Новости

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МЕДВЕДЕВА

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МЕДВЕДЕВА

На страничке собраны материалы о Надежде Михайловне Медведевой, которая вошла в историю не только как талантливая актриса, но и как человек, угадавший талант М.Н. Ермоловой и подарившей ей «путевку в жизнь»…

МЕДВЕДЕВА Надежда Михайловна (по мужу Гайдукова) (6(18). Х.1832, Москва,-24. IX (6.Х). 1899, о. Корфу, Греция) — русская актриса. Принадлежала к актерской семье, начавшей деятельность в 18 в. Дочь актрисы московских театров Акулины Дмитриевны Медведевой (1796-1895; оставила сцену в 1822). По отцу — сестра П.М. Медведева. Воспитанница Московского театрального училища; занималась у балетмейстера Ф. Н. Манохина и режиссера С. П. Соловьева, убедившего Медведеву посвятить себя драме. В 1847 с успехом сыграла в Малом театре роль Агнессы («Школа женщин» Мольера). В 1849, по окончании училища, Медведева была принята в труппу Малого театра (числилась на службе с 1848; с 1899 — заслуженная артистка императорских театров). Вначале выступала в водевилях и комедиях, обратив на себя внимание миловидной наружностью, звучным голосом, осмысленностью игры, комедийным дарованием. В 1851 для практики была отпущена на Одесскую сцену. По возвращении (1853) Медведева, несмотря на ее данные характерной актрисы, стали поручать драматические роли во французских мелодрамах: Маритана («Испанский дворянин» Дюмануара и Деннери, 1856), Луиза и Люсиль (роли матери и дочери; играла в один вечер — «Детский доктор» Анисе-Буржуа и Деннери, 1857), Серафина («Серафина Лафайль» Анисе-Буржуа и Лемуана, 1859). Мелодраматические приемы мешали простоте и естественности, присущим дарованию актрисы. В русском репертуаре в этот период Медведева играла: Дашу («Не так живи, как хочется» Островского, 1854, первая исполнительница этой роли в Малом театре), Софью («Горе от ума», 1858); в западной классике — Корделию («Король Лир», 1859), Елизавету Валуа («Дон Карлос», 1859), Порцию («Венецианский купец», 1862). Огромное влияние на формирование Медведевой как художника и человека оказал ее учитель и друг — М. С. Щепкин. Талант Медведевой проявился в полную силу лишь с переходом ее в 1866 на характерные роли пожилых светских женщин (амплуа грандам), преимущественно в русском репертуаре. Разнообразие и жизненная правдивость, яркая индивидуализация образов, их цельность, глубина чувств, тонкий юмор, естественность, филигранная отделка деталей — основные черты искусства Медведевой. В первых постановках пьес Островского в Малом театре Медведева играла: Турусину («На всякого мудреца ...», 1868), Гурмыжскую (1871), Огудалову («Бесприданница», 1878); Сосипатру Семеновну («Красавец-мужчина», 1882), Снафидину («Не от мира сего», 1885). Среди лучших ролей Медведевой также: Хлестова («Горе от ума», 1882), Мурзавецкая («Волки и овцы», 1896), Эльмира («Тартюф», 1867)» графиня Орсини («Эмилия Галотти» Лессинга, 1870), Эсфирь («Уриэль Акоста», 1879). Доверив в свой бенефис роль Эмилии Галотти воспитаннице М.Н. Ермоловой, Медведева открыла талант будущей великой актрисы, стала ее руководителем и другом. К.С. Станиславский считал Медведеву одной из своих учительниц.

Лит.: Надежда Михайловна Медведева, «ЕИТ». Сезон 1907-1908, вып. 18, ч. 1, СПБ , с. 302-11;
Кара-Mypза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 29-38; Щепкина-Куперник Т. Л., Дни моей жизни, М., 1928, с. 162-75;
Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М. 1954, с. 37-39, 69.

ПУБЛИКАЦИИ:

Т.Л. Щепкина-Куперник «Из воспоминаний об актерах Малого театра». Надежда Михайловна Медведева

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МЕДВЕДЕВА. Из книги С.Г. Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления». М., 1924.

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МЕДВЕДЕВА. Из книги В.А. Нелидова «Театральная Москва. Сорок лет московских театров». М. «Материк», 2002.

