Новости

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖЕНА ВОЖДЯ ПРОЛЕТАРИАТА

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖЕНА ВОЖДЯ ПРОЛЕТАРИАТА

Она не выходила из роли Крупской почти десять лет

Волей-неволей, но в середине апреля мы вспоминаем вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина. И можно быть демократом, коммунистом, национал-большевиком или просто плевать на все возможные политические идеи, но на ленинский субботник до сих пор выходят всем миром. Вместе с шутками про надувное бревно вспоминается неизменная спутница Владимира Ильича — Надежда Константиновна Крупская. «Честь» доносить ее образ до соотечественников выпала в 80-х годах прошлого века актрисе Малого театра, заслуженной артистке России Валентине Светловой.

Тропинка петляет от станции Ильинское к безликой десятиэтажке — мы в гостях у «соратника вождя».
— Я в роли Крупской снималась бесконечно! — отвечает на еще не заданный вопрос Валентина Владимировна. — Больше года — «Ленин в Париже», потом телесериал «Ленин, страницы жизни» — двадцать восемь серий режиссера Лисаковича. Ильича играл Николай Губенко. Когда позвали в третий фильм, отказалась. Попробуй потом что-либо еще сыграть с лицом Крупской!
— Как удалось добиться такой «чести» в первый раз?
— Во-первых, на Крупскую я просто похожа, во-вторых, конечно, были кинопробы, и я оказалась наиболее подходящей. Позвонили и сказали: давайте загранпаспорт делать и поедете во Францию. Это была мечта. Я уже была во Франции артисткой мюзик-холла и думала: боже, неужели я туда больше никогда не попаду? Видимо, то, чего ты очень хочешь, к тебе обязательно приходит. Франция — вторая по значимости страна в моей жизни. У меня последний муж француз. Сейчас старшая внучка учится там. В школе я учила французский, а потом с мужем так навострилась, что говорила как на родном.
Мы складываем две фотографии: Светлова со скрученными в узел сзади волосами и памятник Крупской на Страстном бульваре — сходство безусловное. Кстати, я никогда не думала, что эта красивая женщина, застывшая в монументе, — Надежда Константиновна. Крупская почему-то всегда представлялась старухой-учительницей.

СПРАВКА «МК»

«ЛЕНИН В ПАРИЖЕ», СССР, «Мосфильм», 1981, цв., 106 мин. Историко-революционный биографический фильм. Автор сценария Е.Габрилович, сценарист и режиссер С.Юткевич, сопостановщик Л.Эйдлин, оператор Н.Немоляев, художник Л.Кусакова, музыка: Григорий Фрид. В ролях: Юрий Каюров, Валентина Светлова, Клод Жад, Владимир Антоник, Павел Кадочников, Антонина Максимова, Борис Иванов, Альберт Филозов, Виталий Шаповалов, Анатолий Адоскин, Елена Коренева, Сергей Пожарский. Группа выполнила взятое на себя социалистическое обязательство — съемки завершены к открытию XXVI съезда КПСС.

— Съемки в Париже были под контролем органов и партработников?
— У этого фильма звездный состав. Юткевич был настолько значимой фигурой, уже снял несколько фильмов о Ленине, Герой Социалистического Труда, чего за ним следить? Инессу Арманд играла известная французская актриса Клод Жад, очень красивая женщина, любимая актриса Хичкока. Павел Кадочников играл Поля Лафарга, зятя Маркса. (Кстати, когда он и его супруга, Лаура Лафарг — А.Максимова — поняли, к какому кризису ведет их деятельность, они свели счеты с жизнью.) Ленин — гениальный Каюров, тоже игравший вождя не единожды. А снимал мой любимый оператор — Коля Немоляев.
Свободно в Париже шлялись по магазинам. Хотя в первый же день у меня украли все деньги. Я лишь успела купить на улице дешевенький браслетик, украшенный монетками с видами города. И сопостановщик Сергея Юткевича, режиссер Леонид Эйдлин, меня первый месяц прикармливал. На съемки я приехала из Германии — роскошная, в красном плаще и шляпе. Французские осветители прореагировали однозначно: «Если бы Крупская была такая, как вы, то Ленин занимался бы совсем другим делом».
Воспоминания Юрия Каюрова: «В фильме «Ленин в Париже» в сценарии была сцена: Ильич сидит с Арманд на скамеечке, о чем-то беседуют — у них же был роман, это все прекрасно знают. Но была советская власть, была цензура, и сказали: нет-нет, только никаких романов с Инессой Арманд. Пусть за ней будет ухаживать рабочий Трофимов, который посещал школу Лонжюмо, где преподавал Владимир Ильич. У нас была сцена в кафе, где пел Монтегюс. Ленин, как известно, ходил на эти концерты. В картине в результате в кафе он сидит со своей благоверной Надеждой Константиновной, а с Инессой Арманд — Трофимов. Так фильм лишился пикантного достоверного эпизода».

