Новости

ГЕНИЙ И МЕСТО

ГЕНИЙ И МЕСТО

Третья неделя сентября будет у нас театральной, хотя в первые годы работы нашего театра открытие сезона приходилось в основном на декабрь. Только в 1954 году, когда труппа перебралась из Старого города на улицу Севастопольскую, сезон открылся 7 ноября (если кто забыл — в годовщину Октябрьской революции).

А если бы остался?
16 сентября 1946 года, как раз перед пятилетним юбилеем Второго Заполярного театра драмы и музыкальной комедии, в его состав был зачислен артист Иннокентий Смоктунович, вскоре видоизменивший свою фамилию по настоянию тогдашнего директора театра на Смоктуновский. Новое имя на театральной афише 1946-1947 годов набрано и напечатано как «СмоТКуновский».

В конце первого же сезона 22-летнему артисту была объявлена благодарность с занесением в личное дело и выдачей почетной грамоты «за большую работу по художественному обслуживанию коллективов предприятий комбината». Он значился одиннадцатым в списке отмеченных властью артистов, следующим шел Михаил Годенко.
В начале третьего сезона молодой артист уволился из театра, но на мерзлотной станции проработал всего две недели и снова вернулся на Горную улицу. Окончательно из театра и Норильска Иннокентий Смоктуновский уехал в 1951 году. Ему исполнилось 26 лет. О том, что работали с гением, его коллеги узнали через шесть лет, то есть полвека назад, когда Иннокентий Смоктуновский вышел на знаменитую сцену Ленинградского Большого драматического в роли князя Мышкина в товстоноговской постановке «Идиота».

Как сложилась бы судьба гения, останься он в Норильске еще пять — десять лет? Всю жизнь?

Здесь сидит народная артистка СССР

19 сентября театральная Россия отметит 120-летие Веры Пашенной. Немногие знают, что Вера Николаевна играла не только в Малом театре, куда пришла сразу после училища (это было 100 лет назад), но и во МХАТе, называющем своим гением Смоктуновского. Дочь знаменитого актера Николая Рощина-Инсарова, вернувшись в альма-матер, довольно быстро стала не только ведущей актрисой театра, но и его легендой. В ней чудесным образом присутствовали все лучшие актерские качества, включая огромный темперамент и великолепное владение русской речью.

Занятая в репертуаре, преподающая в училище при театре, Вера Николаевна всегда находила время и для гастрольных поездок. В 1936 году она отправилась с молодежью Малого театра в Арктику. После этой поездки в тогдашней столице Заполярья был создан профессиональный театр, названный именем актрисы. (Если бы не Игарский театр, неизвестно, когда бы появился наш «самый северный».) В этом театре Пашенная (народная артистка СССР с 1937 года, профессор с 1941-го) не только ставила спектакли, но даже писала декорации. Об этом мне рассказывал 20 лет назад Павел Коркин — бывший актер и гример Первого и Второго Заполярных театров. (Впоследствии Павел Григорьевич работал в краевой драме и преподавал «грим» и «историю костюма» на театральном отделении Красноярского училища искусств.)

В книге баек Бориса Львовича «Актерская курилка» я наткнулась на истории о Пашенной. Привожу одну из них:
«Малый театр едет на гастроли. В тамбуре у туалета стоит в ожидании знаменитая Варвара Массалитинова. Минут 15 мается, а туалет все занят. Наконец не выдерживает и могучим, низким голосом своим громко произносит:
- Здесь стоит народная артистка РСФСР Массалитинова!
- А здесь сидит народная артистка СССР Пашенная! Подождешь, Варька! — раздается из-за двери еще более мощный и низкий голос».

Рубрику ведет Валентина ВАЧАЕВА.
Источник: Заполярный вестник
Дата: 15.09.2007


Дата публикации: 26.09.2007
ГЕНИЙ И МЕСТО

Третья неделя сентября будет у нас театральной, хотя в первые годы работы нашего театра открытие сезона приходилось в основном на декабрь. Только в 1954 году, когда труппа перебралась из Старого города на улицу Севастопольскую, сезон открылся 7 ноября (если кто забыл — в годовщину Октябрьской революции).

А если бы остался?
16 сентября 1946 года, как раз перед пятилетним юбилеем Второго Заполярного театра драмы и музыкальной комедии, в его состав был зачислен артист Иннокентий Смоктунович, вскоре видоизменивший свою фамилию по настоянию тогдашнего директора театра на Смоктуновский. Новое имя на театральной афише 1946-1947 годов набрано и напечатано как «СмоТКуновский».

В конце первого же сезона 22-летнему артисту была объявлена благодарность с занесением в личное дело и выдачей почетной грамоты «за большую работу по художественному обслуживанию коллективов предприятий комбината». Он значился одиннадцатым в списке отмеченных властью артистов, следующим шел Михаил Годенко.
В начале третьего сезона молодой артист уволился из театра, но на мерзлотной станции проработал всего две недели и снова вернулся на Горную улицу. Окончательно из театра и Норильска Иннокентий Смоктуновский уехал в 1951 году. Ему исполнилось 26 лет. О том, что работали с гением, его коллеги узнали через шесть лет, то есть полвека назад, когда Иннокентий Смоктуновский вышел на знаменитую сцену Ленинградского Большого драматического в роли князя Мышкина в товстоноговской постановке «Идиота».

Как сложилась бы судьба гения, останься он в Норильске еще пять — десять лет? Всю жизнь?

Здесь сидит народная артистка СССР

19 сентября театральная Россия отметит 120-летие Веры Пашенной. Немногие знают, что Вера Николаевна играла не только в Малом театре, куда пришла сразу после училища (это было 100 лет назад), но и во МХАТе, называющем своим гением Смоктуновского. Дочь знаменитого актера Николая Рощина-Инсарова, вернувшись в альма-матер, довольно быстро стала не только ведущей актрисой театра, но и его легендой. В ней чудесным образом присутствовали все лучшие актерские качества, включая огромный темперамент и великолепное владение русской речью.

Занятая в репертуаре, преподающая в училище при театре, Вера Николаевна всегда находила время и для гастрольных поездок. В 1936 году она отправилась с молодежью Малого театра в Арктику. После этой поездки в тогдашней столице Заполярья был создан профессиональный театр, названный именем актрисы. (Если бы не Игарский театр, неизвестно, когда бы появился наш «самый северный».) В этом театре Пашенная (народная артистка СССР с 1937 года, профессор с 1941-го) не только ставила спектакли, но даже писала декорации. Об этом мне рассказывал 20 лет назад Павел Коркин — бывший актер и гример Первого и Второго Заполярных театров. (Впоследствии Павел Григорьевич работал в краевой драме и преподавал «грим» и «историю костюма» на театральном отделении Красноярского училища искусств.)

В книге баек Бориса Львовича «Актерская курилка» я наткнулась на истории о Пашенной. Привожу одну из них:
«Малый театр едет на гастроли. В тамбуре у туалета стоит в ожидании знаменитая Варвара Массалитинова. Минут 15 мается, а туалет все занят. Наконец не выдерживает и могучим, низким голосом своим громко произносит:
- Здесь стоит народная артистка РСФСР Массалитинова!
- А здесь сидит народная артистка СССР Пашенная! Подождешь, Варька! — раздается из-за двери еще более мощный и низкий голос».

Рубрику ведет Валентина ВАЧАЕВА.
Источник: Заполярный вестник
Дата: 15.09.2007


Дата публикации: 26.09.2007