Новости

ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ...

ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ...

Актрисе Людмиле Поляковой, казалось бы, сам Бог велел быть хозяйкой в «Доме Островского». А так, как всем известно, называется Малый театр. Хозяйкой не в смысле, конечно, главной персоной, но человеком, знающим здесь все переходы и закоулки, парадные комнаты и темные чуланы. И не здание, поверьте, имеется в виду, но этот обширный и вместе с тем удивительно концентрированный, насыщенный мир Островского. Мир его героинь, будь то волжские купчихи или замоскворецкие барыни. Полякова здесь встречалась с ними не раз - Мурзавецкая в «Волках и овцах», нянька Фелицата в «Правде - хорошо, а счастье - лучше», Глафира Фирсовна в «Последней жертве». Причем, будьте уверены, в любой, даже самой традиционной постановке актриса никогда не повторит ни внешнего, ни внутреннего рисунка своих предшественниц. Она этого не умеет по природе своей. И даже будучи послушной режиссерской воле, все равно сыграет по-своему, ничего притом не нарушая и не разрушая. И потом, ее актерская и человеческая индивидуальность столь сильна, что по-другому просто не может быть.

Но при всей абсолютной органичности существования в театре великой традиции, которым является Малый, с его актерскими «петельками-крючочками» и вкусом к бытовым подробностям времени и места, Людмила Полякова в свое время попробовала себя в разных сценических школах, направлениях и режиссерских стилях. Впрочем, и о судьбе актрисы она не мечтала с детства. И в Щепкинское училище, как сама впоследствии признавалась, отправилась поступать спонтанно. Но тут-то судьба ее и нашла.

Но подмостки Малого театра станут актрисе родными много лет спустя. А пока молодая актриса пошла туда, где обещали реальную работу, предпочтя ее долгому ожиданию в массовках и эпизодах, что, вероятнее всего, и предложил бы старейший московский театр. Недолго работала на Малой Бронной и 17 лет в Театре имени Станиславского, причем попала в «звездный час» этого коллектива, вошедший в историю российской сцены вместе со спектаклями Бориса Львова-Анохина, Бориса Морозова, Анатолия Васильева. Последний и оказал на актрису в свое время очень сильное влияние. Людмила Полякова была среди тех, с кем начиналась знаменитая «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, играла в не менее знаменитом спектакле «Серсо», объездила полмира. А потом пришло разочарование - во многом, творческом и личном, пришла усталость от бесконечных «лабораторных» изысканий, которые, вероятно, кому-то и по душе. Но Поляковой хотелось быть актрисой и ежевечерне выходить к публике. Ее пути с Васильевым разошлись навсегда.

Никогда ранее не работав в Малом театре, Людмила Полякова тем не менее в него словно бы вернулась - как в родной дом. И вот уже почти 20 лет она здесь одна из любимых публикой актрис. Она не потерялась на фоне известных мастериц сцены, да и «затеряться» Поляковой трудно - с ее-то ростом, статью, голосом, всей своей чисто русской, «классической» фактурой. Но в ее героинях вы не найдете классической же статуарности вкупе с декламацией. Зато сколько в них озорства, сценического лукавства, темперамента, живости, юмора, несмотря на то, что играет нынче Полякова чаще всего «старух». И не только из Островского. Она была и остается госпожой Простаковой в «Недоросле» Фонвизина, княгиней Тугоуховской в «Горе от ума» Грибоедова, нянькой Антоновной в «Детях солнца» Горького, Москалевой в «Дядюшкином сне» Достоевского. Вся русская классика - как на ладони. И какая же она, оказывается, разная. Наверное, пройдя сквозь столь несхожие режиссерские школы, Людмила Полякова сегодня способна разбираться в постановочном мастерстве очень здорово, что-то принимать, а что-то и внутренне отвергать. Зато она может уверенно пройти по любой режиссерской дорожке, предложенной, например, Владимиром Драгуновым, Адольфом Шапиро или Сергеем Женовачом. Это ведь не только опыт и мудрость, но прежде всего талант замечательной русской актрисы, который с годами только набирает силу.

Ольга СМИРНОВА
«Культура», 29 января 2009 года


Дата публикации: 30.01.2009
ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ...