СПРАВКА «МК»

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869—1939), политический деятель, профессиональный революционер. Член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». По делу союза была в 1897 году арестована, а затем выслана на три года из Петербурга. Ссылку отбывала сначала в Шушенском, в Сибири, где в то время был в ссылке В.И.Ленин, за которого в июле 1898 года она вышла замуж. Вместе с ним участвовала в создании партии. С 1917-го член коллегии, с 1929-го заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920-го председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924-го, член ЦК партии с 1927-го. Умерла Крупская в 1939 г., на следующий день после празднования ее 70-летия, где, по одной из версий, ее накормили отравленным тортом.

— Играть жену вождя было за честь или…?
— Вообще-то я была скорее диссидентски настроена. Тогда нельзя было покупать никакие книги за границей, а уж тем более провозить. Газету «Русская мысль» я читала прямо на полу в книжном магазине, чтобы никто не застукал. Накупила книг, которые помогли понять революцию и весь этот ленинский сюжет совсем с другой стороны. В результате стала вырисовываться картина того революционного кошмара: как готовили переворот с девятисотых годов, как он не удался в 1905-м. Что это были за люди и на какие деньги они существовали. Вообще, Ленин в этом плане был не дурак. Первое, что он сделал, — переехал жить в Кремль и стал ездить на «Роллс-Ройсе». И вообще, если честно, я думаю, что и в Великой Отечественной войне победу мы одержали лишь силами дореволюционными, тогда было на чем держаться. Я посчитала: война началась в 1941-м, революция была в 1917-м, значит, тем, кто родился в 17-м, было по двадцать четыре, а на войну в основном пошли сорокалетние, то есть они и родились до революции и воспитаны были до нее, в духе любви к отечеству. Им просто подставили другого царя-батюшку — Сталина.
— Крупская, по-вашему, в истории фигура положительная?
— Всегда нужно найти что-то, чем можно оправдать свою героиню, ее поступки. Ленину всегда было некогда, а ему приходило безумное количество писем. Крупская считала своим долгом ни одно письмо не оставлять без внимания. Она с утра до ночи отвечала на письма, с чем бы ни обращался человек. Это говорит об обязательности и доброжелательности к людям. И потом она была красива! Когда мы пришли в музей Ленина в Кремле, то его работники возмутились: «Нет, в молодости Крупская была выше и красивее!» У нее была очень толстая коса, тонкая длинная шея. А вот этот облик, знакомый всем нам, она приобрела после сложнейшей операции на щитовидке в Швейцарии. У нее появилась базедова болезнь и отечность. Кроме того, она была очень образованной женщиной, культурной, интеллигентной. Еще один положительный момент — она была в жутких контрах со Сталиным. Хотела захоронить мужа как подобает, была против этого жуткого мавзолея.
— Знакомые потом вас Наденькой не величали?
— Нет. Правда, наш актер Рома Филиппов (известный всей стране в роли Ладыжинского Евгения Николаевича из «Бриллиантовой руки», приглашавшего Миронова на Колыму) написал очень смешные стихи «Парижанка».