Дата публикации: 21.04.2006
НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МЕДВЕДЕВА

На страничке собраны материалы о Надежде Михайловне Медведевой, которая вошла в историю не только как талантливая актриса, но и как человек, угадавший талант М.Н. Ермоловой и подарившей ей «путевку в жизнь»…

МЕДВЕДЕВА Надежда Михайловна (по мужу Гайдукова) (6(18). Х.1832, Москва,-24. IX (6.Х). 1899, о. Корфу, Греция) — русская актриса. Принадлежала к актерской семье, начавшей деятельность в 18 в. Дочь актрисы московских театров Акулины Дмитриевны Медведевой (1796-1895; оставила сцену в 1822). По отцу — сестра П.М. Медведева. Воспитанница Московского театрального училища; занималась у балетмейстера Ф. Н. Манохина и режиссера С. П. Соловьева, убедившего Медведеву посвятить себя драме. В 1847 с успехом сыграла в Малом театре роль Агнессы («Школа женщин» Мольера). В 1849, по окончании училища, Медведева была принята в труппу Малого театра (числилась на службе с 1848; с 1899 — заслуженная артистка императорских театров). Вначале выступала в водевилях и комедиях, обратив на себя внимание миловидной наружностью, звучным голосом, осмысленностью игры, комедийным дарованием. В 1851 для практики была отпущена на Одесскую сцену. По возвращении (1853) Медведева, несмотря на ее данные характерной актрисы, стали поручать драматические роли во французских мелодрамах: Маритана («Испанский дворянин» Дюмануара и Деннери, 1856), Луиза и Люсиль (роли матери и дочери; играла в один вечер — «Детский доктор» Анисе-Буржуа и Деннери, 1857), Серафина («Серафина Лафайль» Анисе-Буржуа и Лемуана, 1859). Мелодраматические приемы мешали простоте и естественности, присущим дарованию актрисы. В русском репертуаре в этот период Медведева играла: Дашу («Не так живи, как хочется» Островского, 1854, первая исполнительница этой роли в Малом театре), Софью («Горе от ума», 1858); в западной классике — Корделию («Король Лир», 1859), Елизавету Валуа («Дон Карлос», 1859), Порцию («Венецианский купец», 1862). Огромное влияние на формирование Медведевой как художника и человека оказал ее учитель и друг — М. С. Щепкин. Талант Медведевой проявился в полную силу лишь с переходом ее в 1866 на характерные роли пожилых светских женщин (амплуа грандам), преимущественно в русском репертуаре. Разнообразие и жизненная правдивость, яркая индивидуализация образов, их цельность, глубина чувств, тонкий юмор, естественность, филигранная отделка деталей — основные черты искусства Медведевой. В первых постановках пьес Островского в Малом театре Медведева играла: Турусину («На всякого мудреца ...», 1868), Гурмыжскую (1871), Огудалову («Бесприданница», 1878); Сосипатру Семеновну («Красавец-мужчина», 1882), Снафидину («Не от мира сего», 1885). Среди лучших ролей Медведевой также: Хлестова («Горе от ума», 1882), Мурзавецкая («Волки и овцы», 1896), Эльмира («Тартюф», 1867)» графиня Орсини («Эмилия Галотти» Лессинга, 1870), Эсфирь («Уриэль Акоста», 1879). Доверив в свой бенефис роль Эмилии Галотти воспитаннице М.Н. Ермоловой, Медведева открыла талант будущей великой актрисы, стала ее руководителем и другом. К.С. Станиславский считал Медведеву одной из своих учительниц.

Лит.: Надежда Михайловна Медведева, «ЕИТ». Сезон 1907-1908, вып. 18, ч. 1, СПБ , с. 302-11;
Кара-Mypза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 29-38; Щепкина-Куперник Т. Л., Дни моей жизни, М., 1928, с. 162-75;
Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М. 1954, с. 37-39, 69.

ПУБЛИКАЦИИ:

Т.Л. Щепкина-Куперник «Из воспоминаний об актерах Малого театра». Надежда Михайловна Медведева

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МЕДВЕДЕВА. Из книги С.Г. Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления». М., 1924.

НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МЕДВЕДЕВА. Из книги В.А. Нелидова «Театральная Москва. Сорок лет московских театров». М. «Материк», 2002.

Дата публикации: 21.04.2006