Актрисе Людмиле Поляковой, казалось бы, сам Бог велел быть хозяйкой в «Доме Островского». А так, как всем известно, называется Малый театр. Хозяйкой не в смысле, конечно, главной персоной, но человеком, знающим здесь все переходы и закоулки, парадные комнаты и темные чуланы. И не здание, поверьте, имеется в виду, но этот обширный и вместе с тем удивительно концентрированный, насыщенный мир Островского. Мир его героинь, будь то волжские купчихи или замоскворецкие барыни. Полякова здесь встречалась с ними не раз - Мурзавецкая в «Волках и овцах», нянька Фелицата в «Правде - хорошо, а счастье - лучше», Глафира Фирсовна в «Последней жертве». Причем, будьте уверены, в любой, даже самой традиционной постановке актриса никогда не повторит ни внешнего, ни внутреннего рисунка своих предшественниц. Она этого не умеет по природе своей. И даже будучи послушной режиссерской воле, все равно сыграет по-своему, ничего притом не нарушая и не разрушая. И потом, ее актерская и человеческая индивидуальность столь сильна, что по-другому просто не может быть.

Но при всей абсолютной органичности существования в театре великой традиции, которым является Малый, с его актерскими «петельками-крючочками» и вкусом к бытовым подробностям времени и места, Людмила Полякова в свое время попробовала себя в разных сценических школах, направлениях и режиссерских стилях. Впрочем, и о судьбе актрисы она не мечтала с детства. И в Щепкинское училище, как сама впоследствии признавалась, отправилась поступать спонтанно. Но тут-то судьба ее и нашла.

Но подмостки Малого театра станут актрисе родными много лет спустя. А пока молодая актриса пошла туда, где обещали реальную работу, предпочтя ее долгому ожиданию в массовках и эпизодах, что, вероятнее всего, и предложил бы старейший московский театр. Недолго работала на Малой Бронной и 17 лет в Театре имени Станиславского, причем попала в «звездный час» этого коллектива, вошедший в историю российской сцены вместе со спектаклями Бориса Львова-Анохина, Бориса Морозова, Анатолия Васильева. Последний и оказал на актрису в свое время очень сильное влияние. Людмила Полякова была среди тех, с кем начиналась знаменитая «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, играла в не менее знаменитом спектакле «Серсо», объездила полмира. А потом пришло разочарование - во многом, творческом и личном, пришла усталость от бесконечных «лабораторных» изысканий, которые, вероятно, кому-то и по душе. Но Поляковой хотелось быть актрисой и ежевечерне выходить к публике. Ее пути с Васильевым разошлись навсегда.

Никогда ранее не работав в Малом театре, Людмила Полякова тем не менее в него словно бы вернулась - как в родной дом. И вот уже почти 20 лет она здесь одна из любимых публикой актрис. Она не потерялась на фоне известных мастериц сцены, да и «затеряться» Поляковой трудно - с ее-то ростом, статью, голосом, всей своей чисто русской, «классической» фактурой. Но в ее героинях вы не найдете классической же статуарности вкупе с декламацией. Зато сколько в них озорства, сценического лукавства, темперамента, живости, юмора, несмотря на то, что играет нынче Полякова чаще всего «старух». И не только из Островского. Она была и остается госпожой Простаковой в «Недоросле» Фонвизина, княгиней Тугоуховской в «Горе от ума» Грибоедова, нянькой Антоновной в «Детях солнца» Горького, Москалевой в «Дядюшкином сне» Достоевского. Вся русская классика - как на ладони. И какая же она, оказывается, разная. Наверное, пройдя сквозь столь несхожие режиссерские школы, Людмила Полякова сегодня способна разбираться в постановочном мастерстве очень здорово, что-то принимать, а что-то и внутренне отвергать. Зато она может уверенно пройти по любой режиссерской дорожке, предложенной, например, Владимиром Драгуновым, Адольфом Шапиро или Сергеем Женовачом. Это ведь не только опыт и мудрость, но прежде всего талант замечательной русской актрисы, который с годами только набирает силу.

Ольга СМИРНОВА
«Культура», 29 января 2009 года


Дата публикации: 30.01.2009