Звезда мюзик-холла

— К роли Крупской я пришла уже взрослой, закаленной девушкой. Мама моя, балерина, и папа, солист оперы Большого Владимир Гаврюшов, готовили меня к поступлению в консерваторию. При этом я занималась балетом. Втайне от всех сама пошла на конкурс в мюзик-холл, и меня приняли. Родители были в полуобморочном состоянии, а я сразу уехала на гастроли. Стала ездить за границу, привозить подарки, это примирило их с моим выбором. В 1967-м вся Москва была в афишах с моими фотографиями. Первая же программа, в которой я участвовала, называлась «Сто и один день в Париже», потом был «Монмартр». Когда я вышла замуж за известного футболиста Славу Амбарцумяна и нам должны были дать квартиру, позвонил начальник «Спартака» Николай Петрович Старостин и спросил: «Вы действительно такая красивая, как на афишах?» А я молодая была, нахалка, ответила: еще лучше.
— Артистка и футболист?
— Мы были с выступлениями в Киеве. Туда же приехал «Спартак» играть с киевским «Динамо». Была как бы творческая встреча. Так мы познакомились с Вячеславом Амбарцумяном. В 1968-м родилась дочка Оля, это было для меня очень счастливое время, Слава был лучшим футболистом года. Когда я была беременна, то первый раз в жизни посетила стадион. «Лужники» были забиты полностью. Объявили номер 10 — Амбарцумян, люди повскакивали с мест и, размахивая пиджаками над головой, стали орать. С него буквально пуговицы срывали на сувениры. Тогда «Спартак» выигрывал все. В Большом, когда любимая команда выигрывала, музыканты ставили на пюпитры маленький красный флажок, проигрывала — черный.
— Как уживались две звезды?
— Я полностью отдала ему лидерство и очень страдала, когда он нас бросил. Ушел ради солистки ансамбля Моисеева. Думала, что жизнь моя кончилась. Потом все наладилось. Я еще три раза была замужем.
…Руководитель и основатель мюзик-холла Александр Конников углядел в Светловой задатки актрисы. С его легкой руки она пошла поступать сразу в несколько театральных училищ и прошла конкурс во всех. Щепкинское было выбрано по простой причине — там изначально лежали документы, а перекидывать их куда-либо было уже сложно. Правда, о данной случайности Светлова не жалеет:
— Я училась у Николая Александровича Анненкова. После учебы меня взяли в Малый театр, что может быть лучше? Папа всегда говорил: «Валечка, существуют только Большой и Малый театры, все остальное — клубы».
— Учиться было тяжело?
— Нет, но приходилось зарабатывать деньги. Я стала диктором на телевидении. Вела праздничные передачи по первому каналу. Руководитель дикторского отдела Игорь Кириллов меня уговаривал остаться, предполагал большое будущее, но я выбрала театр. В Малом я начала с Софьи в «Горе от ума». Потом была Федра, Хозяйка Медной горы, Екатерина I и другие. Кстати, Софью я играла очень долго, пятнадцать лет. Вместе с Виталием Соломиным — исполнителем роли Чацкого. Любимая роль — Дунечки в «Холопах». Самый красивый спектакль — «Сказка о царе Салтане», в котором я играю царицу. К сожалению, идет он редко, из-за сложных декораций: коршун летает, бочка плывет… Я иду играть этот спектакль как на праздник. Сейчас играю в «Чайке» с лучшими актерами Малого — Ириной Муравьевой, Юрием Соломиным, Александром Михайловым.

Мон амур

— Мюзик-холл, кино, театр, а что же личная жизнь?
— Тоже была. Я два раза выходила замуж за дипработников. С одним из них нас познакомил Иосиф Кобзон со словами: «Виталик, ты просил, я нашел тебе все, что есть лучшее в Москве». Я так надеялась, что наконец-то будет семья, но не получилось… Через две недели после развода я познакомилась с главным мужчиной в моей жизни, с Пьером. Это был 1989 год. Моя подруга позвала меня развеяться на выставку фотографий. К нам присоединилась знакомая переводчица, а с ней француз. После мы часа три сидели в ресторане. Я рассказывала про внучку, бабушкой я стала в 36 лет, про предстоящие гастроли в Новосибирске. С утра неожиданно позвонил Пьер, пригласил позавтракать, подарил букет и сказал: «Я предлагаю вам быть моей женой».
— Вот так, с ходу?
— Да. Мы встречались в Москве, потом я опять прилетела в Париж. Пьер привел меня домой, вдруг вспыхнул свет, и я увидела везде цветы и свои фотографии. Я на улице, дома, маленькая на горшке, у мамы на руках, пропалываю морковку, в роли, на пробах. Он тайком стащил детские карточки из семейного архива. Пьер показал мне, как женщина может себя реально почувствовать любимой и счастливой. Открыл мир с высоты своего положения. Он далеко не бедный человек, очень интересный и образованный. Так Франция еще раз появилась в моей жизни.

