Новости

ДРАМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

ДРАМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

Коршунов В. «Пережитое». М.: Малый театр, 2008.

Российская театрально-мемуарная литература пополнилась еще одним, очень ценным и важным изданием. В серии «Библиотека Малого театра», самим же театром и издаваемой (ответственный редактор серии - Валерий Подгородинский), вышла в свет книга воспоминаний народного артиста СССР и многолетнего директора театра Виктора Коршунова «Пережитое» (под общей редакцией Галины Полтавской).

Честно говоря, еще до знакомства с этой книгой ее содержание почему-то казалось отчасти предсказуемым. Как не подлежал никаким сомнениям и творческий облик замечательного советского артиста Виктора Коршунова, десятилетиями связанный с понятием так называемого «положительного героя». Скольких из них он переиграл за свою долгую сценическую жизнь - коммунистов, колхозников, солдат, да и в кинематографе тоже. Впрочем, и сам Малый театр, цитадель отечественных сценических традиций, тоже редко вызывает дискуссии, хотя подчас определенные периоды его истории могли быть весьма спорными.

Но книга Виктора Коршунова «Пережитое» поразила прежде всего своим внутренним драматизмом, абсолютной искренностью автора, не скрывшего от читателя своих сомнений, непростых раздумий. Это, конечно же, биография, человеческая история, протяженностью от первых детских воспоминаний до событий последних лет. Но этому жизнеописанию от первого лица абсолютно чужды самолюбование и самодостаточность. Судьба артиста вписана в контекст истории Малого театра, которому он отдал практически всю свою творческую жизнь. Сам же театр - тоже часть контекста и всей отечественной сцены, да и самого нашего отечества.

К тому же и о самом Викторе Коршунове мы узнаем немало новых подробностей, выслушаем житейские истории, в которых открывается не только артист, но и человек. Но кому интересны всего лишь роли, лишенные личностного содержания? О том же, как формировалась эта личность, мы и узнаем на страницах «Пережитого». Как пришло осознание нужности и важности актерской профессии, когда подросток Коршунов выступал в госпиталях Великой Отечественной перед ранеными солдатами. Как случались в его юной жизни судьбоносные встречи с великими, в том числе с Василием Качаловым и Василием Орловым, помогавшими юноше определиться в жизни. Загляните в книгу и узнаете еще много интересного.

Малый театр проходит сквозь эти воспоминания сквозной красной нитью. Причем театр не опоэтизированный, «неприкасаемый», а реальный, живой, со своими бедами и радостями, многочисленными проблемами и подчас парадоксальными путями их решения. Листая страницы книги, одновременно словно бы перелистываешь историю самого Малого театра: спектакли, драматурги, режиссеры, великие «старики» и просто артисты, рядом с которыми прошла почти вся жизнь Виктора Коршунова. Мы узнаем о неких «ритуалах» бытия старейшего московского театра. Подробно познакомимся с методами работы того или иного постановщика. Прочтя выдержки из протоколов художественных советов и обсуждений спектаклей, узнаем об отношении театра к той или иной драматургической или режиссерской линии. Коршунов расскажет, как непросто прокладывались пути старейшего театра к современной драматургии и режиссуре, как последняя с трудом искала свое место на академических подмостках и зачастую его не находила.

Вообще история Малого театра окажется правдивой, живой, а потому и интересной всем. Да и современное состояние театра Коршунов охарактеризовал очень метко и честно, размышляя о «постсоветской» ситуации: «Куда же нас вынесло? Да туда же, куда и всех, то есть неизвестно куда!» Но это отнюдь не пессимистический вывод. Наоборот, констатация подобной «неизвестности» предполагает очередной поиск очередного решения, ведь даже столь славная «цитадель традиций» испытывает мощное влияние со стороны изменяющихся жизненных реалий. А значит, эта самая жизнь, какой бы противоречивой она ни была, все же продолжается.

