Новости

Памяти Михаила Ивановича Кононова

Памяти Михаила Ивановича Кононова



«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО» ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО



16 июля не стало народного артиста России Михаила Ивановича Кононова, замечательного русского актера. Свой творческий путь он начал в Малом театре, куда был принят после Щепкинского училища в 1963 году. Сегодня мы предлагаем послушать запись одного из спектаклей, в котором играл Михаил Кононов…



Эдуардо де Филиппо



«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО»



Комедия в двух действиях (86 Мб)





ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:



Лука Купьелло – Виталий Доронин

Кончетта, его жена – Ольга Хорькова

Ненилло, их сын – Михаил Кононов

Нинучча – Нелли Корниенко

Николо – Сергей Конов

Паскуалино – Владимир Кенигсон

Виторио Элиа – Виталий Коняев

Рафаэль, привратник – Виктор Губанков

Памелла, соседка – Татьяна Панкова

Доктор – Иван Верейский



От автора – Леонид Варпаховский



Режиссер – Леонид Варпаховский

Музыка – Л.Солина



Премьера – 14 ноября 1965 года.



Запись 1967 года.



Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941-1995»



Начиная с конца 50-х годов в нашем театре все больший интерес вызывает творчество итальянского актера, режиссера и драматурга Эдуарде Де Филиппо. После замечательной постановки в 1956 году его пьесы «Филумена Мартурано» в Театре имени Евг. Вахтангова (режиссер Е.Симонов) спектакли по пьесам Де Филиппо широко шли в советских театрах.

Тонкая и глубокая разработка характеров, острая конфликтность, подлинная правда изображаемой жизни и то, что писатель обращался к демократическим слоям общества, показывал трудную жизнь своих персонажей, однако не впадая в сентиментальность, — все это привлекало к его пьесам внимание.

Малый театр выбрал одну из ранних пьес Де Филиппо — грустную комедию «Рождество в доме синьора Купьелло». Ставил спектакль Л.Варпаховский, оформлял Л.В.Вегенер. музыку написал Л.Солин. Премьера состоялась 14 ноября 1965 года.

Сам драматург говорил так: «Я думаю, что мои пьесы трагичны, даже когда они заставляют зрителей смеяться» (Цит. по ст.: Бертенсон М. Грустная комедия. — «Моск. правда», 1965, 1 дек.).

Старый типографский работник Лука Купьелло (В.Доронин) —большой ребенок, не будучи в силах установить мир в своей семье, он отгораживается от нее тем, что мастерит елочные игрушки. Это скрашивает его жизнь. Что же касается окружающих, никто не воспринимает то прекрасное, к чему тянется его душа. Одиночество Купьелло показывается на широком фоне итальянского быта. Вокруг течет повседневная жизнь: обездоленные люди враждуют друг с другом. Но они объединяются, когда приходит настоящее горе.

На сцене возникало тусклое, словно выцветшее панно: «Поклонение волхвов», оно как бы символизировало такую же тусклую жизнь обитателей.

Единственную комнату художник вместе с режиссером поворачивали и обыгрывали со всех сторон. «Кажый новый поворот странным образом приближает нас к пониманию пьесы, к внутреннему миру обитателей убогой квартиры» (Александров Эм. Де Филиппо в доме Островского. — «Театр», 1966, № 6, с. 30.). Здесь в обстановке бедности живут Купьелло, Паскуалино (В.Кенигсон), Кончетта (О.Хорькова), Неннино (М.Кононов). Режиссер вовсе не стремился к этнографической точности, не акцентировал, так сказать, «итальянизм». Спектакль был проникнут любовью и сочувствием к обездоленным людям, сумевшим, несмотря на тяжелую жизнь, сохранить доброжелательность, умение прощать друг другу.

В этом спектакле все ощущали одиночество, в том числе и Паскуалино. Кажется, он не должен был вызывать симпатии зрителей: опустившийся человек, приживал, подозревающий всех в воровстве и сам нечистый на руку. Но было в нем что-то детское, наивное, трогательное. Как он верит в силу рождест-венских пожеланий, требует, чтобы ему пожелали не двадцать пять, а сто лет жизни!

В последний картине он стоял у постели умирающего брата, притихший, задумавшийся, впервые осознавший ответственность, которая теперь ложилась на его плечи как главы семьи.

Неннино — грубоватый, избалованный подросток, требующий, чтобы ему дали в постель тарелку молочного супа. В том, как он пикируется с ненавистным дядюшкой, как таскает у него деньги, больше от мальчишеского озорства, чем от алчности, — во всем показан подросток, не получивший хорошего воспитания.

Нинучча (Н.Корниенко) врывается в дом отца после очередной ссоры с мужем. Она разъярена. Но гораздо сильнее артистка передавала скорбь по ушедшему из жизни отцу. Казалось, она вновь становилась девочкой, любящей и страдающей.

Опускалось тусклое панно, и тут же вновь поднималось. Ветер словно выдувал остатки иллюзий Купьелло. Вернувшиеся с похорон задумываются: как жить дальше?

Зрителям полюбился этот спектакль. В конце 1970 года театр с большим успехом сыграл его в двухсотый раз.






Благодарим «Клуб любителей аудиокниг» за предоставленную запись.