СПРАВКА «МК»

1911 год. Ленин организовывает под Парижем — в маленьком местечке Лонжюмо — первую партийную школу большевиков. Впоследствии в Париже, в квартире на улице Мари-Роз, 4, где три года жил Ильич, был открыт музей. Ныне на доме нет даже памятной доски. Скромная двухкомнатная квартира далеко не в самом привилегированном округе Парижа была впоследствии приобретена французской компартией и являлась непременным пунктом на маршруте экскурсантов из СССР. Квартира состоит из рабочего кабинета со спальным уголком. Здесь размещена экспозиция, кратко рассказывающая о жизни и деятельности вождя мирового пролетариата. Некоторые экспонаты свидетельствуют о посещении этого места Леонидом Брежневым и Михаилом Горбачевым, другими советскими руководителями, оставлявшими на память кто бронзовый бюст, кто гравюру.

— К бывшим французский муж не ревновал?
— Когда узнал, что мой первый муж футболист, то организовал матч между ветеранами французской сборной и сборной СССР. В основном это было сделано для Славы.
…Такой вот скромный подарочек. Держу в руках сертификат на другой «сувенир» — от фирмы элитных украшений. Точная копия безделушки, которую Наполеон подарил Жозефине. Валентина трепетно достает сокровище. В сердцевине медальона фотография мужа с подписью «мон амур…»
— Пьер постоянно пытался помогать мне, моей семье и всем знакомым. Но у нас принято держать марку. Я сама шила платья из крепдешина и приезжала в Париж, играя роль богатой красавицы, садилась за рояль, пела и сражала французов этим наповал. Я очень хорошо говорю по-французски.
…Пьер купил в Париже квартиру специально с видом на русскую церковь. Подарок Пьера — белый рояль, на нем подарок Валентины — набор хохломы.
— Мы как-то были в Китае и, чтобы забраться на Великую Китайскую стену, встали в шесть утра. Пошли завтракать. Он сидит с ломтиком сыра и чашечкой кофе, и тут появляюсь я с подносом, полным еды: мясо, рыба, морепродукты, макароны, фрукты. Он был удивлен: «Первый раз вижу человека, который может в шесть утра столько съесть».
— Как ухаживают французы?
— Нашим мужикам надо учиться писать письма, излагать свои мысли. Когда Пьер уезжал от меня в Париж, то оставлял подарки в разных уголках квартиры и, следуя его инструкциям по телефону, я находила в кармане шубы духи, в столовых приборах — кольцо, в ящике с бельем еще что-нибудь, а под подушкой — письмо: «Ты мое счастье, я никогда тебя не брошу, весь мир к твоим ногам…»
…Фотографии красивой французской жизни. Корсика, Светлова в доме Наполеона (Пьер родился с императором в один день). Портрет Валентины на серебряной пластине за 30 тысяч «вечно зеленых». В замке у друзей-миллионеров. Юг Франции. Ницца. Елисейские поля. Семейная яхта в Сан-Тропе. Среди прочих — вдруг снимки, сделанные на даче Валиных родителей в Апрелевке: Пьер и его брат, два богатейших француза, своими руками чинят подмосковный забор. Семья жила на два дома. То он здесь, во Франции, то она там — в России. Валентина брала отпуска, больничные... И так больше десяти лет. Из французской квартиры Валентина уехала, оставив все…
— Сказка закончилась…
— Виновата я сама, точнее, театр. Это то, на что положена вся жизнь, с шести лет. Оставить сцену, уехать во Францию и быть просто женой для меня невозможно. Сегодня нехватку творчества на подмостках я выплескиваю в архитектурные проекты, ремонты, часто мысленно я перестраиваю квартиры всех знакомых. Разучиваю стихи, новые музыкальные произведения... Рядом лес, речка — красота. Вот хожу, гуляю, держу себя в форме для будущих ролей. Дай Бог, чтобы они были — а уж я-то к ним всегда готова.

Московский Комсомолец
от 19.04.2006
Юлия ГОНЧАРОВА.

