Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

«Пресса о гастролях Малого театра»

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

Калининградец подарил Малому театру семейную реликвию

Впервые в Калининграде в рамках фестиваля искусств «Балтийские сезоны» русскую классику представили калининградцам народные артисты из Государственного академического Малого театра России.

Пьеса Александра Островского «Правда - хорошо, а счастье - лучше» в постановке Сергея Женовача прошла в областном драматическом театре при полном аншлаге. История любви купеческой внучки Поликсены и бедняка-правдолюбца Платона Зыбкина, которой одни герои препятствуют, другие - способствуют, происходит в Замоскворечье в XIX веке, но не оставляет равнодушным современного зрителя. Фактически от XIX века в спектакле остались только декорации да костюмы артистов. Ситуация же оказалась типичной и для сегодняшнего общества, а вопросы, мучающие героев пьесы, может задать себе и наш современник: насколько верны принятые нами решения, объективно ли мы судим о чем-либо и к какой категории людей сами относимся - « к мерзавцам своей жизни», по выражению правдолюбца Платона, или «к патриотам своего отечества».

Чтобы донести до зрителя эти простые истины, Сергею Женовачу не пришлось даже вносить какие-либо коррективы в текст Островского или «украшать» спектакль дополнительными эффектами. В этом, как единогласно заявили после спектакля народные артисты России Людмила Полякова, Евгения Глушенко, Василий Бочкарев и Александр Клюквин, и есть величие классики.

- Мы современные люди во всех своих проявлениях, начиная с образа мыслей, - говорит Людмила Полякова. - Помнится, я играла в «Недоросле» Фонвизина и «Свои люди - сочтемся» Островского с недавно ушедшим из жизни гениальным актером Афанасием Кочетковым. И он мне говорил: «Люда! Я ничего не понимаю! Ты точно по Островскому и по Фонвизину текст читаешь?!» Я ему и отвечаю, что точно, вплоть до запятой. Просто ситуация настолько узнаваема и актуальна, что текст звучит как современный.

- Я заметила, что у нас на спектаклях в Москве сидят представители трех поколений - бабушки, родители и дети, - добавила Евгения Глушенко. - Каждый из них находит в пьесе что-то, созвучное своим мыслям и настроениям. Это самое прекрасное. Не важно, что играть, - роль в классической или современной драме. Главное, чтобы спектакль отражал жизнь. Тогда он интересен зрителю.

- Если есть обращение к сердцу человека, к его духовности - форма выражения неважна, - заключил Василий Бочкарев. - Как актер я погрузился в проблему, поставленную Островским, но так как я живу сегодня, ее я перекладываю на свое сегодняшнее «я». Если это честно - то меня услышат.

Из Калининграда народные артисты России уехали с уникальным даром в музей старейшего русского театра - копией цветной фотографии на стеклянной пластине актерской семьи Варвары и Ивана Рыжовых, игравших в Малом театре. Как рассказала Светлана Соколова, директор калининградского музея «Фридландские ворота», где выставлялась коллекция этих снимков, владелец уникальной фотографии - калининградец Павел Рябов, а сделана она в 1910 - 1913 годах его прадедом - известным московским меценатом Сергеем Рябовым. К слову, в роду Рябовых также были актеры, игравшие в Малом театре, - Павел Рябов, умерший в 1906 году, оставил мемуары под названием «Записки старого актера».

- Сергей Рябов был фотографом-любителем - снимал пейзажи, семью, друзей, - говорит Светлана Соколова. - Когда мы стали знакомиться с коллекцией, то обнаружили фотографии актеров Малого театра - Рыжовых, а также снимок Федора Шаляпина, которых нет в музее Малого театра и Музее имени Шаляпина в Москве. Когда же в Калининград на фестиваль приехал Малый театр, мы решили подарить копию уникального снимка семьи Рыжовых в музей театра.


