Новости

АКТЕРСКИЕ БАЙКИ ГРИГОРИЯ ГОБЕРНИКА

АКТЕРСКИЕ БАЙКИ ГРИГОРИЯ ГОБЕРНИКА

Григорий Гоберник, Заслуженный деятель искусств России, композитор, заместитель художественного руководителя Малого театра. Под его музыку в «Собачьем сердце» профессор Преображенский и доктор Борменталь учили Шарикова уму-разуму, в «Бесприданнице» Лариса любила Паратова, в «Чайке» страдал Треплев, в «Женитьбе» сватались к Агафье Тихоновне, в «Доходном месте» Полинька примеряла шляпку, в «Много шума из ничего» Бенедикт маскируется под статую, герои «Таинственного ящика» пляшут и поют, а в «Мнимом больном» разыгрывают целую оперу. Он окончил композиторское отделение Новосибирской консерватории им. Глинки. Его дипломная работа называлась «Коллаж-концерт». Потом были «Античная поэма» для симфонического оркестра, «Концерт в лицах» для хора, балет «Мольер», две детские оперы, пять мюзиклов, но, сочинив ещё в студенческие годы музыку для драматического театра, Григорий Гоберник увлёкся и посвятил этому всю жизнь.

После окончания консерватории он пришёл в Новосибирский ТЮЗ на должность заведующего музыкальной части, но скоро стал художественным руководителем. Композитор, возглавляющий драматический театр, случай редкий, если не единственный. Во времена Гоберника ТЮЗ изменился, зазвучал по-новому, приобрёл широкую известность. Восемь лет назад он стал заместителем художественного руководителя московского Малого театра. Он отвечает за всё, как сам говорит, что касается звука. Для Малого театра он писал и раньше: «Леший», «Пир победителей», «Преступная мать, или Второй Тартюф», «Убийство Гонзаго». Сейчас зрители могут слышать его музыку в спектаклях «Три сестры», «Корсиканка», «Таинственный ящик», «Мнимый больной».

Объяснительные

Мы с коллегами отмечали Старый Новый год. Как-то я прочитал объяснительные артистов, которые накопились за сезон. Потом это стало традицией, и каждый раз 13 января я читал уважительные причины, которые артисты указывали в случае неявки на работу. Среди них были: «Вчера вечером съела что-то несъедобное и не смогла утром прийти в театр», «Всю ночь под моим окном мяукал озабоченный кот. Я заснул только под утро и поэтому проспал репетицию», «Достала импортную краску для волос. Вечером покрасила волосы, а утром обнаружила, что они зелёного цвета. В таком виде я не могла показаться вам на глаза», «С утра отвёз тёщу на вокзал. Поезд подали с опозданием на три часа. Я не мог оставить тещу одну на вокзале. Она могла не дождаться подачи поезда и вернуться к нам домой».

Трудно петь

Я написал музыку к спектаклю «Собачье сердце» для Ленинградского театра имени Ленсовета. В пьесе Швондер со своими активистами всё свободное время занимался хоровым пением. Я придумал незатейливый мотивчик, разложил его на несколько голосов и стал разучивать с артистами. На одной из репетиций попросил артиста, который пел средним голосом: «Пожалуйста, выделите свою партию». На что он мне, вздохнув, ответил: «Вы знаете, мне очень трудно петь с выделениями».

Мелодия скрипящего круга

В одном из провинциальных театров режиссёр начал ставить спектакль, а я, сидя у себя дома, писал к этому спектаклю музыку. У каждого из нас был текст пьесы, и мы общались по телефону. Вдруг он звонит и просит меня: «В первом акте для перехода с картины на картину напиши, пожалуйста, музыку, и чтобы она звучала как можно громче». Я удивился: «Там же по смыслу это абсолютно не нужно». Он привёл мне исчерпывающий аргумент: «В этом месте переход осуществляется с помощью сценического круга, а он скрипит до невозможности». Я написал музыку и назвал её «Мелодия скрипящего круга».

Пожарный

Раньше спектакли принимала комиссия при управлении культуры. Они просмотрели спектакль на производственную тему. Во время обсуждения заместитель начальника управления, представительная дама сказала: «Очень полезный спектакль. Очень точный в мелочах, даже на заднем плане артист работает очень талантливо. Интересное решение». На самом деле в театр пришёл новый пожарный, который дотошно следил, чтобы всё было в порядке во вверенном ему хозяйстве. Во время прогона спектакля ему показалось, что в районе задника что-то искрит. Недолго думая, он вышел на сцену и стал проверять проводку. Его-то дама из министерства и отметила как особо талантливого артиста.