Дата публикации: 24.04.2006
ФРАНЦУЗСКАЯ ЖЕНА ВОЖДЯ ПРОЛЕТАРИАТА

Она не выходила из роли Крупской почти десять лет

Волей-неволей, но в середине апреля мы вспоминаем вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина. И можно быть демократом, коммунистом, национал-большевиком или просто плевать на все возможные политические идеи, но на ленинский субботник до сих пор выходят всем миром. Вместе с шутками про надувное бревно вспоминается неизменная спутница Владимира Ильича — Надежда Константиновна Крупская. «Честь» доносить ее образ до соотечественников выпала в 80-х годах прошлого века актрисе Малого театра, заслуженной артистке России Валентине Светловой.

Тропинка петляет от станции Ильинское к безликой десятиэтажке — мы в гостях у «соратника вождя».
— Я в роли Крупской снималась бесконечно! — отвечает на еще не заданный вопрос Валентина Владимировна. — Больше года — «Ленин в Париже», потом телесериал «Ленин, страницы жизни» — двадцать восемь серий режиссера Лисаковича. Ильича играл Николай Губенко. Когда позвали в третий фильм, отказалась. Попробуй потом что-либо еще сыграть с лицом Крупской!
— Как удалось добиться такой «чести» в первый раз?
— Во-первых, на Крупскую я просто похожа, во-вторых, конечно, были кинопробы, и я оказалась наиболее подходящей. Позвонили и сказали: давайте загранпаспорт делать и поедете во Францию. Это была мечта. Я уже была во Франции артисткой мюзик-холла и думала: боже, неужели я туда больше никогда не попаду? Видимо, то, чего ты очень хочешь, к тебе обязательно приходит. Франция — вторая по значимости страна в моей жизни. У меня последний муж француз. Сейчас старшая внучка учится там. В школе я учила французский, а потом с мужем так навострилась, что говорила как на родном.
Мы складываем две фотографии: Светлова со скрученными в узел сзади волосами и памятник Крупской на Страстном бульваре — сходство безусловное. Кстати, я никогда не думала, что эта красивая женщина, застывшая в монументе, — Надежда Константиновна. Крупская почему-то всегда представлялась старухой-учительницей.

СПРАВКА «МК»

«ЛЕНИН В ПАРИЖЕ», СССР, «Мосфильм», 1981, цв., 106 мин. Историко-революционный биографический фильм. Автор сценария Е.Габрилович, сценарист и режиссер С.Юткевич, сопостановщик Л.Эйдлин, оператор Н.Немоляев, художник Л.Кусакова, музыка: Григорий Фрид. В ролях: Юрий Каюров, Валентина Светлова, Клод Жад, Владимир Антоник, Павел Кадочников, Антонина Максимова, Борис Иванов, Альберт Филозов, Виталий Шаповалов, Анатолий Адоскин, Елена Коренева, Сергей Пожарский. Группа выполнила взятое на себя социалистическое обязательство — съемки завершены к открытию XXVI съезда КПСС.

— Съемки в Париже были под контролем органов и партработников?
— У этого фильма звездный состав. Юткевич был настолько значимой фигурой, уже снял несколько фильмов о Ленине, Герой Социалистического Труда, чего за ним следить? Инессу Арманд играла известная французская актриса Клод Жад, очень красивая женщина, любимая актриса Хичкока. Павел Кадочников играл Поля Лафарга, зятя Маркса. (Кстати, когда он и его супруга, Лаура Лафарг — А.Максимова — поняли, к какому кризису ведет их деятельность, они свели счеты с жизнью.) Ленин — гениальный Каюров, тоже игравший вождя не единожды. А снимал мой любимый оператор — Коля Немоляев.
Свободно в Париже шлялись по магазинам. Хотя в первый же день у меня украли все деньги. Я лишь успела купить на улице дешевенький браслетик, украшенный монетками с видами города. И сопостановщик Сергея Юткевича, режиссер Леонид Эйдлин, меня первый месяц прикармливал. На съемки я приехала из Германии — роскошная, в красном плаще и шляпе. Французские осветители прореагировали однозначно: «Если бы Крупская была такая, как вы, то Ленин занимался бы совсем другим делом».
Воспоминания Юрия Каюрова: «В фильме «Ленин в Париже» в сценарии была сцена: Ильич сидит с Арманд на скамеечке, о чем-то беседуют — у них же был роман, это все прекрасно знают. Но была советская власть, была цензура, и сказали: нет-нет, только никаких романов с Инессой Арманд. Пусть за ней будет ухаживать рабочий Трофимов, который посещал школу Лонжюмо, где преподавал Владимир Ильич. У нас была сцена в кафе, где пел Монтегюс. Ленин, как известно, ходил на эти концерты. В картине в результате в кафе он сидит со своей благоверной Надеждой Константиновной, а с Инессой Арманд — Трофимов. Так фильм лишился пикантного достоверного эпизода».