Анна Шонова
«Российская газета», 04.10.2006

Дата публикации: 04.10.2006
«Пресса о гастролях Малого театра»

КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ

Калининградец подарил Малому театру семейную реликвию

Впервые в Калининграде в рамках фестиваля искусств «Балтийские сезоны» русскую классику представили калининградцам народные артисты из Государственного академического Малого театра России.

Пьеса Александра Островского «Правда - хорошо, а счастье - лучше» в постановке Сергея Женовача прошла в областном драматическом театре при полном аншлаге. История любви купеческой внучки Поликсены и бедняка-правдолюбца Платона Зыбкина, которой одни герои препятствуют, другие - способствуют, происходит в Замоскворечье в XIX веке, но не оставляет равнодушным современного зрителя. Фактически от XIX века в спектакле остались только декорации да костюмы артистов. Ситуация же оказалась типичной и для сегодняшнего общества, а вопросы, мучающие героев пьесы, может задать себе и наш современник: насколько верны принятые нами решения, объективно ли мы судим о чем-либо и к какой категории людей сами относимся - « к мерзавцам своей жизни», по выражению правдолюбца Платона, или «к патриотам своего отечества».

Чтобы донести до зрителя эти простые истины, Сергею Женовачу не пришлось даже вносить какие-либо коррективы в текст Островского или «украшать» спектакль дополнительными эффектами. В этом, как единогласно заявили после спектакля народные артисты России Людмила Полякова, Евгения Глушенко, Василий Бочкарев и Александр Клюквин, и есть величие классики.

- Мы современные люди во всех своих проявлениях, начиная с образа мыслей, - говорит Людмила Полякова. - Помнится, я играла в «Недоросле» Фонвизина и «Свои люди - сочтемся» Островского с недавно ушедшим из жизни гениальным актером Афанасием Кочетковым. И он мне говорил: «Люда! Я ничего не понимаю! Ты точно по Островскому и по Фонвизину текст читаешь?!» Я ему и отвечаю, что точно, вплоть до запятой. Просто ситуация настолько узнаваема и актуальна, что текст звучит как современный.

- Я заметила, что у нас на спектаклях в Москве сидят представители трех поколений - бабушки, родители и дети, - добавила Евгения Глушенко. - Каждый из них находит в пьесе что-то, созвучное своим мыслям и настроениям. Это самое прекрасное. Не важно, что играть, - роль в классической или современной драме. Главное, чтобы спектакль отражал жизнь. Тогда он интересен зрителю.

- Если есть обращение к сердцу человека, к его духовности - форма выражения неважна, - заключил Василий Бочкарев. - Как актер я погрузился в проблему, поставленную Островским, но так как я живу сегодня, ее я перекладываю на свое сегодняшнее «я». Если это честно - то меня услышат.

Из Калининграда народные артисты России уехали с уникальным даром в музей старейшего русского театра - копией цветной фотографии на стеклянной пластине актерской семьи Варвары и Ивана Рыжовых, игравших в Малом театре. Как рассказала Светлана Соколова, директор калининградского музея «Фридландские ворота», где выставлялась коллекция этих снимков, владелец уникальной фотографии - калининградец Павел Рябов, а сделана она в 1910 - 1913 годах его прадедом - известным московским меценатом Сергеем Рябовым. К слову, в роду Рябовых также были актеры, игравшие в Малом театре, - Павел Рябов, умерший в 1906 году, оставил мемуары под названием «Записки старого актера».

- Сергей Рябов был фотографом-любителем - снимал пейзажи, семью, друзей, - говорит Светлана Соколова. - Когда мы стали знакомиться с коллекцией, то обнаружили фотографии актеров Малого театра - Рыжовых, а также снимок Федора Шаляпина, которых нет в музее Малого театра и Музее имени Шаляпина в Москве. Когда же в Калининград на фестиваль приехал Малый театр, мы решили подарить копию уникального снимка семьи Рыжовых в музей театра.


Анна Шонова
«Российская газета», 04.10.2006

Дата публикации: 04.10.2006