Свет

Режиссёр Виктор Орлов во время репетиций в полумраке записывал ошибки и неточности, а потом читал их артистам. После прогона спектакля «Любовь необъяснимая» он читает: «Жена поздно погасила свет». Артисты переглянулись, в спектакле никакой жены не было. На всякий случай поинтересовались: «Вы кого имеете в виду?» Он долго пытался разобраться в своих каракулях, а потом радостно сообщил: «Жанна поздно погасила свет». Жанна была помощником режиссёра.

Графин

В театре была женщина, отвечающая за реквизит, которая очень боялась, что он ненароком куда-то денется. Стоило артисту использовать в сцене какую-то вещь, как она тут же относила её в комнату и запирала на ключ. С годами это превратилось в манию, и вещи стали исчезать со сцены, не успев побывать в руках артистов. Был случай, когда артисту на сцене, не по тексту, пришлось несколько раз спрашивать: «А где подсвечник?» В другом спектакле артистка, не обнаружив веер, принялась обмахиваться газетой. Хуже всех пришлось артисту, герой которого, чтобы отравить соперника, насыпал яд в графин. Когда в следующей сцене он со словами: «Я вам сейчас налью вина» направился к столику, хрустального графина, над которым тряслась реквизиторша, там не оказалось. Она решила, что графин уже отыграл своё и спрятала его под замок. Пришлось артисту спасать положение. Он протянул пустой бокал и сказал: «Я вам уже налил». Партнёр отреагировал правильно. Нимало не смутившись, он сделал вид, что осушил бокал.

Правила письма

Режиссёр Борис Морозов ставил «Чайку» в Тель-Авиве. Я писал музыку дома. К нему уезжал человек, и я передал фонограмму, записанную на плёнку, но попросил сделать копию и её отвезти. Морозов сел слушать, ничего понять не смог. На пленке звучала какая-то какофония. Решил дождаться меня. Когда я прилетел, он поставил мне пленку. Сначала я тоже ничего не смог разобрать, а потом понял. Плёнку после копирования не перемотали, и мы слушали музыку задом наперёд. Я предложил Борису Афанасьевичу: «Здесь пишут справа налево, может быть, и музыку оставим в таком виде?» Морозов юмор оценил, но в спектакле музыка звучала как следует.

Выговор

Шёл спектакль в новосибирском «Глобусе». Отыгравший артист ушёл со сцены, снял костюм, сидел в гримерной, отдыхал. Вдруг слышит по трансляции объявляют: «Всем артистам, занятым в спектакле выйти на поклон». Он помчался кланяться и выскочил на сцену в трусах. Зрители покатывались со смеху, но самому артисту было не до смеха, когда на следующий день ему объявили выговор за появление на публике в неприличном виде.

Встреча

Это был тот год, когда М.С. Горбачёв выдвинул на выборах вторично свою кандидатуру. Он приехал в Новосибирск, и нас предупредили, что он посетит наш театр «Глобус». Шла репетиция спектакля «Прощальная гастроль князя К.». Входит Горбачёв. Репетиция останавливается. Артистки приглашают Михаила Сергеевича на сцену, усаживают его в кресло, начинают с ним фотографироваться. Когда он покинул театр, раздался голос режиссёра Анатолия Морозова: «Женщины города Мордасова, я третий день бьюсь, чтобы вы сыграли сцену встречи князя, а вы не можете. Только что я воочию убедился, что вы всё можете. Ну-ка быстренько повторите, что вы сейчас здесь делали, но с князем».

Второй муж

В спектакле «Прощальная гастроль князя К.» режиссёр Анатолий Морозов назначил два состава исполнителей. В первом отца Зиночки играл артист высокого роста. Артист неплохой, но что греха таить, злоупотреблял. Однажды в паузах между своими появлениями на сцене он так наклюкался, что к концу первого акта вообще не держался на ногах. Мы срочно вызвали артиста из второго состава, благо он жил недалеко от театра. Тот приехал, переоделся и вышел на сцену. Мы были очень довольны, что вовремя подсуетились. В недоумении были зрители. Они никак не могли взять в толк, почему это отец Зиночки уменьшился в размерах. Артист, который появился во втором акте, был ниже среднего роста. В конце концов, в зале решили, что мать Зиночки между первым и вторым актом вторично вышла замуж. Чтобы не смущать зрителей, больше мы таких замен не делали, но за этим артистом во время спектакля установили жёсткий контроль.