СПРАВКА «МК»

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869—1939), политический деятель, профессиональный революционер. Член петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». По делу союза была в 1897 году арестована, а затем выслана на три года из Петербурга. Ссылку отбывала сначала в Шушенском, в Сибири, где в то время был в ссылке В.И.Ленин, за которого в июле 1898 года она вышла замуж. Вместе с ним участвовала в создании партии. С 1917-го член коллегии, с 1929-го заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920-го председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924-го, член ЦК партии с 1927-го. Умерла Крупская в 1939 г., на следующий день после празднования ее 70-летия, где, по одной из версий, ее накормили отравленным тортом.

— Играть жену вождя было за честь или…?
— Вообще-то я была скорее диссидентски настроена. Тогда нельзя было покупать никакие книги за границей, а уж тем более провозить. Газету «Русская мысль» я читала прямо на полу в книжном магазине, чтобы никто не застукал. Накупила книг, которые помогли понять революцию и весь этот ленинский сюжет совсем с другой стороны. В результате стала вырисовываться картина того революционного кошмара: как готовили переворот с девятисотых годов, как он не удался в 1905-м. Что это были за люди и на какие деньги они существовали. Вообще, Ленин в этом плане был не дурак. Первое, что он сделал, — переехал жить в Кремль и стал ездить на «Роллс-Ройсе». И вообще, если честно, я думаю, что и в Великой Отечественной войне победу мы одержали лишь силами дореволюционными, тогда было на чем держаться. Я посчитала: война началась в 1941-м, революция была в 1917-м, значит, тем, кто родился в 17-м, было по двадцать четыре, а на войну в основном пошли сорокалетние, то есть они и родились до революции и воспитаны были до нее, в духе любви к отечеству. Им просто подставили другого царя-батюшку — Сталина.
— Крупская, по-вашему, в истории фигура положительная?
— Всегда нужно найти что-то, чем можно оправдать свою героиню, ее поступки. Ленину всегда было некогда, а ему приходило безумное количество писем. Крупская считала своим долгом ни одно письмо не оставлять без внимания. Она с утра до ночи отвечала на письма, с чем бы ни обращался человек. Это говорит об обязательности и доброжелательности к людям. И потом она была красива! Когда мы пришли в музей Ленина в Кремле, то его работники возмутились: «Нет, в молодости Крупская была выше и красивее!» У нее была очень толстая коса, тонкая длинная шея. А вот этот облик, знакомый всем нам, она приобрела после сложнейшей операции на щитовидке в Швейцарии. У нее появилась базедова болезнь и отечность. Кроме того, она была очень образованной женщиной, культурной, интеллигентной. Еще один положительный момент — она была в жутких контрах со Сталиным. Хотела захоронить мужа как подобает, была против этого жуткого мавзолея.
— Знакомые потом вас Наденькой не величали?
— Нет. Правда, наш актер Рома Филиппов (известный всей стране в роли Ладыжинского Евгения Николаевича из «Бриллиантовой руки», приглашавшего Миронова на Колыму) написал очень смешные стихи «Парижанка».