Дата публикации: 19.07.2007

Памяти Михаила Ивановича Кононова



«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО» ЭДУАРДО ДЕ ФИЛИППО



16 июля не стало народного артиста России Михаила Ивановича Кононова, замечательного русского актера. Свой творческий путь он начал в Малом театре, куда был принят после Щепкинского училища в 1963 году. Сегодня мы предлагаем послушать запись одного из спектаклей, в котором играл Михаил Кононов…



Эдуардо де Филиппо



«РОЖДЕСТВО В ДОМЕ СЕНЬОРА КУПЬЕЛЛО»



Комедия в двух действиях (86 Мб)





ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:



Лука Купьелло – Виталий Доронин

Кончетта, его жена – Ольга Хорькова

Ненилло, их сын – Михаил Кононов

Нинучча – Нелли Корниенко

Николо – Сергей Конов

Паскуалино – Владимир Кенигсон

Виторио Элиа – Виталий Коняев

Рафаэль, привратник – Виктор Губанков

Памелла, соседка – Татьяна Панкова

Доктор – Иван Верейский



От автора – Леонид Варпаховский



Режиссер – Леонид Варпаховский

Музыка – Л.Солина



Премьера – 14 ноября 1965 года.



Запись 1967 года.



Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941-1995»



Начиная с конца 50-х годов в нашем театре все больший интерес вызывает творчество итальянского актера, режиссера и драматурга Эдуарде Де Филиппо. После замечательной постановки в 1956 году его пьесы «Филумена Мартурано» в Театре имени Евг. Вахтангова (режиссер Е.Симонов) спектакли по пьесам Де Филиппо широко шли в советских театрах.

Тонкая и глубокая разработка характеров, острая конфликтность, подлинная правда изображаемой жизни и то, что писатель обращался к демократическим слоям общества, показывал трудную жизнь своих персонажей, однако не впадая в сентиментальность, — все это привлекало к его пьесам внимание.

Малый театр выбрал одну из ранних пьес Де Филиппо — грустную комедию «Рождество в доме синьора Купьелло». Ставил спектакль Л.Варпаховский, оформлял Л.В.Вегенер. музыку написал Л.Солин. Премьера состоялась 14 ноября 1965 года.

Сам драматург говорил так: «Я думаю, что мои пьесы трагичны, даже когда они заставляют зрителей смеяться» (Цит. по ст.: Бертенсон М. Грустная комедия. — «Моск. правда», 1965, 1 дек.).

Старый типографский работник Лука Купьелло (В.Доронин) —большой ребенок, не будучи в силах установить мир в своей семье, он отгораживается от нее тем, что мастерит елочные игрушки. Это скрашивает его жизнь. Что же касается окружающих, никто не воспринимает то прекрасное, к чему тянется его душа. Одиночество Купьелло показывается на широком фоне итальянского быта. Вокруг течет повседневная жизнь: обездоленные люди враждуют друг с другом. Но они объединяются, когда приходит настоящее горе.

На сцене возникало тусклое, словно выцветшее панно: «Поклонение волхвов», оно как бы символизировало такую же тусклую жизнь обитателей.

Единственную комнату художник вместе с режиссером поворачивали и обыгрывали со всех сторон. «Кажый новый поворот странным образом приближает нас к пониманию пьесы, к внутреннему миру обитателей убогой квартиры» (Александров Эм. Де Филиппо в доме Островского. — «Театр», 1966, № 6, с. 30.). Здесь в обстановке бедности живут Купьелло, Паскуалино (В.Кенигсон), Кончетта (О.Хорькова), Неннино (М.Кононов). Режиссер вовсе не стремился к этнографической точности, не акцентировал, так сказать, «итальянизм». Спектакль был проникнут любовью и сочувствием к обездоленным людям, сумевшим, несмотря на тяжелую жизнь, сохранить доброжелательность, умение прощать друг другу.

В этом спектакле все ощущали одиночество, в том числе и Паскуалино. Кажется, он не должен был вызывать симпатии зрителей: опустившийся человек, приживал, подозревающий всех в воровстве и сам нечистый на руку. Но было в нем что-то детское, наивное, трогательное. Как он верит в силу рождест-венских пожеланий, требует, чтобы ему пожелали не двадцать пять, а сто лет жизни!

В последний картине он стоял у постели умирающего брата, притихший, задумавшийся, впервые осознавший ответственность, которая теперь ложилась на его плечи как главы семьи.

Неннино — грубоватый, избалованный подросток, требующий, чтобы ему дали в постель тарелку молочного супа. В том, как он пикируется с ненавистным дядюшкой, как таскает у него деньги, больше от мальчишеского озорства, чем от алчности, — во всем показан подросток, не получивший хорошего воспитания.

Нинучча (Н.Корниенко) врывается в дом отца после очередной ссоры с мужем. Она разъярена. Но гораздо сильнее артистка передавала скорбь по ушедшему из жизни отцу. Казалось, она вновь становилась девочкой, любящей и страдающей.

Опускалось тусклое панно, и тут же вновь поднималось. Ветер словно выдувал остатки иллюзий Купьелло. Вернувшиеся с похорон задумываются: как жить дальше?

Зрителям полюбился этот спектакль. В конце 1970 года театр с большим успехом сыграл его в двухсотый раз.






Благодарим «Клуб любителей аудиокниг» за предоставленную запись.


Дата публикации: 19.07.2007