Записала Татьяна Петренко
«Театральная афиша», апрель 2006

Дата публикации: 14.06.2006
АКТЕРСКИЕ БАЙКИ ГРИГОРИЯ ГОБЕРНИКА

Григорий Гоберник, Заслуженный деятель искусств России, композитор, заместитель художественного руководителя Малого театра. Под его музыку в «Собачьем сердце» профессор Преображенский и доктор Борменталь учили Шарикова уму-разуму, в «Бесприданнице» Лариса любила Паратова, в «Чайке» страдал Треплев, в «Женитьбе» сватались к Агафье Тихоновне, в «Доходном месте» Полинька примеряла шляпку, в «Много шума из ничего» Бенедикт маскируется под статую, герои «Таинственного ящика» пляшут и поют, а в «Мнимом больном» разыгрывают целую оперу. Он окончил композиторское отделение Новосибирской консерватории им. Глинки. Его дипломная работа называлась «Коллаж-концерт». Потом были «Античная поэма» для симфонического оркестра, «Концерт в лицах» для хора, балет «Мольер», две детские оперы, пять мюзиклов, но, сочинив ещё в студенческие годы музыку для драматического театра, Григорий Гоберник увлёкся и посвятил этому всю жизнь.

После окончания консерватории он пришёл в Новосибирский ТЮЗ на должность заведующего музыкальной части, но скоро стал художественным руководителем. Композитор, возглавляющий драматический театр, случай редкий, если не единственный. Во времена Гоберника ТЮЗ изменился, зазвучал по-новому, приобрёл широкую известность. Восемь лет назад он стал заместителем художественного руководителя московского Малого театра. Он отвечает за всё, как сам говорит, что касается звука. Для Малого театра он писал и раньше: «Леший», «Пир победителей», «Преступная мать, или Второй Тартюф», «Убийство Гонзаго». Сейчас зрители могут слышать его музыку в спектаклях «Три сестры», «Корсиканка», «Таинственный ящик», «Мнимый больной».

Объяснительные

Мы с коллегами отмечали Старый Новый год. Как-то я прочитал объяснительные артистов, которые накопились за сезон. Потом это стало традицией, и каждый раз 13 января я читал уважительные причины, которые артисты указывали в случае неявки на работу. Среди них были: «Вчера вечером съела что-то несъедобное и не смогла утром прийти в театр», «Всю ночь под моим окном мяукал озабоченный кот. Я заснул только под утро и поэтому проспал репетицию», «Достала импортную краску для волос. Вечером покрасила волосы, а утром обнаружила, что они зелёного цвета. В таком виде я не могла показаться вам на глаза», «С утра отвёз тёщу на вокзал. Поезд подали с опозданием на три часа. Я не мог оставить тещу одну на вокзале. Она могла не дождаться подачи поезда и вернуться к нам домой».

Трудно петь

Я написал музыку к спектаклю «Собачье сердце» для Ленинградского театра имени Ленсовета. В пьесе Швондер со своими активистами всё свободное время занимался хоровым пением. Я придумал незатейливый мотивчик, разложил его на несколько голосов и стал разучивать с артистами. На одной из репетиций попросил артиста, который пел средним голосом: «Пожалуйста, выделите свою партию». На что он мне, вздохнув, ответил: «Вы знаете, мне очень трудно петь с выделениями».

Мелодия скрипящего круга

В одном из провинциальных театров режиссёр начал ставить спектакль, а я, сидя у себя дома, писал к этому спектаклю музыку. У каждого из нас был текст пьесы, и мы общались по телефону. Вдруг он звонит и просит меня: «В первом акте для перехода с картины на картину напиши, пожалуйста, музыку, и чтобы она звучала как можно громче». Я удивился: «Там же по смыслу это абсолютно не нужно». Он привёл мне исчерпывающий аргумент: «В этом месте переход осуществляется с помощью сценического круга, а он скрипит до невозможности». Я написал музыку и назвал её «Мелодия скрипящего круга».

Пожарный

Раньше спектакли принимала комиссия при управлении культуры. Они просмотрели спектакль на производственную тему. Во время обсуждения заместитель начальника управления, представительная дама сказала: «Очень полезный спектакль. Очень точный в мелочах, даже на заднем плане артист работает очень талантливо. Интересное решение». На самом деле в театр пришёл новый пожарный, который дотошно следил, чтобы всё было в порядке во вверенном ему хозяйстве. Во время прогона спектакля ему показалось, что в районе задника что-то искрит. Недолго думая, он вышел на сцену и стал проверять проводку. Его-то дама из министерства и отметила как особо талантливого артиста.