Звезда мюзик-холла

— К роли Крупской я пришла уже взрослой, закаленной девушкой. Мама моя, балерина, и папа, солист оперы Большого Владимир Гаврюшов, готовили меня к поступлению в консерваторию. При этом я занималась балетом. Втайне от всех сама пошла на конкурс в мюзик-холл, и меня приняли. Родители были в полуобморочном состоянии, а я сразу уехала на гастроли. Стала ездить за границу, привозить подарки, это примирило их с моим выбором. В 1967-м вся Москва была в афишах с моими фотографиями. Первая же программа, в которой я участвовала, называлась «Сто и один день в Париже», потом был «Монмартр». Когда я вышла замуж за известного футболиста Славу Амбарцумяна и нам должны были дать квартиру, позвонил начальник «Спартака» Николай Петрович Старостин и спросил: «Вы действительно такая красивая, как на афишах?» А я молодая была, нахалка, ответила: еще лучше.
— Артистка и футболист?
— Мы были с выступлениями в Киеве. Туда же приехал «Спартак» играть с киевским «Динамо». Была как бы творческая встреча. Так мы познакомились с Вячеславом Амбарцумяном. В 1968-м родилась дочка Оля, это было для меня очень счастливое время, Слава был лучшим футболистом года. Когда я была беременна, то первый раз в жизни посетила стадион. «Лужники» были забиты полностью. Объявили номер 10 — Амбарцумян, люди повскакивали с мест и, размахивая пиджаками над головой, стали орать. С него буквально пуговицы срывали на сувениры. Тогда «Спартак» выигрывал все. В Большом, когда любимая команда выигрывала, музыканты ставили на пюпитры маленький красный флажок, проигрывала — черный.
— Как уживались две звезды?
— Я полностью отдала ему лидерство и очень страдала, когда он нас бросил. Ушел ради солистки ансамбля Моисеева. Думала, что жизнь моя кончилась. Потом все наладилось. Я еще три раза была замужем.
…Руководитель и основатель мюзик-холла Александр Конников углядел в Светловой задатки актрисы. С его легкой руки она пошла поступать сразу в несколько театральных училищ и прошла конкурс во всех. Щепкинское было выбрано по простой причине — там изначально лежали документы, а перекидывать их куда-либо было уже сложно. Правда, о данной случайности Светлова не жалеет:
— Я училась у Николая Александровича Анненкова. После учебы меня взяли в Малый театр, что может быть лучше? Папа всегда говорил: «Валечка, существуют только Большой и Малый театры, все остальное — клубы».
— Учиться было тяжело?
— Нет, но приходилось зарабатывать деньги. Я стала диктором на телевидении. Вела праздничные передачи по первому каналу. Руководитель дикторского отдела Игорь Кириллов меня уговаривал остаться, предполагал большое будущее, но я выбрала театр. В Малом я начала с Софьи в «Горе от ума». Потом была Федра, Хозяйка Медной горы, Екатерина I и другие. Кстати, Софью я играла очень долго, пятнадцать лет. Вместе с Виталием Соломиным — исполнителем роли Чацкого. Любимая роль — Дунечки в «Холопах». Самый красивый спектакль — «Сказка о царе Салтане», в котором я играю царицу. К сожалению, идет он редко, из-за сложных декораций: коршун летает, бочка плывет… Я иду играть этот спектакль как на праздник. Сейчас играю в «Чайке» с лучшими актерами Малого — Ириной Муравьевой, Юрием Соломиным, Александром Михайловым.

Мон амур

— Мюзик-холл, кино, театр, а что же личная жизнь?
— Тоже была. Я два раза выходила замуж за дипработников. С одним из них нас познакомил Иосиф Кобзон со словами: «Виталик, ты просил, я нашел тебе все, что есть лучшее в Москве». Я так надеялась, что наконец-то будет семья, но не получилось… Через две недели после развода я познакомилась с главным мужчиной в моей жизни, с Пьером. Это был 1989 год. Моя подруга позвала меня развеяться на выставку фотографий. К нам присоединилась знакомая переводчица, а с ней француз. После мы часа три сидели в ресторане. Я рассказывала про внучку, бабушкой я стала в 36 лет, про предстоящие гастроли в Новосибирске. С утра неожиданно позвонил Пьер, пригласил позавтракать, подарил букет и сказал: «Я предлагаю вам быть моей женой».
— Вот так, с ходу?
— Да. Мы встречались в Москве, потом я опять прилетела в Париж. Пьер привел меня домой, вдруг вспыхнул свет, и я увидела везде цветы и свои фотографии. Я на улице, дома, маленькая на горшке, у мамы на руках, пропалываю морковку, в роли, на пробах. Он тайком стащил детские карточки из семейного архива. Пьер показал мне, как женщина может себя реально почувствовать любимой и счастливой. Открыл мир с высоты своего положения. Он далеко не бедный человек, очень интересный и образованный. Так Франция еще раз появилась в моей жизни.

