, типовых актерских проходах по сцене туда-сюда и тому подобных банальных вещах. Единственный человек, который смог бы на ином, не всегда даже вербальном уровне, высветлить эту мрачную историю, конечно же, сам Генрих IV - Вячеслав Езепов.

И тут, конечно, стоит честно признать - артист опоздал к этой роли лет на 20. Нет, он и сегодня играет ее замечательно, темпераментно, на эмоциональном подъеме. Но меняются смыслы. Генрих - Езепов предстает человеком, умудренным всяческим жизненным опытом, в том числе и тем, который принесло с собой безумие, как ни парадоксально это прозвучит. Любовные мотивы - не более чем воспоминание и не сулят продолжения. У этого Генриха все в прошлом, и все уже понято. Он, ей-богу, ближе к какому-нибудь королю Лиру, нежели к неуспокоенному пиранделловскому персонажу. Он играет комедианта с нарумяненными щеками, заиканием и благоприобретенным нервным тиком. Его монологи звучны, осмысленны, но не выходят за уровень текста. И в этом не вина артиста, который делает все, что может, и делает по высшему разряду. Но сама история, увы, проясняется мало. Здесь вообще как бы две категории: банальное «общество» и попытка возрастного «романтического» героя, в котором эмоции смиряются рассудком...
Что же до публики, то она весьма сдержанна и аншлага не создает, несмотря на то, что со дня премьеры прошло совсем мало времени. С другой стороны, здесь нет столь шокирующих «обвалов», которые неприятно поразили в предшествующей «Касатке». И все же современный Малый театр оставляет немало вопросов, касающихся и режиссуры, и, увы, актерского уровня, и вообще некой умозрительной линии дальнейшего развития этого старейшего московского театра, которая сегодня явно выглядит пунктиром.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура» 29 января 2009 года


Дата публикации: 30.01.2009