Свет

Режиссёр Виктор Орлов во время репетиций в полумраке записывал ошибки и неточности, а потом читал их артистам. После прогона спектакля «Любовь необъяснимая» он читает: «Жена поздно погасила свет». Артисты переглянулись, в спектакле никакой жены не было. На всякий случай поинтересовались: «Вы кого имеете в виду?» Он долго пытался разобраться в своих каракулях, а потом радостно сообщил: «Жанна поздно погасила свет». Жанна была помощником режиссёра.

Графин

В театре была женщина, отвечающая за реквизит, которая очень боялась, что он ненароком куда-то денется. Стоило артисту использовать в сцене какую-то вещь, как она тут же относила её в комнату и запирала на ключ. С годами это превратилось в манию, и вещи стали исчезать со сцены, не успев побывать в руках артистов. Был случай, когда артисту на сцене, не по тексту, пришлось несколько раз спрашивать: «А где подсвечник?» В другом спектакле артистка, не обнаружив веер, принялась обмахиваться газетой. Хуже всех пришлось артисту, герой которого, чтобы отравить соперника, насыпал яд в графин. Когда в следующей сцене он со словами: «Я вам сейчас налью вина» направился к столику, хрустального графина, над которым тряслась реквизиторша, там не оказалось. Она решила, что графин уже отыграл своё и спрятала его под замок. Пришлось артисту спасать положение. Он протянул пустой бокал и сказал: «Я вам уже налил». Партнёр отреагировал правильно. Нимало не смутившись, он сделал вид, что осушил бокал.

Правила письма

Режиссёр Борис Морозов ставил «Чайку» в Тель-Авиве. Я писал музыку дома. К нему уезжал человек, и я передал фонограмму, записанную на плёнку, но попросил сделать копию и её отвезти. Морозов сел слушать, ничего понять не смог. На пленке звучала какая-то какофония. Решил дождаться меня. Когда я прилетел, он поставил мне пленку. Сначала я тоже ничего не смог разобрать, а потом понял. Плёнку после копирования не перемотали, и мы слушали музыку задом наперёд. Я предложил Борису Афанасьевичу: «Здесь пишут справа налево, может быть, и музыку оставим в таком виде?» Морозов юмор оценил, но в спектакле музыка звучала как следует.

Выговор

Шёл спектакль в новосибирском «Глобусе». Отыгравший артист ушёл со сцены, снял костюм, сидел в гримерной, отдыхал. Вдруг слышит по трансляции объявляют: «Всем артистам, занятым в спектакле выйти на поклон». Он помчался кланяться и выскочил на сцену в трусах. Зрители покатывались со смеху, но самому артисту было не до смеха, когда на следующий день ему объявили выговор за появление на публике в неприличном виде.

Встреча

Это был тот год, когда М.С. Горбачёв выдвинул на выборах вторично свою кандидатуру. Он приехал в Новосибирск, и нас предупредили, что он посетит наш театр «Глобус». Шла репетиция спектакля «Прощальная гастроль князя К.». Входит Горбачёв. Репетиция останавливается. Артистки приглашают Михаила Сергеевича на сцену, усаживают его в кресло, начинают с ним фотографироваться. Когда он покинул театр, раздался голос режиссёра Анатолия Морозова: «Женщины города Мордасова, я третий день бьюсь, чтобы вы сыграли сцену встречи князя, а вы не можете. Только что я воочию убедился, что вы всё можете. Ну-ка быстренько повторите, что вы сейчас здесь делали, но с князем».

Второй муж

В спектакле «Прощальная гастроль князя К.» режиссёр Анатолий Морозов назначил два состава исполнителей. В первом отца Зиночки играл артист высокого роста. Артист неплохой, но что греха таить, злоупотреблял. Однажды в паузах между своими появлениями на сцене он так наклюкался, что к концу первого акта вообще не держался на ногах. Мы срочно вызвали артиста из второго состава, благо он жил недалеко от театра. Тот приехал, переоделся и вышел на сцену. Мы были очень довольны, что вовремя подсуетились. В недоумении были зрители. Они никак не могли взять в толк, почему это отец Зиночки уменьшился в размерах. Артист, который появился во втором акте, был ниже среднего роста. В конце концов, в зале решили, что мать Зиночки между первым и вторым актом вторично вышла замуж. Чтобы не смущать зрителей, больше мы таких замен не делали, но за этим артистом во время спектакля установили жёсткий контроль.

Записала Татьяна Петренко
«Театральная афиша», апрель 2006

Дата публикации: 14.06.2006