Ирина ЛЕОНИДОВА

«Культура» 29 января 2009 года

Дата публикации: 30.01.2009
ДРАМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ

Коршунов В. «Пережитое». М.: Малый театр, 2008.

Российская театрально-мемуарная литература пополнилась еще одним, очень ценным и важным изданием. В серии «Библиотека Малого театра», самим же театром и издаваемой (ответственный редактор серии - Валерий Подгородинский), вышла в свет книга воспоминаний народного артиста СССР и многолетнего директора театра Виктора Коршунова «Пережитое» (под общей редакцией Галины Полтавской).

Честно говоря, еще до знакомства с этой книгой ее содержание почему-то казалось отчасти предсказуемым. Как не подлежал никаким сомнениям и творческий облик замечательного советского артиста Виктора Коршунова, десятилетиями связанный с понятием так называемого «положительного героя». Скольких из них он переиграл за свою долгую сценическую жизнь - коммунистов, колхозников, солдат, да и в кинематографе тоже. Впрочем, и сам Малый театр, цитадель отечественных сценических традиций, тоже редко вызывает дискуссии, хотя подчас определенные периоды его истории могли быть весьма спорными.

Но книга Виктора Коршунова «Пережитое» поразила прежде всего своим внутренним драматизмом, абсолютной искренностью автора, не скрывшего от читателя своих сомнений, непростых раздумий. Это, конечно же, биография, человеческая история, протяженностью от первых детских воспоминаний до событий последних лет. Но этому жизнеописанию от первого лица абсолютно чужды самолюбование и самодостаточность. Судьба артиста вписана в контекст истории Малого театра, которому он отдал практически всю свою творческую жизнь. Сам же театр - тоже часть контекста и всей отечественной сцены, да и самого нашего отечества.

К тому же и о самом Викторе Коршунове мы узнаем немало новых подробностей, выслушаем житейские истории, в которых открывается не только артист, но и человек. Но кому интересны всего лишь роли, лишенные личностного содержания? О том же, как формировалась эта личность, мы и узнаем на страницах «Пережитого». Как пришло осознание нужности и важности актерской профессии, когда подросток Коршунов выступал в госпиталях Великой Отечественной перед ранеными солдатами. Как случались в его юной жизни судьбоносные встречи с великими, в том числе с Василием Качаловым и Василием Орловым, помогавшими юноше определиться в жизни. Загляните в книгу и узнаете еще много интересного.

Малый театр проходит сквозь эти воспоминания сквозной красной нитью. Причем театр не опоэтизированный, «неприкасаемый», а реальный, живой, со своими бедами и радостями, многочисленными проблемами и подчас парадоксальными путями их решения. Листая страницы книги, одновременно словно бы перелистываешь историю самого Малого театра: спектакли, драматурги, режиссеры, великие «старики» и просто артисты, рядом с которыми прошла почти вся жизнь Виктора Коршунова. Мы узнаем о неких «ритуалах» бытия старейшего московского театра. Подробно познакомимся с методами работы того или иного постановщика. Прочтя выдержки из протоколов художественных советов и обсуждений спектаклей, узнаем об отношении театра к той или иной драматургической или режиссерской линии. Коршунов расскажет, как непросто прокладывались пути старейшего театра к современной драматургии и режиссуре, как последняя с трудом искала свое место на академических подмостках и зачастую его не находила.

Вообще история Малого театра окажется правдивой, живой, а потому и интересной всем. Да и современное состояние театра Коршунов охарактеризовал очень метко и честно, размышляя о «постсоветской» ситуации: «Куда же нас вынесло? Да туда же, куда и всех, то есть неизвестно куда!» Но это отнюдь не пессимистический вывод. Наоборот, констатация подобной «неизвестности» предполагает очередной поиск очередного решения, ведь даже столь славная «цитадель традиций» испытывает мощное влияние со стороны изменяющихся жизненных реалий. А значит, эта самая жизнь, какой бы противоречивой она ни была, все же продолжается.

Ирина ЛЕОНИДОВА

«Культура» 29 января 2009 года

Дата публикации: 30.01.2009