СПРАВКА «МК»

1911 год. Ленин организовывает под Парижем — в маленьком местечке Лонжюмо — первую партийную школу большевиков. Впоследствии в Париже, в квартире на улице Мари-Роз, 4, где три года жил Ильич, был открыт музей. Ныне на доме нет даже памятной доски. Скромная двухкомнатная квартира далеко не в самом привилегированном округе Парижа была впоследствии приобретена французской компартией и являлась непременным пунктом на маршруте экскурсантов из СССР. Квартира состоит из рабочего кабинета со спальным уголком. Здесь размещена экспозиция, кратко рассказывающая о жизни и деятельности вождя мирового пролетариата. Некоторые экспонаты свидетельствуют о посещении этого места Леонидом Брежневым и Михаилом Горбачевым, другими советскими руководителями, оставлявшими на память кто бронзовый бюст, кто гравюру.

— К бывшим французский муж не ревновал?
— Когда узнал, что мой первый муж футболист, то организовал матч между ветеранами французской сборной и сборной СССР. В основном это было сделано для Славы.
…Такой вот скромный подарочек. Держу в руках сертификат на другой «сувенир» — от фирмы элитных украшений. Точная копия безделушки, которую Наполеон подарил Жозефине. Валентина трепетно достает сокровище. В сердцевине медальона фотография мужа с подписью «мон амур…»
— Пьер постоянно пытался помогать мне, моей семье и всем знакомым. Но у нас принято держать марку. Я сама шила платья из крепдешина и приезжала в Париж, играя роль богатой красавицы, садилась за рояль, пела и сражала французов этим наповал. Я очень хорошо говорю по-французски.
…Пьер купил в Париже квартиру специально с видом на русскую церковь. Подарок Пьера — белый рояль, на нем подарок Валентины — набор хохломы.
— Мы как-то были в Китае и, чтобы забраться на Великую Китайскую стену, встали в шесть утра. Пошли завтракать. Он сидит с ломтиком сыра и чашечкой кофе, и тут появляюсь я с подносом, полным еды: мясо, рыба, морепродукты, макароны, фрукты. Он был удивлен: «Первый раз вижу человека, который может в шесть утра столько съесть».
— Как ухаживают французы?
— Нашим мужикам надо учиться писать письма, излагать свои мысли. Когда Пьер уезжал от меня в Париж, то оставлял подарки в разных уголках квартиры и, следуя его инструкциям по телефону, я находила в кармане шубы духи, в столовых приборах — кольцо, в ящике с бельем еще что-нибудь, а под подушкой — письмо: «Ты мое счастье, я никогда тебя не брошу, весь мир к твоим ногам…»
…Фотографии красивой французской жизни. Корсика, Светлова в доме Наполеона (Пьер родился с императором в один день). Портрет Валентины на серебряной пластине за 30 тысяч «вечно зеленых». В замке у друзей-миллионеров. Юг Франции. Ницца. Елисейские поля. Семейная яхта в Сан-Тропе. Среди прочих — вдруг снимки, сделанные на даче Валиных родителей в Апрелевке: Пьер и его брат, два богатейших француза, своими руками чинят подмосковный забор. Семья жила на два дома. То он здесь, во Франции, то она там — в России. Валентина брала отпуска, больничные... И так больше десяти лет. Из французской квартиры Валентина уехала, оставив все…
— Сказка закончилась…
— Виновата я сама, точнее, театр. Это то, на что положена вся жизнь, с шести лет. Оставить сцену, уехать во Францию и быть просто женой для меня невозможно. Сегодня нехватку творчества на подмостках я выплескиваю в архитектурные проекты, ремонты, часто мысленно я перестраиваю квартиры всех знакомых. Разучиваю стихи, новые музыкальные произведения... Рядом лес, речка — красота. Вот хожу, гуляю, держу себя в форме для будущих ролей. Дай Бог, чтобы они были — а уж я-то к ним всегда готова.

Московский Комсомолец
от 19.04.2006
Юлия ГОНЧАРОВА.

Дата публикации: 24.04.2006